Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 66.42 ↓

EUR 75.21 ↑

13 декабря Четверг

Уфа   °

Сто лет назад началось строительство Белорецкой железной дороги

ОБЩЕСТВО

Среди прекрасных мест Южного Урала, в глубине первозданных башкирских лесов, на самом севере Белорецкого района расположен небольшой посёлок Верхнеаршинский. Этот укромный уголок находится на самом высоком месте нашей республики, у истока речки Арша, между двух главных горных массивов Иремель и Ямантау, у восточного подножия Малого и Большого Кумардаков и горного хребта Бахты. А своим рождением он обязан весьма знаменательному событию – началу строительства в 1910 году знаменитой Белорецкой железной дороги. Он был основан как «Разъезд 87 километр» узкоколейной железной дороги Белорецк–Тирлян-Запрудовка (Катав-Ивановск). До этого горячекатаный лист с Тирлянского завода вывозили почти целый век на лошадях.

Главными подрядчиками новостройки были две немецкие компании «Вагау» и «Артур-Копель». В течение 1911 года от Катава до Тирляна были построены мосты, казармы, лотки и отсыпана насыпь. Железный мост между Верхней Аршой и Малой Юрюзанью через реку Юрюзань – очень красивое и крепкое сооружение – сохранился до наших дней. Все работы велись вручную и с помощью лошадей. На строительстве железной дороги работали не только местные жители из тех посёлков, вдоль которых она должна пройти, но и приезжие из Самодуровки, Миасса и других селений, а также много рабочих и специалистов из Германии. В октябре 1912 года были уложены рельсы. В том же году была проведена связь. К весне 1912 года в депо Запрудовка стали поступать паровозы в разобранном виде. Вначале их было шесть. В Катаве было образовано училище по подготовке слесарей широкого профиля. После окончания этого училища часть слесарей работали на месте, часть была отправлена в Тирлян. В ноябре 1912 года первый поезд отправился с Запрудовки в Тирлян. В следующем году строительство железной дороги Запрудовка – Тирлян — Белорецк было закончено. И она несколько десятилетий – до 1959 года — оставалась основной транспортной артерией, по которой шло снабжение всеми видами сырья, товаров и материалов для Белорецка и его промышленных предприятий. А также по этой дороге, входившей в тройку самых протяжённых узкоколейных железных дорог СССР (общая длина более 300 километров), курсировали специальные пассажирские поезда, связывавшие Белорецк и населённые пункты Белорецкого района с Челябинской областью, где можно было продолжить путешествие уже по дороге с нормальной колеёй.

Со строительством этой железной дороги возник посёлок Верхнеаршинский. В 1927 году из Ленинграда на станцию Верхняя Арша приехала поисковая партия геологов и геофизиков, обнаружившая здесь залежи медного колчедана, свинцовых и железных руд, горючей серы и других полезных ископаемых. Руду подвозили к станции «Разъезд 87 километр» на подводах. От Арши станция находилась в трёх километрах, поэтому в 1941 году её переместили туда, где находится посёлок Верхнеаршинский, чтобы ближе было подвозить руду из карьера. С началом Великой Отечественной войны в посёлок приехали рабочие, которые трудились на лесозаготовке.

В 1951 году рудник заработал с новой силой. Геологи, проводившие исследования, жили в здании школы. Начался наплыв рабочих из Белорецка, Учалов, Авзяна, других мест. Население посёлка в те годы составляло семь тысяч человек. В основном люди занимались разработкой карьера и добычей руды. Рудник просуществовал шесть лет. За это время началось строительство обогатительного комбината, школы, был построен большой клуб с библиотекой, столовая, четыре магазина, две бани, пекарня. Но комбинат и школа на тысячу ученических мест остались недостроенными в связи с закрытием рудника в 1958 году. Чтобы занять людей, в 1958 году на базе Верхнеаршинского рудника был образован участок Белорецкого райпромкомбината по изготовлению фанеры. Проработало это производство до 1992 года. А вскоре была закрыта и железнодорожная ветка от Арши до Тирляна, а несколько лет назад были разобраны рельсы и на всей Белорецкой железной дороге, входившей в состав транспортной службы ОАО «Белорецкий металлургический комбинат».

Сегодня Арша постепенно превращается в посёлок, осваиваемый дачниками. Им пришлась по нраву местная природа и горный воздух.

автор: Александр Урцев
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Лонгриды
Новости партнеров
закрыть