Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.14 ↑

EUR 69.46 ↓

14 декабря Четверг

Уфа   °

Взаимодополнение абстракции и реализма - на выставке Вагиза Шайхетдинова

КУЛЬТУРА

Абстрактная живопись, наполненная глубоким философским смыслом, и реалистичные пейзажи соединились в одну экспозицию — накануне в Уфимской художественной галерее открылась персональная выставка члена Союза художников РБ Вагиза Шайхетдинова.

Это сочетание в одной экспозиции двух, казалось бы, несовместимых направлений живописного искусства объясняется просто. Эта выставка — ретроспектива творчества Вагиза Шайхетдинова. Его ранние работы тяготеют больше к абстракции, более поздние — к реалистичному искусству. По словам художника, в начале 90-х годов абстракция была на пике популярности в Башкортостане и в целом в России. "Смотритель", "Внеочередное затмение солнца", "Бумеранг", "Капова пещера" — полны тонкой философии и отсылают к древнему, почти мифическому первоначалу. Однако позднее автор все же обращается к реалиям современной жизни. В его творчестве появляются необычайно проникновенные и светлые реалистические пейзажи башкирской природы: "Окраина Уфы", "Завтра будет весна", "Тихая весна", "Март", а также теплые душевные деревенские мотивы: "Моя деревня", "Кандры. Мороз и солнце", "Праздник в деревне".

— Сам я родом из деревни, поэтому эта тема мне как никакая другая близка и понятна, — рассказывает Вагиз Шайхетдинов. — Рисовать я хотел научиться с самого детства и продолжаю совершенствовать технику по сей день. Реалистическая живопись как раз и явилась результатом стремления к развитию. Но с другой стороны — мир вокруг постоянно меняется, и размышления об этом подталкивают к продолжению абстрактного направления. Иной раз мои знакомые и коллеги говорят, что во мне уживаются одновременно два человека.

Эта же мысль в какой-то момент возникает и у посетителя выставки — настолько самодостаточны и емки абстрактные полотна, насколько и реалистичные. Однако если присмотреться повнимательнее можно обнаружить те самые тонкие связующие эти два направления в творчестве художника нити. Ту же самую "Капову пещеру" здесь можно увидеть и абстрактной — написанной автором в 1992 году, и реалистичной — созданной уже в 2009 году. А картину "Шихан" и вовсе можно рассматривать как слияние и взаимодополнение реалистичности и абстрактности.

Не менее интересны портреты кисти Вагиза Шайхетдинова. "Портрет соседа", "Портрет поэта Денисова", "Портрет профессора Гайнуллина" удивляют своим психологизмом и детальной выверенностью, которые дополняет непринужденность поз и абсолютно "живые" выражения лиц. По словам художника, отразить эту естественность и простоту для него несложно.

— Мне кажется, что это естественно, как петь. Можно петь громко или тихо, веселую или грустную песню. Ведь это несложно, — говорит Вагиз Шайхетдинов. — И потом, художник "видит" ту или иную свою картину, когда работа над ней уже завершена. После могут возникнуть и какие-то другие мысли, как можно было бы сделать по-другому. Но когда пишешь, то не думаешь, как ты рисуешь и что именно хочешь. Оно выходит само по себе. Вот тогда работа получается хорошей.

Кроме того, на выставке в произведениях автора разных лет можно встретить образы матери и отца. Тихие, глубокие, исполненные внутренним светом.

— Мои родители были очень светлыми людьми, которые с удивительной чистотой относились к людям и природе. И хотя мы жили в далекой деревне, они сумели вырастить в семье двух художников — меня и моего брата.

Центральной же работой экспозиции по праву можно считать картину "Летним днем", в которой нашли свое отражение и собирательный образ женщины-матери, и деревенский мотив, и философский аспект.

Теги: выставки
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть