Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.27 ↓

EUR 67.35 ↑

19 октября Четверг

Уфа   °

Исполняется 220 лет со дня учреждения Оренбургского магометанского духовного собрания

ПОЛИТИКА

220 лет назад было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. Правопреемником этого одного из старейших институтов гражданского общества в России является действующее до сих пор Центральное духовное управление мусульман России.
Некоторые исследователи склонны оценивать появление Магометанского собрания...

220 лет назад было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. Правопреемником этого одного из старейших институтов гражданского общества в России является действующее до сих пор Центральное духовное управление мусульман России.

Некоторые исследователи склонны оценивать появление Магометанского собрания как переломный этап в изменении политики России в отношении с инородцами вообще и мусульманами в частности. Между тем, поликонфессиональность России едва ли не впервые была юридически завреплена в момент добровольного вхождения Башкирии в состав России. Как известно, одним из условий вхождения башкир в состав России было сохранение за ними права исповедовать "магометанскую веру". Но если в XVI веке эта норма регулировала отношения только с одним из народов Российского государства, то во второй половине XVIII века она была распространена на все мусульманские народы России.

В 1773 году по велению императрицы Екатерины II был принят Синодальный указ о терпимости вероисповеданий, гласивший: "... как Всевышний на земле терпит все веры, языки и вероисповедания, так и ее Величество... поступать изволит, желая только, чтоб между подданными ея Величества всегда любовь и согласие царствовало". А в 1788 году последовал именной указ об учреждении в Уфе Оренбургского магометанского собрания во главе с муфтием. Первым муфтием был назначен Мухамеджан Гусейнов.

Тем не менее нужно говорить о кардинальном изменении конфессиональной политики Российской империи. На протяжении XVI-XVIII веков царское правительство неоднократно нарушало условия договора с башкирами в части, касавшейся их вотчинных прав на землю и прав на исповедание ислама. Участие башкир, а также других мусульманских народов России в Пугачевском восстании потребовало от государства более гибкого подхода в отношении к исламу.

Учреждение магометанского собрания имело и важное внешнеполитическое значение. Расширение границ империи и включение в ее состав мусульманских народов Средней Азии и Кавказа, войны с Турцией и Ираном настоятельно требовали пересмотра отношений с исламским населением. Единственным правильным решением в таких обстоятельствах было создание собственного мусульманского духовного центра, который имел бы высокий статус в глазах мусульман страны и государственной власти.

Среди причин учреждения магометанского собрания могли быть и причины субъективного порядка. Супруг Екатерины II император Петр III (внук Петра Великого) являлся потомком по прямой линии кади Севильи Исмаила ибн Курайша, ведущего свое происхождение от Пророка Мухаммеда. За свергнутого в результате дворцового переворота Петра III выдавал себя и Емельян Пугачев. Какую роль играл в Пугачевском восстании конфессиональный фактор, предстоит еще выяснить, тем не менее можно констатировать, что такие обстоятельства вполне могли иметь место.

Созданное по Указу 1788 года Оренбургское магометанское духовное собрание в Уфе стало, с одной стороны, институтом самоорганизации мусульманского социума страны, а с другой важным инструментом в регулировании государственно-исламских отношений.

Духовное управление мусульман сохранило высокий статус и авторитет на протяжении всей своей истории. В настоящее время Центральное духовное управления мусульман России, несмотря на утрату монопольного права представлять интересы мусульманского сообщества России перед государством, а также в перед всем исламским миром, по прежнему остается главным институтом самоорганизации мусульманского сообщества. Правопреемнику Оренбургского магометанского духовного собрания удалось сохранить духовное наследие ислама в годы воинствующего атеизма. Сейчас Центральному духовному управлению мусульман удается успешно противостоять распространению экстремистских идеологий, пытающихся проникнуть в страну под видом ислама.

Важно отметить, что традиции веротерпимости, заложенные положениями Указа императрицы Екатерины II, имеют свое продолжение и по сей день. Это выражается как в позиции руководства Российской Федерации по отношению к мусульманам страны, так и во взглядах потомков императорского дома, которые подчеркивают неразрывность исторических связей императорского дома с народами, исповедующими ислам.

Автор: Булат Юлбарисов

Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть