В Башкортостане проходит республиканское совещание по
образованию. В ходе пленарной части традиционного августовского
педсовета выступил Президент РБ Муртаза Рахимов. Он отметил, что
в рамках педсовета предстоит обсудить итоги прошедшего учебного
года, обозначить имеющиеся проблемы и наметить пути их
решения.
Как сказал глава республики, система образования Башкортостана -
одна из крупнейших и развитых в стране. Более чем 4800 разнопрофильных
образовательных учреждений обучают и воспитывают около 900 тысяч
учащихся и студентов. Здесь работают 196 тысяч педагогических
работников и обслуживающего персонала.
"Мы сохраняем лидерство в Приволжском округе по числу дошкольных
учреждений, учреждений начального и среднего профессионального
образования, а также обучающихся в них. По ряду показателей
образования республика - в числе первых и по России", - отмтеил Муртаза
Губайдуллович.
Башкортостан традиционно в числе первых регионов в округе по объемам
инвестиций в образование. А в стране по этому показателю республика
занимает пятое место, уступая лишь Москве и таким нефтяным регионам,
как Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный
округа. Только за последние два года у нас в отрасль направлено
свыше пяти миллиардов рублей капитальных вложений. В итоге
построено и реконструировано 77 учреждений более чем на 10 тысяч мест.
Практически каждая десятая новая школа страны вводится в нашей республике.
И в этом году в 25 районах и трех городах идет строительство и
реконструкция 49 объектов почти на 4100 мест. Причем 13 из них
- в Мечетлинском, Белокатайском и Дуванском районах - сданы в
эксплуатацию уже к нынешнему совещанию.
Башкортостан лидирует по числу государственных программ в
образовании. Пять федеральных и 19 республиканских программ
охватывают практически все звенья системы образования. Если в 2006
году на реализацию только республиканских программ было направлено
около 15 миллионов рублей, а в прошлом году - более 25 миллионов
рублей, то нынче на эти цели запланированы уже свыше 31500 тысяч рублей.
В целом, на образование расходуется более четверти бюджета республики.
В то же время Президент РБ отметил, что есть еще немало проблем,
которые нам нужно решать активнее. Государственные полномочия
по социальной поддержке детей-сирот в соответствии с
законодательством переданы муниципальным районам и городским округам.
"Но не везде на местах соблюдаются нормы обеспеченности органов опеки
и попечительства соответствующими специалистами, - сказал он. - Так,
в Салавате вместо шести работают только двое специалистов,
в Нефтекамске вместо пяти - двое. В целом только 23 муниципальных
района и городских округа полностью укомплектованы штатами по охране
прав детей. А общая потребность в дополнительных кадрах - 74 единицы".
Президент дал поручение Правительству РБ в кратчайшие сроки решить этот
вопрос.
Хороший стимул развитию отрасли придал национальный проект "Образование".
За два года на его реализацию направлено свыше 5200 миллионов рублей бюджетных
средств, в том числе около 3700 миллионов рублей из консолидированного бюджета
республики. Кроме того, на развитие системы образования привлечено более 223
миллионов рублей из внебюджетных источников. В рамках нацпроекта около 40
процентов школ получили комплекты современного учебного оборудования, примерно
треть сельских школ - автобусы. В целом, в республику поставлено 1109
комплектов оборудования и 344 автобуса.
Кроме того, 327 лучших школ получили государственную поддержку по одному
миллиону рублей. По итогам российского конкурса денежного поощрения удостоены
1089 наших учителей, 247 учащихся и студентов-победителей, призеров
всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов. Более 32 тысяч
классных руководителей ежемесячно получают доплаты за
воспитательную работу.
Практически все общеобразовательные учреждения уже имеют
выход в Интернет и обеспечены лицензионными программами. За два
года дополнительно приобретено около 1600 автоматизированных
рабочих мест. Сегодня на один компьютер приходится 22 ученика,
что соответствует среднероссийскому уровню. "Теперь нужно, чтобы
все это - и учебное оборудование, и компьютеры эффективно работали
на обучение и воспитание детей, - сказал Муртаза Губайдуллович. -
Но, к сожалению, в школах еще немало случаев, когда новейшая техника
используется не по назначению".
Более разнообразными становятся формы дошкольного образования.
Все большую популярность приобретают группы кратковременного
пребывания детей. В этом году таких групп уже более 200, а количество
детей в них - около 1800. Среди воспитанников детских садов растет число
детей раннего возраста. "В связи с переходом на всеобщее и
обязательное дошкольное образование, нужно активно развивать и другие
альтернативные формы дошкольного образования, - сказал Президент РБ. -
Например, семейные и негосударственные детские сады, а на базе
действующих учреждений - службы по воспитанию детей на дому.
Должна перейти в штатный режим предшкольная подготовка детей в
дошкольных учреждениях. Она экспериментально отрабатывалась уже три года и
показала себя достаточно эффективной".
В общем образовании идет процесс оптимизации сети образовательных
учреждений. Подвоз детей в школы сейчас осуществляется из более чем
тысячи сельских населенных пунктов. Делаются первые шаги по
формированию сельских базовых школ. В перспективе предполагается
создать порядка 500 таких школ. "Однако в этом исключительно
ответственном деле совершенно не допустима кампанейщина, - отметил
Президент РБ. - Наше село в последние годы радикально преобразилось.
Здесь уже другая экономическая ситуация, поменялся и уклад
жизни сельчан. Впервые в истории страны на деле устраняются
существенные различия между городом и деревней. И надо признать,
что школа далеко не всегда успевает реагировать на новые
явления и современные потребности села".
Глава республики считает, что базовые школы нужно создавать
основательно, оснащая современным учебно-лабораторным, компьютерным
оборудованием, автобусами. Исключительно важен
профессиональный уровень работающих там педагогов.
"Только тогда эти школы станут настоящими ресурсными и методическими
центрами развития образования на селе, дающими школьникам
качественные знания, - сказал он. - Нельзя забывать и о том,
что школа на селе и сегодня остается подлинным очагом культуры".
Президент отметил, что нужно также целенаправленно развивать
на селе сеть гимназий и лицеев. "Пока одаренным сельским детям,
особенно из малообеспеченных семей, сложно поступить в
такие инновационные учреждения. Тем более, если они расположены
далеко от дома, - сказал он. - В целом, необходимо наладить
комплексную работу по выявлению, сопровождению и трудоустройству
одаренной молодежи.
Глава республики особо акцентировал внимание педагогов на подготовке
к проведению ЕГЭ. "С будущего года ЕГЭ будет проводиться в
штатном режиме во всех регионах. И надо к этому готовиться уже сегодня,
учитывая выявленные проблемы, - сказал он. - Например, довольно
много неудовлетворительных оценок по математике и русскому
языку - 24 и 16 процентов соответственно! Примерно такая же картина
и в других регионах".
Президент сказал, что "надо сто раз подумать, прежде чем
экспериментировать над детьми!" Ни в коем случае под ЕГЭ нельзя
ломать сложившуюся систему школьного образования - она
складывалась многими десятилетиями и заслуженно была одной из
лучших в мире, считает Муртаза Губайдуллович.
Глава республики считает, что школьник сам должен
выбирать форму выпускного экзамена - в традиционной форме или
в виде ЕГЭ.
Президент РБ затронул вопрос и о новых образовательных
стандартах. "В целом они заслуживают одобрения, однако не выдерживают
критики в части учета интересов регионов, особенно
национальных республик, - сказал он. - Фактически они отменяют
региональный компонент. А ведь именно в его рамках сейчас
преподаются родные языки и литература, история родного
края и краеведение. И теперь ставится под сомнение сама возможность
изучения этих предметов. Поэтому Башкортостан был категорически
против принятия закона в таком виде. Мы убеждены, что региональный
компонент должен быть восстановлен. Считаю, что его следует
устанавливать не в Правительстве Российской Федерации, а федеральным
законом об образовании, как это и было раньше".
В своем выступлении Президент Башкортостана заострил внимание
собравшихся и на механизме нормативного подушевого
финансирования системы общего образования. На новый механизм финансирования
перейдут 1768 муниципальных образовательных учреждений.
"Нужно готовить перевод на такую систему финансирования также
учреждений дошкольного и дополнительного образования детей,
начального и среднего профессионального образования, - сказал он. -
При этом предстоит рассмотреть вопрос преобразования учреждений дошкольного и
дополнительного образования в автономные учреждения. Это существенно повысит
уровень их финансовой и хозяйственной самостоятельности, позволит привлекать
дополнительные средства для укрепления материальной базы и увеличения
оплаты труда педагогических работников".
При этом глава республики предостерег руководителей образовательных
учреждений, чтобы оптимизация системы образования ни в коем
случае не привела к сокращению ставок социальных педагогов, психологов,
организаторов детского досуга, воспитателей.
"Сегодня и в профессиональном образовании происходят существенные
перемены, результатами которых должно стать насыщение
рынка труда компетентными конкурентоспособными специалистами, - сказал
Муртаза Губайдуллович. - И, несомненно, республиканская система
профессионального образования последовательно решает эти задачи".
В наступающем учебном году республика примет участие в эксперименте по
отработке механизма кредитования студентов для получения основного или
дополнительного образования в вузе, а также для проживания и питания
во время учебы. Уже известно, что в эксперименте будут участвовать
два ведущих университета - нефтяной и авиационный. "Это хорошее
начинание должно найти поддержку и в других вузах республики,
- отметил Муртаза Губайдуллович. - Участие самого студента в
финансировании собственной учебы, несомненно, повысит его
ответственность, сделает более осознанным выбор будущей
работы".
Вместе с тем, считает глава республики, не должно быть спонтанного
наполнения рынка труда непрофильными и невостребованными
специалистами. "Нельзя поточно штамповать кадры юристов,
экономистов, разных менеджеров. Необходимо, чтобы в основу подготовки
специалистов легли анализ и научно обоснованные прогнозы. Нужно разработать
механизм государственного заказа и методику его расчетов", - сказал он.
Ставка на лидеров, новаторов сегодня становится важным ресурсом развития
отрасли. Отрадно, что инновационная деятельность активизировалась
на всех уровнях и ступенях образования. Не случайно Башкортостан
второй год подряд побеждает во всероссийском конкурсе по инноватике
в образовании. В этом году из 28 крупных федеральных наград шесть
завоевали наши проекты. Получено более 40 дипломов и сертификатов
на внедрение инноваций.
Свидетельство высокой оценки потенциала наших вузов на
российском уровне - и присуждение троим ученым нефтяного
технического университета премии Правительства Российской Федерации,
а трем преподавателям медицинского университета - грантов Президента страны.
В вузах успешно идет формирование инновационных структур. Уже созданы
технопарки в Башкирском государственном и авиационном университетах, центр
социально-гуманитарных проектов в педагогическом университете. В
ближайшее время будет открыт технопарк на базе Института
нефтехимпереработки с участием нефтяного университета. В эту работу
все активнее включаются ученые вузов Стерлитамака, Бирска,
Сибая и других городов. В целом, в государственных вузах республики
в прошлом году действовали 53 подобные структуры. Они выполнили
224 проекта на сумму около 137 миллионов рублей. "Не иначе как
прорывом можно назвать создание авиационным техническим университетом
микроспутника - учебно-научной лаборатории на орбите Земли,
а также одного из самых мощных суперкомпьютеров в стране", -
сказал Президент РБ.
Глава республики подчеркнул, что развитию инновационной
инфраструктуры в вузах должна предшествовать серьезная
подготовительная работа. Обновление всего процесса
образования и впредь должно идти в соответствии с запросами
всего народного хозяйства республики. "Это не дань моде. Это веление
времени!", - сказал он.
"Можно твердо утверждать, что позитивные тенденции в развитии системы
образования республики приобретают устойчивый и необратимый характер.
И нам нужно последовательно продолжать начатые преобразования.
Это - основное условие перехода к стратегии инновационного
развития республики и страны в целом. Мы вплотную приблизились
к необходимости формирования современной модели образования
"Российское образование - 2020". Она должна соответствовать всем
основным характеристикам инновационной экономики. Получение и
обновление знаний становится теперь неотъемлемой частью развития
и производства, и всего общества. Известный тезис "Кадры решают все!",
таким образом, получает сегодня действительно новое звучание", -
сказал Муртаза Губайдуллович.
Затем Президент Башкортостана вручил группе работников образования
государственные награды нашей республики. В частности, два педагога
были удостоены звания "Народный учитель Башкортостана".
"Хочу пожелать вам успехов в решении непростых задач, которые стоят перед
системой образования. Сердечно поздравляю родителей и учителей, всех участников
совещания с приближающимся новым учебным годом. Пусть он принесет нам много
доброго, новых достижений!", - сказал Муртаза Губайдуллович.
Фото Олега Яровикова.
Автор: