Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

Муртаза Рахимов: "В деятельности системы образования неразрывно соединяются интересы государства, общества и каждого человека"

ПОЛИТИКА

В Башкортостане проходит республиканское совещание по образованию. В ходе пленарной части традиционного августовского педсовета выступил Президент РБ Муртаза Рахимов. Он отметил, что в рамках педсовета предстоит обсудить итоги прошедшего учебного года, обозначить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения.
Как сказал глава республики, сист...

В Башкортостане проходит республиканское совещание по образованию. В ходе пленарной части традиционного августовского педсовета выступил Президент РБ Муртаза Рахимов. Он отметил, что в рамках педсовета предстоит обсудить итоги прошедшего учебного года, обозначить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения.

Как сказал глава республики, система образования Башкортостана — одна из крупнейших и развитых в стране. Более чем 4800 разнопрофильных образовательных учреждений обучают и воспитывают около 900 тысяч учащихся и студентов. Здесь работают 196 тысяч педагогических работников и обслуживающего персонала.

"Мы сохраняем лидерство в Приволжском округе по числу дошкольных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также обучающихся в них. По ряду показателей образования республика — в числе первых и по России", — отмтеил Муртаза Губайдуллович.

Башкортостан традиционно в числе первых регионов в округе по объемам инвестиций в образование. А в стране по этому показателю республика занимает пятое место, уступая лишь Москве и таким нефтяным регионам, как Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа. Только за последние два года у нас в отрасль направлено свыше пяти миллиардов рублей капитальных вложений. В итоге построено и реконструировано 77 учреждений более чем на 10 тысяч мест. Практически каждая десятая новая школа страны вводится в нашей республике. И в этом году в 25 районах и трех городах идет строительство и реконструкция 49 объектов почти на 4100 мест. Причем 13 из них  — в Мечетлинском, Белокатайском и Дуванском районах — сданы в эксплуатацию уже к нынешнему совещанию.

Башкортостан лидирует по числу государственных программ в образовании. Пять федеральных и 19 республиканских программ охватывают практически все звенья системы образования. Если в 2006 году на реализацию только республиканских программ было направлено около 15 миллионов рублей, а в прошлом году — более 25 миллионов рублей, то нынче на эти цели запланированы уже свыше 31500 тысяч рублей. В целом, на образование расходуется более четверти бюджета республики.

В то же время Президент РБ отметил, что есть еще немало проблем, которые нам нужно решать активнее. Государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот в соответствии с законодательством переданы муниципальным районам и городским округам. "Но не везде на местах соблюдаются нормы обеспеченности органов опеки и попечительства соответствующими специалистами, — сказал он. — Так, в Салавате вместо шести работают только двое специалистов, в Нефтекамске вместо пяти — двое. В целом только 23 муниципальных района и городских округа полностью укомплектованы штатами по охране прав детей. А общая потребность в дополнительных кадрах — 74 единицы". Президент дал поручение Правительству РБ в кратчайшие сроки решить этот вопрос. Хороший стимул развитию отрасли придал национальный проект "Образование". За два года на его реализацию направлено свыше 5200 миллионов рублей бюджетных средств, в том числе около 3700 миллионов рублей из консолидированного бюджета республики. Кроме того, на развитие системы образования привлечено более 223 миллионов рублей из внебюджетных источников. В рамках нацпроекта около 40 процентов школ получили комплекты современного учебного оборудования, примерно треть сельских школ — автобусы. В целом, в республику поставлено 1109 комплектов оборудования и 344 автобуса. Кроме того, 327 лучших школ получили государственную поддержку по одному миллиону рублей. По итогам российского конкурса денежного поощрения удостоены 1089 наших учителей, 247 учащихся и студентов-победителей, призеров всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов. Более 32 тысяч классных руководителей ежемесячно получают доплаты за воспитательную работу.

Практически все общеобразовательные учреждения уже имеют выход в Интернет и обеспечены лицензионными программами. За два года дополнительно приобретено около 1600 автоматизированных рабочих мест. Сегодня на один компьютер приходится 22 ученика, что соответствует среднероссийскому уровню. "Теперь нужно, чтобы все это — и учебное оборудование, и компьютеры эффективно работали на обучение и воспитание детей, — сказал Муртаза Губайдуллович. — Но, к сожалению, в школах еще немало случаев, когда новейшая техника используется не по назначению".

Более разнообразными становятся формы дошкольного образования. Все большую популярность приобретают группы кратковременного пребывания детей. В этом году таких групп уже более 200, а количество детей в них — около 1800. Среди воспитанников детских садов растет число детей раннего возраста. "В связи с переходом на всеобщее и обязательное дошкольное образование, нужно активно развивать и другие альтернативные формы дошкольного образования, — сказал Президент РБ. - Например, семейные и негосударственные детские сады, а на базе действующих учреждений — службы по воспитанию детей на дому. Должна перейти в штатный режим предшкольная подготовка детей в дошкольных учреждениях. Она экспериментально отрабатывалась уже три года и показала себя достаточно эффективной".

В общем образовании идет процесс оптимизации сети образовательных учреждений. Подвоз детей в школы сейчас осуществляется из более чем тысячи сельских населенных пунктов. Делаются первые шаги по формированию сельских базовых школ. В перспективе предполагается создать порядка 500 таких школ. "Однако в этом исключительно ответственном деле совершенно не допустима кампанейщина, — отметил Президент РБ. — Наше село в последние годы радикально преобразилось. Здесь уже другая экономическая ситуация, поменялся и уклад жизни сельчан. Впервые в истории страны на деле устраняются существенные различия между городом и деревней. И надо признать, что школа далеко не всегда успевает реагировать на новые явления и современные потребности села".

Глава республики считает, что базовые школы нужно создавать основательно, оснащая современным учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием, автобусами. Исключительно важен профессиональный уровень работающих там педагогов. "Только тогда эти школы станут настоящими ресурсными и методическими центрами развития образования на селе, дающими школьникам качественные знания, — сказал он. — Нельзя забывать и о том, что школа на селе и сегодня остается подлинным очагом культуры".

Президент отметил, что нужно также целенаправленно развивать на селе сеть гимназий и лицеев. "Пока одаренным сельским детям, особенно из малообеспеченных семей, сложно поступить в такие инновационные учреждения. Тем более, если они расположены далеко от дома, — сказал он. — В целом, необходимо наладить комплексную работу по выявлению, сопровождению и трудоустройству одаренной молодежи.

Глава республики особо акцентировал внимание педагогов на подготовке к проведению ЕГЭ. "С будущего года ЕГЭ будет проводиться в штатном режиме во всех регионах. И надо к этому готовиться уже сегодня, учитывая выявленные проблемы, — сказал он. — Например, довольно много неудовлетворительных оценок по математике и русскому языку — 24 и 16 процентов соответственно! Примерно такая же картина и в других регионах".

Президент сказал, что "надо сто раз подумать, прежде чем экспериментировать над детьми!" Ни в коем случае под ЕГЭ нельзя ломать сложившуюся систему школьного образования — она складывалась многими десятилетиями и заслуженно была одной из лучших в мире, считает Муртаза Губайдуллович.

Глава республики считает, что школьник сам должен выбирать форму выпускного экзамена — в традиционной форме или в виде ЕГЭ.

Президент РБ затронул вопрос и о новых образовательных стандартах. "В целом они заслуживают одобрения, однако не выдерживают критики в части учета интересов регионов, особенно национальных республик, — сказал он. — Фактически они отменяют региональный компонент. А ведь именно в его рамках сейчас преподаются родные языки и литература, история родного края и краеведение. И теперь ставится под сомнение сама возможность изучения этих предметов. Поэтому Башкортостан был категорически против принятия закона в таком виде. Мы убеждены, что региональный компонент должен быть восстановлен. Считаю, что его следует устанавливать не в Правительстве Российской Федерации, а федеральным законом об образовании, как это и было раньше".

В своем выступлении Президент Башкортостана заострил внимание собравшихся и на механизме нормативного подушевого финансирования системы общего образования. На новый механизм финансирования перейдут 1768 муниципальных образовательных учреждений. "Нужно готовить перевод на такую систему финансирования также учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования, — сказал он. — При этом предстоит рассмотреть вопрос преобразования учреждений дошкольного и дополнительного образования в автономные учреждения. Это существенно повысит уровень их финансовой и хозяйственной самостоятельности, позволит привлекать дополнительные средства для укрепления материальной базы и увеличения оплаты труда педагогических работников".

При этом глава республики предостерег руководителей образовательных учреждений, чтобы оптимизация системы образования ни в коем случае не привела к сокращению ставок социальных педагогов, психологов, организаторов детского досуга, воспитателей.

"Сегодня и в профессиональном образовании происходят существенные перемены, результатами которых должно стать насыщение рынка труда компетентными конкурентоспособными специалистами, — сказал Муртаза Губайдуллович. — И, несомненно, республиканская система профессионального образования последовательно решает эти задачи".

В наступающем учебном году республика примет участие в эксперименте по отработке механизма кредитования студентов для получения основного или дополнительного образования в вузе, а также для проживания и питания во время учебы. Уже известно, что в эксперименте будут участвовать два ведущих университета — нефтяной и авиационный. "Это хорошее начинание должно найти поддержку и в других вузах республики,  — отметил Муртаза Губайдуллович. — Участие самого студента в финансировании собственной учебы, несомненно, повысит его ответственность, сделает более осознанным выбор будущей работы".

Вместе с тем, считает глава республики, не должно быть спонтанного наполнения рынка труда непрофильными и невостребованными специалистами. "Нельзя поточно штамповать кадры юристов, экономистов, разных менеджеров. Необходимо, чтобы в основу подготовки специалистов легли анализ и научно обоснованные прогнозы. Нужно разработать механизм государственного заказа и методику его расчетов", — сказал он. Ставка на лидеров, новаторов сегодня становится важным ресурсом развития отрасли. Отрадно, что инновационная деятельность активизировалась на всех уровнях и ступенях образования. Не случайно Башкортостан второй год подряд побеждает во всероссийском конкурсе по инноватике в образовании. В этом году из 28 крупных федеральных наград шесть завоевали наши проекты. Получено более 40 дипломов и сертификатов на внедрение инноваций.

Свидетельство высокой оценки потенциала наших вузов на российском уровне — и присуждение троим ученым нефтяного технического университета премии Правительства Российской Федерации, а трем преподавателям медицинского университета — грантов Президента страны.

В вузах успешно идет формирование инновационных структур. Уже созданы технопарки в Башкирском государственном и авиационном университетах, центр социально-гуманитарных проектов в педагогическом университете. В ближайшее время будет открыт технопарк на базе Института нефтехимпереработки с участием нефтяного университета. В эту работу все активнее включаются ученые вузов Стерлитамака, Бирска, Сибая и других городов. В целом, в государственных вузах республики в прошлом году действовали 53 подобные структуры. Они выполнили 224 проекта на сумму около 137 миллионов рублей. "Не иначе как прорывом можно назвать создание авиационным техническим университетом микроспутника — учебно-научной лаборатории на орбите Земли, а также одного из самых мощных суперкомпьютеров в стране", — сказал Президент РБ.

Глава республики подчеркнул, что развитию инновационной инфраструктуры в вузах должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Обновление всего процесса образования и впредь должно идти в соответствии с запросами всего народного хозяйства республики. "Это не дань моде. Это веление времени!", — сказал он.

"Можно твердо утверждать, что позитивные тенденции в развитии системы образования республики приобретают устойчивый и необратимый характер. И нам нужно последовательно продолжать начатые преобразования. Это — основное условие перехода к стратегии инновационного развития республики и страны в целом. Мы вплотную приблизились к необходимости формирования современной модели образования "Российское образование — 2020". Она должна соответствовать всем основным характеристикам инновационной экономики. Получение и обновление знаний становится теперь неотъемлемой частью развития и производства, и всего общества. Известный тезис "Кадры решают все!", таким образом, получает сегодня действительно новое звучание", - сказал Муртаза Губайдуллович.

Затем Президент Башкортостана вручил группе работников образования государственные награды нашей республики. В частности, два педагога были удостоены звания "Народный учитель Башкортостана".

"Хочу пожелать вам успехов в решении непростых задач, которые стоят перед системой образования. Сердечно поздравляю родителей и учителей, всех участников совещания с приближающимся новым учебным годом. Пусть он принесет нам много доброго, новых достижений!", — сказал Муртаза Губайдуллович.

Фото Олега Яровикова.

Автор:

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть