Все новости
Политика
5 Июня 2008, 12:49

Гиният Кунафин: для Зайнуллы Расулева высшая ценность - это знание, гармонично сочетающееся с чистотой души, помыслов человека

Вопросам национального образования в Башкортостане в конце XIX - начале XX веков и роли Зайнуллы Расулева в его развитии был посвящен доклад доктора филологических наук, профессора Башкирского государственного университета Гинията Кунафина на международной конференции "Зайнулла Расулев - выдающийся башкирский мыслит...

Вопросам национального образования в Башкортостане в конце XIX - начале XX веков и роли Зайнуллы Расулева в его развитии был посвящен доклад доктора филологических наук, профессора Башкирского государственного университета Гинията Кунафина на международной конференции "Зайнулла Расулев - выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира".
По словам Гинията Кунафина, в начале ХХ века большой известностью пользовалось медресе "Расулия", основанное в 1896 году в Троицке шейхом Зайнуллой Расулевым. К открытию этого учебного заведения Зайнулла Расулев пришел с большим жизненным и педагогическим опытом.
- Для Зайнуллы Расулева высшая ценность - это знание, гармонично сочетающееся с чистотой души, помыслов человека. Стоящий на такой позиции педагог-воспитатель неустанно боролся за то, чтобы его медресе полностью отвечало требованиям современности, - сказал Гиният Кунафин.
Докладчик отметил, что Зайнулла Расулев искренне верил в силу разума, гуманизма и морали и со всей душой боролся за чистоту человеческих душ, за высокую нравственность и справедливость. Он никак не мог мириться с распространением в родном крае таких уродливых, бесчеловечных явлений, как деспотизм, алчность, воровство, убийство, пьянство, выступал против проводимой царизмом национально-колониальной политики. Он призывал свой народ, своих единоверцев к просвещению, воспитанию в себе чистых, бескорыстных моральных качеств, сказал Гиният Кунафин.
Исследователь отметил, что Зайнулле Расулеву в своих проповедях удавалось "мастерски тонко" связывать суры и аяты Корана, хадисы пророка, высказывания видных представителей исламской философии и проблемы современной жизни общества и человека.
По словам докладчика, в медресе "Расулия" была создана большая библиотека. Шакирды наряду с канонами ислама изучали математику, историю, географию, природоведение, арабский и родной языки, литературу. Велись занятия по музыке и рисованию. Это учебное заведение, как и медресе "Галия", отличалось не только хорошей постановкой учебного процесса, но и демократичностью. Здесь часто проводились литературно-музыкальные вечера, ставились пьесы. "Расулия" было интернациональным учебным заведением. В нем получали образование видные башкирские поэты-просветители Мифтахетдин Акмулла, Шафик Аминев-Тамьяни, классик башкирской литературы Мажит Гафури, известный общественный деятель и первый муфтий Башкортостана Мансур Халиков, один из основателей казахской советской литературы Султанмахмуд Турайгиров, каракалпакский поэт Ажинияз Кусебай, татарский и казахский поэт, писатель- публицист, заместитель редактора журнала "Айкап" Акрам Галимов и другие.
Докладчик подробно рассказал о национальном образовании в Башкирии, о деятельностии Зайнуллы Расулева по реформированию системы образования. Он отметил, что тяга народных масс к образованию была настолько сильна, что в башкирских и татарских деревнях появилась довольно широкая сеть вольных мектебов и медресе, которые были созданы и содержались на средства самого населения. К концу века, как отмечали этнографы и краеведы С.Г. Рыбаков и М.В.Лоссиевский, не было уже ни одной башкирской и татарской деревни, где бы не имелись мектебы и медресе. К концу XIX века 79 процентов башкирских и татарских детей мужского пола, 51 процент - женского пола были охвачены обучением.
Фото автора. Автор: Булат Юлбарисов