Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51 ↓

EUR 67.89 ↑

21 октября Суббота

Уфа   °

Министр образования РБ Зиннат Аллаяров - против исчезновения регионального компонента в структуре государственного образовательного стандарта

ПОЛИТИКА

Министр образования РБ Зиннат Аллаяров высказался против сокращения регионального компонента в структуре государственного образовательного стандарта. Выступая перед депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан на "правительственном часе" по теме "О переходе на нормативное подушевое финансирование общеоб...

Министр образования РБ Зиннат Аллаяров высказался против сокращения регионального компонента в структуре государственного образовательного стандарта. Выступая перед депутатами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан на "правительственном часе" по теме "О переходе на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений в Республике Башкортостан и вопросах, связанных с изменением понятия и структуры государственного образовательного стандарта", он сказал:

"1 декабря 2007 г. был принят Федеральный закон (N 309-ФЗ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"... В прежнем понимании государственный образовательный стандарт представлял собой базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание образования. Документ предусматривал наличие федерального, регионального компонентов образования и компонента образовательного учреждения... Несмотря на прогрессивность в подходах, четкость в определениях и свою операциональность, изменение привело и к отрицательному для регионов факту — исчезновению понятия национально-регионального компонента образования".

Чтобы понять, какими могут быть последствия такого изменения, министр напомнил о том, что представляет собой сегодня национально- региональный компонент.

"Согласно действующим пока нормативным актам, в федеральном базисном учебном плане установлено следующее соотношение:

— федеральный компонент — не менее 75 процентов общего нормативного времени, отводимого на освоение программ общего образования;

— национально-региональный компонент — не мене 10 процентов;

— компонент образовательного учреждения — не менее 10 процентов.

В рамках НРК ведутся изучение родных языков, изучение краеведческих предметов — культуры Башкортостана (в 1-10 классах по 1 часу), истории Башкортостана (в 8-9 классах по 1 часу), географии и экологии РБ (в 9 классе по 1 часу).

По данным предметам в республике разработаны и изданы учебники, методические пособия, раздаточные, контрольно- измерительные материалы, словари и др. Образовательные учреждения ими обеспечены. Создаются электронные учебники и видеопособия.

Создана и действует система подготовки кадров для реализации НРК. Действует система повышения квалификации и переподготовки.

То есть НРК — это не только предметные часы. Это люди. И, наконец, это — образовательная система, призванная приобщать детей к духовной культуре, историческому наследию народов, нацеленная на воспитание личности с позитивной национальной самоидентификацией".

Согласно новому закону разработка и утверждение базисных учебных планов, образовательных программ, учебников будет осуществляться федеральными органами.

В законе оставлена без изменения ст.6, согласно которой:

— граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке;

— вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Вместе с тем, республикам не предоставлены правовые механизмы, рычаги для реализации последней позиции.

"Так, согласно закону содержание образования в образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно, — сказал Зиннат Аллаяров. — А она принимается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ, разрабатываемых уполномоченным федеральным государственным органом.

Таким образом, из закона следует, что регионы отстранены от формирования содержания образования, у них нет прямых рычагов осуществления национально-региональной политики через содержание образования.

После принятия Закона Министерство образования и науки Российской Федерации направило в регионы разъяснительное письмо от 28 апреля N 03-848.

По этому письму в базисном учебном плане будет предусмотрено изучение предметов, по истории, культуре, географии, искусства регионов. Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных планов и примерных основных образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка и литературы. Есть ряд других положительных моментов.

Вместе с тем, во-первых, это всего лишь письмо. Во-вторых, главный вопрос — проблема отсутствия у регионов правовых механизмов влияния на содержание образования, остается не решенным. В этих условиях мы не можем согласиться с существующим положением вещей, и поддерживаем предложения профильного комитета Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан".

В ходе третьего заседания Госсобрания РБ четвертого созыва, состоявшегося после "правительственного часа", депутаты одобрили законодательную инициативу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области образования".

Предлагаемый проект ФЗ предусматривает внесение изменений в Закон РФ "Об образовании", в статью 5 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании в части предоставления субъектам РФ права на формирование региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов. Указанное, не нарушая единства федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на территории Российской Федерации, позволит осуществить образовательный процесс в субъектах РФ с учетом национальных и региональных особенностей, считают депутаты.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть