Министр образования РБ Зиннат Аллаяров высказался против
сокращения регионального компонента в структуре государственного
образовательного стандарта. Выступая перед депутатами
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан на
"правительственном часе" по теме "О переходе на нормативное
подушевое финансирование общеобразовательных учреждений в
Республике Башкортостан и вопросах, связанных с изменением понятия и
структуры государственного образовательного стандарта", он сказал:
"1 декабря 2007 г. был принят Федеральный закон (N 309-ФЗ) "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части изменения понятия и структуры государственного
образовательного стандарта"... В прежнем понимании государственный
образовательный стандарт представлял собой базовый нормативный
документ, определяющий структуру и содержание образования.
Документ предусматривал наличие федерального, регионального
компонентов образования и компонента образовательного учреждения...
Несмотря на прогрессивность в подходах, четкость в определениях и свою
операциональность, изменение привело и к отрицательному для регионов
факту - исчезновению понятия национально-регионального компонента
образования".
Чтобы понять, какими могут быть последствия такого изменения,
министр напомнил о том, что представляет собой сегодня национально-
региональный компонент.
"Согласно действующим пока нормативным актам, в федеральном
базисном учебном плане установлено следующее соотношение:
- федеральный компонент - не менее 75 процентов общего
нормативного времени, отводимого на освоение программ общего
образования;
- национально-региональный компонент - не мене 10 процентов;
- компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.
В рамках НРК ведутся изучение родных языков, изучение
краеведческих предметов - культуры Башкортостана (в 1-10 классах по 1
часу), истории Башкортостана (в 8-9 классах по 1 часу), географии и
экологии РБ (в 9 классе по 1 часу).
По данным предметам в республике разработаны и изданы
учебники, методические пособия, раздаточные, контрольно-
измерительные материалы, словари и др. Образовательные учреждения
ими обеспечены. Создаются электронные учебники и видеопособия.
Создана и действует система подготовки кадров для реализации
НРК. Действует система повышения квалификации и переподготовки.
То есть НРК - это не только предметные часы. Это люди. И,
наконец, это - образовательная система, призванная приобщать детей к
духовной культуре, историческому наследию народов, нацеленная на
воспитание личности с позитивной национальной самоидентификацией".
Согласно новому закону разработка и утверждение базисных
учебных планов, образовательных программ, учебников будет
осуществляться федеральными органами.
В законе оставлена без изменения ст.6, согласно которой:
- граждане Российской Федерации имеют право на получение
основного общего образования на родном языке;
- вопросы изучения государственных языков республик в составе
Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
Вместе с тем, республикам не предоставлены правовые механизмы,
рычаги для реализации последней позиции.
"Так, согласно закону содержание образования в образовательном
учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и
реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно, -
сказал Зиннат Аллаяров. - А она принимается на основе соответствующих
примерных основных образовательных программ, разрабатываемых
уполномоченным федеральным государственным органом.
Таким образом, из закона следует, что регионы отстранены от
формирования содержания образования, у них нет прямых рычагов
осуществления национально-региональной политики через содержание
образования.
После принятия Закона Министерство образования и науки
Российской Федерации направило в регионы разъяснительное письмо от
28 апреля N 03-848.
По этому письму в базисном учебном плане будет предусмотрено
изучение предметов, по истории, культуре, географии, искусства
регионов. Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным
(нерусским) языками обучения будет предусмотрено наличие особых
вариантов базисных учебных планов и примерных основных
образовательных программ, предусматривающих изучение родного языка
и литературы. Есть ряд других положительных моментов.
Вместе с тем, во-первых, это всего лишь письмо. Во-вторых,
главный вопрос - проблема отсутствия у регионов правовых механизмов
влияния на содержание образования, остается не решенным. В этих
условиях мы не можем согласиться с существующим положением вещей,
и поддерживаем предложения профильного комитета Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан".
В ходе третьего заседания Госсобрания РБ четвертого созыва,
состоявшегося после "правительственного часа", депутаты одобрили
законодательную инициативу Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в области образования".
Предлагаемый проект ФЗ предусматривает внесение изменений в
Закон РФ "Об образовании", в статью 5 ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании в части предоставления субъектам РФ
права на формирование региональной и (или) национально-региональной
частей обязательной части основной образовательной программы
федеральных государственных образовательных стандартов. Указанное,
не нарушая единства федеральных требований к образовательным
программам и условиям их реализации на территории Российской
Федерации, позволит осуществить образовательный процесс в субъектах
РФ с учетом национальных и региональных особенностей, считают
депутаты.
Автор: Николай Ермоленко