Все новости
Политика
9 Апреля 2008, 19:28

Власть мобилизует силы на борьбу с мздоимством и лихоимством

Коррупция сродни вирусной инфекции, она может мутировать, приспосабливаться к новым условиям. Причем известна эта замшелая социальная болезнь со времен фараонов. Как показало время, одолеть полностью ее невозможно, но бороться необходимо. 31 марта сего года в целях совершенствования антикоррупционной политики в Республике Башкортостан, устранения...

Коррупция сродни вирусной инфекции, она может мутировать, приспосабливаться к новым условиям. Причем известна эта замшелая социальная болезнь со времен фараонов. Как показало время, одолеть полностью ее невозможно, но бороться необходимо.
31 марта сего года в целях совершенствования антикоррупционной политики в Республике Башкортостан, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов своим Указом учредил республиканскую антикоррупционную комиссию.
Согласно Указу комиссия будет заниматься мониторингом ситуации и совместно с правоохранительными органами вырабатывать меры как по предотвращению отдельных случаев коррупции, так и по решению всей проблемы в целом.
Данный Указ - последовательная реализация Послания 2007 года Президента республики к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан. Год назад, обращаясь к депутатам, Муртаза Рахимов сказал: "Продолжает оставаться фактором социальной дестабилизации коррупция. Уверен, что противостоять ей способны только развитые институты гражданского общества, открытая экономика и цивилизованный рынок. Необходимо сочетание правовых и организационных мер по противодействию коррупции, поддержка конкуренции, защита права собственности и свободы предпринимательства. Важна здесь и прозрачность административных процедур".
Перечисленные меры существенно быстро позволят понизить уровень коррупции. Заметим, что в западных странах на это потребовались десятилетия.
Любопытно, Указ вызвал неоднозначную реакцию. Некоторые эксперты усомнились в эффективности нового органа, считая его создание "данью моде". В частности, "Коммерсант" цитирует некоего политолога "местного разлива" Альберта Мифтахова, который заявляет, что именно принятие антикоррупционного закона может положить начало борьбе с коррупцией, а создание комиссии ничего не дает. Г-н Мифтахов также утверждает, что не припомнит "ни одного случая, чтобы чиновника высшего звена привлекли к уголовной ответственности за получение взятки".
Ну как же так, жить в республике и не знать, что Башкортостан одним из первых регионов в России в свое время принял закон о борьбе с коррупцией. Но в связи с отсутствием правоприменительной практики по данному виду преступлений действие этого закона Госсобранием республики было приостановлено, дабы не дискредитировать правовой акт.
А к какому звену чиновников можно отнести руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по РБ Светлану Кудряшову, арестованную за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, то бишь коррупцию?
Впрочем, прокурор республики Сергей Хуртин список мог бы продолжить. В поле зрения правоохранительных органов попадают и те чиновники, кто работает в сфере нацпроектов и пойман за незаконное расходование бюджетных средств в образовательных и медицинских учреждениях, за необоснованные денежные выплаты. Кто вместо нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередники вписывал себя или других людей без всяких на то оснований. Кто нарушал законодательство при размещении заказов на поставки товаров для муниципальных нужд.
Есть и другой уровень коррупции, бытовой - врачи, подделывающие больничные листы, преподаватели, ставящие нужную оценку за определенную мзду, и прочее.
Всего за минувший год в республике выявлено более двух тысяч подобных нарушений закона.
В общем, в компетенции политолога Мифтахова приходится усомниться.
Между тем другие эксперты укрепились во мнении, что власть вместе с обществом от кампанейщины переходят к системной борьбе с этим злом.
Что такое коррупция? Специалисты объясняют: это сложное и неоднозначно понимаемое понятие, которое развивается во времени, имеет исторический характер и зависит от социальных условий и традиций той или иной страны.
Более того, замечено, что коррупция является наиболее распространенным явлением в период проведения масштабных государственных реформ, что было, к примеру, при Петре I, что фактически мы видели в последние 15-17 лет.
Чтобы вылечить общество от коррупции, необходимо знать историю этой болезни.
Исторически различающимися формами коррупции в России периода царской власти были мздоимство, то есть получение взяток должностными лицами за совершение ими законных действий по их службе, и лихоимство, то есть получение должностными лицами взяток за совершение незаконных, противоправных действий. Эти формы проявления коррупции в современной России сохранились и дополнились новыми.
Из дореволюционной России до нас дошли исторические анекдоты, заметим, значительная часть этих историй - о том, как воровали при дворе. Например, екатерининский чиновник приезжал в уездный город для проверки строящейся набережной, просил отвезти его туда, а ямщик спрашивал: "На какую такую набережную?" Выяснялось, что в городе нет ни одной набережной, и все десять лет, в течение которых казна выделяла на нее деньги, строить ее никто не собирался. Знакомо?
Другая история. В самом конце XVIII века императору Павлу I однажды захотелось, чтобы ему во время утреннего туалета подали ложку рома. С тех пор в расходную ведомость по ежедневному обслуживанию утреннего туалета государя стали включать бутылку этого напитка. Однако ни разу с тех пор ни один император, от Павла I до Николая II, рома не востребовал, но на протяжении 100 лет бутылка ежедневно выписывалась и, естественно, столь же регулярно потреблялась чиновниками при дворе. История 100-летнего воровства открылась лишь при молодом императоре Николае II. Его дотошная супруга Александра решила разобраться в этой ведомости и увидела, что там фигурирует бутылка рома. Она точно знала, что ее супруг "никогда не стал бы пить такую гадость...".
А классикой стала история, изложенная в "Ревизоре", кстати, не литературный вымысел. Пушкин, подсказавший Гоголю сюжет, вычитал его в газете. "Ревизор" стал карикатурной картинкой эпохи тотальной коррупции.
К слову, недавно современный Хлестаков "проверял" УГИБДД Ростовской области. Труженики полосатого жезла трепетно внимали лжечиновнику, якобы прибывшему из Москвы, обеспечили его служебным транспортом, кормили и поили, покупали мобильные телефоны, одалживали денег. Как видно, проходят века, а мздоимцы и мошенники неистребимы.
Кстати, в этом плане российское государство не сильно отличалось и отличается от других стран, например, Франции, Британии или США. В Британии в XVIII веке нормальным считалось, если министр иностранных дел получал жалование одновременно от двух держав - от своей и от страны-противника. А масштабы коррупции в США поражали мигрантов-европейцев. В Америке считалось почти нормальным, что мэр, избранный на четыре года, за этот срок разворовывал городское имущество и казну.
И в настоящее время вроде бы благополучные Европу и Америку время от времени сотрясают шумные коррупционные скандалы.
В советский период в нашей стране утвердилось представление, что коррупция - это взяточничество. Действительно, для большинства граждан единственной формой коррупции, в которую они или их близкие, знакомые и коллеги были вовлечены, являлось взяточничество.
Прокурор республики Сергей Хуртин подтверждает, что в обиходе, видимо, с советских времен сложилось упрощенное мнение, дескать, коррупция - это только взятки. На самом деле взятки - лишь небольшой сегмент коррупционной составляющей.
В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов. Добавим, этому способствовали духовная опустошенность людей и повсеместное падение нравов.
Прежде всего, коррупция проявляется в использовании должностным лицом своего статуса для получения незаконных преимуществ (что означает продажность этого должностного лица), либо в предоставлении таких преимуществ другому или другим должностным лицам (что означает их подкупаемость). Довольно часто коррупция проявляется в подлоге или банальном воровстве. И чем выше статус коррумпированного лица, тем больше у него возможностей и аппетит. И еще, чем выше легальные доходы коррупционера, тем выше риски и, естественно, размер взяток.
Интересно, что в стране до сих пор нет ни закона о борьбе с коррупцией, ни юридического определения самого явления коррупции. По сути, бороться-то не с чем.
В уголовном законодательстве Российской Федерации коррупция является собирательным составом преступления, охватывающим ряд должностных преступлений, таких, как взяточничество и злоупотребление служебным положением. Таким образом, при отсутствии точного и четкого юридического определения ловкий адвокат очень просто может создать препятствия для юридической квалификации коррупционных действий своего подзащитного.
К слову, многие действия, оцениваемые как коррупционные, производятся без нарушения законодательства, в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда можно юридически доказать личную выгоду для этих должностных лиц, связанную с совершением таких действий. Например, чиновник затягивает решение вопроса, находящегося в его компетенции, пока не получает подарок или взятку. Таких коррупционеров трудно поймать за руку и привлечь к ответственности.
В России коррупция уже давно стала своеобразной нормой в политике, экономике и общественной жизни. Коррупция проникла практически во все сферы российского государства, поразив все ветви власти. Она охватила бизнес, образование, здравоохранение, культуру, спорт... Эксперты связывают расцвет этого явления с ростом управленческого аппарата страны, с 1994-го по 2007 годы количество госчиновников выросло в полтора раза - с одного миллиона до 1,5 миллиона. И это при том, что власть отождествляла все реформы госаппарата исключительно с его сокращением. Впрочем, это вполне укладывается в рамки традиционных представлений россиян о засилье чиновников в России.
Как отмечают специалисты, квалификация госслужащих, как правило, очень низкая, нечетко прописаны их обязанности, полномочия и ответственность, что и создает условия для роста коррупции.
Вот несколько потрясающих цифр из российских СМИ: правоохранительные органы страны коррумпированы на треть, годовой объем взяток в российских судах тянет на 210 миллионов долларов, ежемесячный неучтенный доход московских милиционеров составляет один миллиард рублей.
В так называемой теневой сфере, по оценкам некоторых специалистов, в том числе Генпрокуратуры, "гуляет" порядка 240 с лишним миллиардов долларов. Эта цифра сопоставима с федеральным бюджетом.
Именно теневые доходы составляют основную часть доходов практически всех чиновников. Государственная политика находится под влиянием частных и корпоративных олигархических групп, которые противодействуют принятию антикоррупционного закона. Нормой стало несоблюдение и уклонение от соблюдения законов во всех сферах деятельности. Исполнительная власть часто использует "теневой" компромат для достижения своих целей - сведение счетов, выдавливание конкурентов и т.д.
Недавно обычно сдержанный спикер Госдумы Борис Грызлов, не сдержавшись, сказал: "30 ведомств кормятся на малом предпринимательстве! Как спрут сидят эти ведомства и сосут малые предприятия".
Вторит ему и Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который выступил с призывом усилить борьбу с коррупцией в сфере землепользования. "Мздоимство цветет в нашей стране махровым цветом, в первую очередь, потому, что у нас нет базового закона о противодействии коррупции", - сетует Миронов.
А недавно избранный Президентом РФ Дмитрий Медведев на Гражданском форуме: заявил: "Россия - это страна правового нигилизма. Весьма благодатная почва для роста коррупции". И с этим срочно что-то надо делать.
Итак, борьба с коррупцией с подачи центральной власти пошла на новый виток. Вызов времени, доставший все общество, полностью искоренить невозможно, но хотя бы понизить его уровень вполне возможно. Ведь есть государства, где коррупция не воспринимается как проблема, грозящая безопасности страны. Поэтому Указ Президента Башкортостана - это реальная основа противодействия коррупции, а механизм реализации этого документа был изложен в Послании Президента РБ 2007 года. К нему можно добавить опыт стран, где этот недуг лечится. Главным рецептом антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь для вовлеченных в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. Если этих мер не предпринимать, то коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надежно и быстро решать все проблемы.
Глава Совета Федерации РФ Сергей Миронов предложил приравнять коррупцию к измене Родине и наказывать соответственно "с помощью жестких мер" - увеличить срок наказания за этот вид преступления и ввести норму об обязательной конфискации имущества коррупционера и членов его семьи.
Кроме того, по мнению экспертов, необходимо формирование негативного отношения и представлений о коррупции в сознании чиновников, правоохранителей, бизнесменов и граждан. И, разумеется, создание условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности без вступления в коррупционные отношения.
И еще один важный момент: коррупция не любит публичности. СМИ должны информировать общество о борьбе с заразной болезнью, причем эффектней делать это в форме сатиры.
Может, эти исключительные меры вкупе с деятельностью вновь созданной комиссии пресекут то зло, которое мешает развитию экономики и своими масштабами уже угрожает безопасности государства. Автор: Сергей Жердяев
Теги:мнение