В преддверии нового учебного года главное спортивное ведомство страны
возвращается к проблеме физического развития детей и поднимает вопрос о том,
чтобы в процессе учебы школьники не только сидели за партами и компьютерами,
но и занимались спортом, развивались и совершенствовались физически.
"Образование должно быть разносторонним, предусматривающим комплексный
подход в деле формирования гармонично развитой личности", - считает
заместитель главы Федерального агентства по физической культуре и спорту
Лейла Покровская.
Известно, что физические упражнения укрепляют здоровье детей и
приносят пользу в том случае, если они окрашены эмоционально и доставляют
радость и удовлетворение. А тот факт, что большинству детей неинтересно
выполнять одни и те же нормативы на школьном дворе или у гимнастических
снарядов, в доказательствах вообще не нуждается.
Как же сделать ненавистную "физру" любимым предметом? Лейла
Покровская считает, что реализуемая с прошлого года Федеральная целевая
программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006-2015 годы", должна в корне поменять взгляды на содержание уроков
физического воспитания в школе. Любая реформа должна опираться на солидную
материальную базу. ФЦП как раз и предусматривает строительство современных
спортивных объектов в образовательных учреждениях: многофункциональных
залов, стадионов и площадок. Развитие спортивной инфраструктуры в школах
будет способствовать проведению разнообразных и увлекательных уроков
физкультуры для ребят, дадут возможность заниматься различными видами
спорта и проводить соревнования, воспитывать силу воли и закалять себя
физически.
Еще год назад глава Росспорта Вячеслав Фетисов обрисовал основные
направления реформирования школьного урока физкультуры. Во-первых, речь
идет о том, чтобы организовать при школах собственные спортивные секции,
клубы по различным дисциплинам. По его убеждению, ребята будут заниматься с
усердием и пользой для собственного физического развития, лишь в том случае,
если сами выберут вид спорта по душе. Во-вторых, считает Фетисов, следует
сформировать школьные команды по игровым видам спорта и проводить по ним
межшкольные турниры и первенства. Плюсы здесь очевидны: одни с азартом
будут играть, другие - с не меньшим азартом болеть за товарищей. Глядишь, и
научатся наши дети чувствовать локоть товарища, осознавать себя членом единой
команды. Наконец, еще одна идея - сделать уроки физкультуры раздельными для
девочек и мальчиков. Например, девочки могут заниматься аэробикой и танцами,
мальчики - осваивать боевые искусства или играть в футбол.
В последние годы все большее развитие получает спартакиадное
движение, состязания учащихся и молодежи, которые выявляют и молодых
талантливых спортсменов, будущих чемпионов, и прививают подрастающему
поколению моду на здоровый образ жизни.
Студенческий спорт также завоевывает все большую популярность.
Однако, по словам заместителя главы Росспорта, для полноценного проведения
комплексных межвузовских первенств не хватает спорткомплексов: они есть
далеко не во всех высших учебных заведениях. В настоящее время Росспорт,
взаимодействуя с Минобразования, стремится законодательно закрепить норму,
при которой вуз не имел бы права на получение лицензии на образовательную
деятельность, если в нем отсутствует база для занятий спортом и проведения
соревнований.
"Вовлекать детей в спортивные состязания надо уже с детсадовского
возраста, - заключает Лейла Покровская. Это позволит им с малых лет расти
сильными, крепкими и здоровыми". А вместе с тем будет развивать у ребят
потребность в движении и прививать любовь к спорту с малых лет.
Башкортостан в этом плане выгодно отличается от других российских
регионов. В республике спорт, физическая культура возведены в ранг
приоритетной политики органов власти. 2003 год в республике Указом Президента
РБ был объявлен Годом спорта и развития физической культуры. Именно тогда был
дан старт массовому строительству дворовых и школьных спортплощадок,
физкультурно-оздоровительных комплексов, многофункциональных
спортзалов и стадионов. Не случайно, что именно спортсмены нашей республики
завоевывают наибольшее количество наград на соревнованиях как российского,
так и мирового уровня.
Материал подготовлен при содействии пресс-центра Федеральной целевой
программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2006 - 2015 годы".
Автор: Алик Шакиров