В Уфе на базе инновационных образовательных учреждений
работают несколько экспериментальных площадок по
изучению родных языков и реализации этнокультурных запросов
многонационального населения. Педагоги школ проводят эту работу
совместно со специалистами Башкирского института развития образования.
В гимназии N115 реализуется тема "Поликультурное воспитание
в многонациональной школе". Аксаковская гимназия N11
пробует себя как "Школа русской национальной культуры".
В Башкирском лицее N136 принята и успешно претворяется в жизнь
Программа развития воспитания учащихся, разработанная в соответствии
с республиканской межведомственной программой "Формирование
нового гражданина Башкортостана". Духовное развитие учащихся через
освоение родного языка, истории, культуры и искусства Башкортостана -
одна из главных целей, реализуемая коллективом. В 2005 году лицей заключил
договор о сотрудничестве с Лингвометодическим центром по проблемам
государственных языков РБ Башгоспедуниверситета имени М. Акмуллы.
И в связи с этим была открыта еще одна экспериментальная площадка
"Новые технологии в обучении русскому и башкирскому языкам в национальных
инновационных образовательных учреждениях".
Здесь также активно развивается направление "Национальное музыкальное
образование". Учащиеся изучают основы музыкальной грамоты
на лучших образцах башкирской народной музыки.
Экспериментальными площадками также являются некоторые
дошкольные образовательные учреждения.
Методический центр Октябрьского района Уфы в детском саду N99 реализует
программу воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста "Воспитание дошкольников средствами национальной
культуры "Атайзар ере" ("Земля предков"). Специалисты подготовили также
к выпуску хрестоматию для детей дошкольного возраста.
В условиях мегаполиса сохранить свою культуру и традиции гораздо
сложнее. Поэтому в учебной и внеучебной деятельности
организуются традиционные русские, башкирские, татарские, чувашские, украинские
народные праздники и обряды - такие, как "Масленица", "Науруз",
"Сабантуй", белорусский праздник Ивана Купалы, удмуртский "Морвось",
чувашский "Каргатуй".
В Аксаковской гимназии, к примеру, торжественно
отмечается день рождения писателя Сергея Аксакова,
объединяющий всех - учащихся, учителей, гостей,
- любовью к русской истории и культуре.
Создание этнографических, так называемых мини-музеев,
краеведческая деятельность также являются частью работы по воспитанию
толерантности и сохранению культуры.
Открыты музеи этнографии в украинской воскресной школе имени
Т.Шевченко, чувашской - имени П.Миронова, в башкирской гиназии
N 158 - имени Мустая Карима. И это не единичные примеры.
Автор: Гульназ Шарафлисламова