3 августа исполняется 13-я годовщина подписания Договора
"О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Башкортостан". Это был второй
договор, четко определивший взаимоотношения федерального Центра с
субъектом Федерации, - после договора с Татарстаном, заключенного
15 февраля 1994 года. Двусторонние договоры сыграли большую роль
в становлении реальной государственности республик, способствовали
установлению баланса в отношениях Центра и российских регионов и
существенно разрядили общественную напряженность, сохранявшуюся на
протяжении ряда постперестроечных лет. К концу 90-х годов прошлого века
около 40 российских регионов заключили такие договоры с Центром.
Договорное разграничение компетенции федеральных и региональных
органов власти позволило более эффективно управлять развитием республики,
сочетая государственное регулирование с рыночными механизмами.
Башкортостан получил возможность реализовать собственный
вариант реформирования, наиболее соответствующий его традициям и
интересам, взял на себя полномочия, а значит и ответственность,
которые вполне соответствовали его потенциалу. Сегодня Башкортостан -
политически стабильный и экономически сильный регион, один из
доноров федерального бюджета, развивающийся на базе собственных
ресурсов. Республика самостоятельно решает свои проблемы и полностью
выполняет свои обязательства перед Федерацией. Договор стал
действенным рычагом ее поступательного развития.
Конституция России и договоры с Татарстаном и Башкортостаном
разрабатывались одновременно и во взаимосвязи. Именно поэтому в
Основном Законе страны появилась статья 11, определяющая, что
разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами.
Причем Договор Башкортостана с Российской Федерацией имеет свои
исторические корни: начиная с добровольного вхождения Башкирии в
состав Русского государства в XVI веке, несмотря на смену эпох и
поколений, договорность во взаимоотношениях с Москвой, с Россией
так или иначе сохранялась.
За прошедшие годы российское правовое поле изменилось,
включая и процедуру подписания договоров с субъектами Российской
Федерации. Теперь ее определяет Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
принятый в 2003 году. В нем говорится, что порядок подготовки и
предварительного согласования проекта договора о разграничении
полномочий определяется Президентом Российской Федерации.
В каждом конкретном случае он создает комиссию, разрабатывающую
договор. Новая процедура утверждения договора идентична принятию
федеральных законов и предполагает его прохождение через парламент -
Федеральное Собрание и подписание этого документа Президентом
страны и высшим должностным лицом субъекта Федерации.
Такой правовой путь, хотя и не без препятствий (достаточно
вспомнить долгое согласование позиций, занявшее не один год, и
февральский отказ Совета Федерации утвердить Договор) прошла
Республика Татарстан, заключившая новый Договор о разграничении
полномочий с Российской Федерацией. В июне - июле Президент
Владимир Путин подписал и обе палаты российского парламента
одобрили Федеральный закон "Об утверждении Договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Договором предусматривается, что Правительство РФ и Правительство РТ
заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов,
связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными
особенностями республики. В соответствии с Договором, республика
получает разрешение выдавать своим жителям вкладыши в паспорта
граждан России на татарском языке и с Гербом Татарстана и гарантии
того, что кандидат на пост Президента РТ, предлагаемый Президентом
России, будет владеть двумя государственными языками Татарстана.
Кроме того, Татарстан имеет право оказывать поддержку (по
согласованию с российским Правительством) татарам, проживающим
за пределами республики. В Договоре закреплено, что он действует
на протяжении десяти лет.
Аналитики сразу же предположили, что такие Договоры
с федеральным Центром теперь захотят заключить и другие регионы.
Особой догадки для этого не требуется. Так как Башкортостан
всегда настаивал на необходимости развития договорной практики.
Осенью 2005 года депутаты Государственного Собрания -
Курултая - РБ направили Президенту России Владимиру Путину
Обращение "Об обновлении договорных отношений между Российской
Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий",
в котором была высказана просьба к главе государства - инициировать
процесс обновления Договора Российской Федерации и Республики
Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий,
образовав комиссию по разработке его проекта, и выражена
уверенность в том, что дальнейшее совершенствование договорных
отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
будет служить устойчивому развитию республики и России.
- Раз мы живем в демократическом обществе, ничем кроме договора
мы не можем регулировать наши отношения. Когда отношения строятся
на принципе подчинения и подчиненности, действуют другие императивы, -
считает Председатель Государственного Собрания - Курултая РБ
Константин Толкачев. - Договор - универсальное средство,
позволяющее обеспечить сочетание противоречивых интересов. И хотя
у нас с Россией они не являются противоречащими друг другу,
тем не менее, разного уровня интересы у Центра и у субъектов Федерации
всегда имеют место, и мы наблюдаем противоречия частного с общим.
Мы никогда не останавливали работу над договором. Это
достаточно непростая, творческая работа. Мы не соревновались с
Татарстаном, кто быстрее заключит договор. Идет планомерная работа,
и я думаю, что она принесет свои результаты.
Перспективу заключения Договора о разграничении полномочий
между Башкортостаном и Российской Федерацией спикер республиканского
парламента оценивает как позитивную.
- У нас есть все основания, чтобы обеспечить нормальное
создание документа, который будет регулировать отношения
между Башкортостаном и Российской Федерацией, - отмечает
Константин Толкачев. - Есть круг общественных отношений,
который ждет своего урегулирования в частном, договорном варианте, -
это вопросы дифференцированного налогообложения полезных ископаемых,
вопросы, касающиеся экологии, вопросы развития этносов, проживающих
на нашей территории, экономические и языковые вопросы.
Сейчас, по словам Председателя Госсобрания РБ, идет
поиск оптимальных правовых норм, которые будут содержаться
в договоре, хотя в современных условиях для этого осталось очень
мало пространства. Региональные законодатели отмечают почти полное
отсутствие связи с законодателями федеральными: они часто не видят
никакой реакции на свои предложения и инициативы.
Противоречия между интересами Центра и регионов естественны:
в любой системе есть различия между интересами целого и его
частей. Договорная практика позволяет находить необходимый
баланс. Иначе невозможно сохранить целостность страны со столь
неоднородным населением и неравномерным развитием территорий.
Как отмечал известный российский ученый Алексей Салмин, Россия
называется Федерацией, но это название не всегда соответствует
сути государства. Он обращал внимание на то, что в словосочетании
"Российская империя" слово "империя" писалось с маленькой буквы,
потому что оно являлось определением формы государственности,
а в словосочетании "Российская Федерация" второе слово пишется с
большой, потому что это часть названия государства. А Федерация
от унитарного государства отличается тем, что в ней невозможно
изменить "соотношение сил" в одностороннем порядке.
Договоры с регионами - правовое подтверждение этого.
Автор: Марина Шумилова