Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

13 лет назад был подписан Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан

ПОЛИТИКА

3 августа исполняется 13-я годовщина подписания Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Это был второй договор, четко определивший взаимоотношения федерального Цент...

3 августа исполняется 13-я годовщина подписания Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Это был второй договор, четко определивший взаимоотношения федерального Центра с субъектом Федерации, — после договора с Татарстаном, заключенного 15 февраля 1994 года. Двусторонние договоры сыграли большую роль в становлении реальной государственности республик, способствовали установлению баланса в отношениях Центра и российских регионов и существенно разрядили общественную напряженность, сохранявшуюся на протяжении ряда постперестроечных лет. К концу 90-х годов прошлого века около 40 российских регионов заключили такие договоры с Центром.

Договорное разграничение компетенции федеральных и региональных органов власти позволило более эффективно управлять развитием республики, сочетая государственное регулирование с рыночными механизмами. Башкортостан получил возможность реализовать собственный вариант реформирования, наиболее соответствующий его традициям и интересам, взял на себя полномочия, а значит и ответственность, которые вполне соответствовали его потенциалу. Сегодня Башкортостан — политически стабильный и экономически сильный регион, один из доноров федерального бюджета, развивающийся на базе собственных ресурсов. Республика самостоятельно решает свои проблемы и полностью выполняет свои обязательства перед Федерацией. Договор стал действенным рычагом ее поступательного развития.

Конституция России и договоры с Татарстаном и Башкортостаном разрабатывались одновременно и во взаимосвязи. Именно поэтому в Основном Законе страны появилась статья 11, определяющая, что разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами. Причем Договор Башкортостана с Российской Федерацией имеет свои исторические корни: начиная с добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства в XVI веке, несмотря на смену эпох и поколений, договорность во взаимоотношениях с Москвой, с Россией так или иначе сохранялась.

За прошедшие годы российское правовое поле изменилось, включая и процедуру подписания договоров с субъектами Российской Федерации. Теперь ее определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятый в 2003 году. В нем говорится, что порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий определяется Президентом Российской Федерации. В каждом конкретном случае он создает комиссию, разрабатывающую договор. Новая процедура утверждения договора идентична принятию федеральных законов и предполагает его прохождение через парламент — Федеральное Собрание и подписание этого документа Президентом страны и высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Такой правовой путь, хотя и не без препятствий (достаточно вспомнить долгое согласование позиций, занявшее не один год, и февральский отказ Совета Федерации утвердить Договор) прошла Республика Татарстан, заключившая новый Договор о разграничении полномочий с Российской Федерацией. В июне — июле Президент Владимир Путин подписал и обе палаты российского парламента одобрили Федеральный закон "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".

Договором предусматривается, что Правительство РФ и Правительство РТ заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. В соответствии с Договором, республика получает разрешение выдавать своим жителям вкладыши в паспорта граждан России на татарском языке и с Гербом Татарстана и гарантии того, что кандидат на пост Президента РТ, предлагаемый Президентом России, будет владеть двумя государственными языками Татарстана. Кроме того, Татарстан имеет право оказывать поддержку (по согласованию с российским Правительством) татарам, проживающим за пределами республики. В Договоре закреплено, что он действует на протяжении десяти лет.

Аналитики сразу же предположили, что такие Договоры с федеральным Центром теперь захотят заключить и другие регионы. Особой догадки для этого не требуется. Так как Башкортостан всегда настаивал на необходимости развития договорной практики. Осенью 2005 года депутаты Государственного Собрания — Курултая — РБ направили Президенту России Владимиру Путину Обращение "Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий", в котором была высказана просьба к главе государства — инициировать процесс обновления Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий, образовав комиссию по разработке его проекта, и выражена уверенность в том, что дальнейшее совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан будет служить устойчивому развитию республики и России.

— Раз мы живем в демократическом обществе, ничем кроме договора мы не можем регулировать наши отношения. Когда отношения строятся на принципе подчинения и подчиненности, действуют другие императивы, — считает Председатель Государственного Собрания — Курултая РБ Константин Толкачев. — Договор — универсальное средство, позволяющее обеспечить сочетание противоречивых интересов. И хотя у нас с Россией они не являются противоречащими друг другу, тем не менее, разного уровня интересы у Центра и у субъектов Федерации всегда имеют место, и мы наблюдаем противоречия частного с общим. Мы никогда не останавливали работу над договором. Это достаточно непростая, творческая работа. Мы не соревновались с Татарстаном, кто быстрее заключит договор. Идет планомерная работа, и я думаю, что она принесет свои результаты.

Перспективу заключения Договора о разграничении полномочий между Башкортостаном и Российской Федерацией спикер республиканского парламента оценивает как позитивную.

— У нас есть все основания, чтобы обеспечить нормальное создание документа, который будет регулировать отношения между Башкортостаном и Российской Федерацией, — отмечает Константин Толкачев. — Есть круг общественных отношений, который ждет своего урегулирования в частном, договорном варианте, - это вопросы дифференцированного налогообложения полезных ископаемых, вопросы, касающиеся экологии, вопросы развития этносов, проживающих на нашей территории, экономические и языковые вопросы.

Сейчас, по словам Председателя Госсобрания РБ, идет поиск оптимальных правовых норм, которые будут содержаться в договоре, хотя в современных условиях для этого осталось очень мало пространства. Региональные законодатели отмечают почти полное отсутствие связи с законодателями федеральными: они часто не видят никакой реакции на свои предложения и инициативы.

Противоречия между интересами Центра и регионов естественны: в любой системе есть различия между интересами целого и его частей. Договорная практика позволяет находить необходимый баланс. Иначе невозможно сохранить целостность страны со столь неоднородным населением и неравномерным развитием территорий. Как отмечал известный российский ученый Алексей Салмин, Россия называется Федерацией, но это название не всегда соответствует сути государства. Он обращал внимание на то, что в словосочетании "Российская империя" слово "империя" писалось с маленькой буквы, потому что оно являлось определением формы государственности, а в словосочетании "Российская Федерация" второе слово пишется с большой, потому что это часть названия государства. А Федерация от унитарного государства отличается тем, что в ней невозможно изменить "соотношение сил" в одностороннем порядке. Договоры с регионами — правовое подтверждение этого.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть