Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

17 декабря Воскресенье

Уфа   °

Обменялись опытом преподавания марийского языка и литературы

ПОЛИТИКА

Актуальные проблемы преподавания марийского языка и литературы в условиях Башкортостана обсуждаются на научно-практической конференции, которая проходит в Мишкинском районе. Ее организовало Министерство образования РБ. Как уже сообщалось, вчера, в первый день работы конференции, ее участники - учителя и директора школ республики - знакомились...

Актуальные проблемы преподавания марийского языка и литературы в условиях Башкортостана обсуждаются на научно-практической конференции, которая проходит в Мишкинском районе. Ее организовало Министерство образования РБ. Как уже сообщалось, вчера, в первый день работы конференции, ее участники — учителя и директора школ республики — знакомились с постановкой преподавания марийского языка и литературы, побывав в ряде учебных заведений района. А сегодня в актовом зале средней школы N 1 райцентра состоялось пленарное заседание конференции. Собравшихся вступительным словом приветствовал исполняющий обязанности главы администрации муниципального района Виталий Андреев. С докладом о состоянии и перспективах развития национального образования в республике выступила начальник отдела национального образования, регионального сотрудничества и учебного книгоиздания Министерства образования РБ Райса Кузбекова.

— Благодаря большой государственной поддержке, — сказала она, — в последние годы произошли позитивные сдвиги в области возрождения и развития национального образования. Если в 1990 году в республике изучалось семь родных языков, то в нынешнем — уже 14. Увеличилось число нерусских учащихся, изучающих свой родной язык: в 1998 году их было 59,7 процента, в этом году — уже 72,65 процента. Министерством образования РБ заключены соглашения о сотрудничестве с министерствами Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Коми, а также с управлениями образования Челябинской, Оренбургской, Курганской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Свердловской областей, Пермского края. Основным положением этих документов является возрождение и развитие национального образования в регионах компактного проживания башкир и других народов Республики Башкортостан

Первое Соглашение о сотрудничестве между министерствами образования Башкортостана и Марий Эл заключено 26 января 1994 года. В феврале 2000 года было подписано новое соглашение о сотрудничестве в сфере национального образования. Основные его положения выполняются. Так, в соответствии с планом мероприятий по реализации этого документа учащиеся 9-11 классов Мишкинского района приняли участие в межрегиональной олимпиаде по марийскому языку и литературе в городе Йошкар-Ола и вернулись с прекрасными результатами. Среди 11-классников первое место заняла Ирина Килинбаева из Кайраковской средней школы. Среди десятиклассников первое место у Екатерины Николаевой из Чураевской средней школы.

Сегодня в нашей республике детьми изучается 14 родных языков. На шести языках — башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском организовано обучение. Восемь языков — мордовский, немецкий, латышский, украинский, белорусский, польский, еврейский, армянский изучаются как предмет. В школах республики обучаются 15418 учащихся марийской национальности. Обучение на родном языке осуществляется в 78 школах (3338 учащихся). В 138 школах родной язык изучают как предмет 6359 учащихся, что составляет 41,24 процента. Всего родной язык в 216 школах изучают 9697 учащихся — 62,89 процента.

Марийский язык и литературу преподают 185 учителей, из них с высшим образованием — 158, с соответствующим филологическим — 120, неспециалистов — 38, со средним специальным — 27, обучаются заочно — семь учителей. В школах республики оборудовано 122 кабинета марийского языка и литературы.

Активно включились учителя марийского языка и литературы нашей республики в реализацию приоритетного национального проекта "Образование". Среди 60 учителей родных языков — победителей конкурса 2006 года трое — учителя марийского языка. Это Михаил Ижбулдин, учитель средней школы села Чишмы Бирского района; Надежда Минаева, учитель средней школы деревни Тынбаево Мишкинского района; Сергей Сайтиев, учитель средней школы деревни Кариево Краснокамского района.

Министерством образования и воспитания Республики Марий Эл ежегодно выделяются целевые места для абитуриентов из Башкортостана. В настоящее время в вузах РМЭ обучаются более тридцати наших студентов. Ориентируя учащихся на педагогические профессии, учителя готовят себе достойную смену.

Возможность изучать историю родного края, сохранять духовные ценности, традиции, обычаи народа мари дает республиканская базовая библиотека в селе Мишкино, которая насчитывает в своем книжном фонде около 80 000 экземпляров художественной литературы. В изучении родного марийского языка большую помощь школьникам оказывают газеты на марийском языке — республиканская "Чолман", редакция которой уже много лет успешно работает в Нефтекамске и районные газеты Калтасинского и Мишкинского районов. Новым импульсом в возрождении национального самосознания народа, сохранении языка, традиций и культуры марийского народа стало создание историко-культурного центра в Мишкинском районе.

Министерством образования РБ ежегодно проводится олимпиада учащихся по марийскому языку и литературе на базе Бирской государственной социально-педагогической академии. Это способствует повышению престижа родного марийского языка. Победители олимпиад принимаются в вузы по соответствующему профилю без экзаменов.

Успех в возрождении родных языков невозможен без совместной работы школ и дошкольных учреждений. Из функционирующих в республике 1906 дошкольных образовательных учреждений в 39 детских садах обучаются на марийском языке 848 детей. Эти дошкольные учреждения сосредоточены в районах и селах, где компактно проживают марийцы. В них организована предметно-бытовая среда, которая дает детям возможность глубокого ознакомления с родной марийской культурой, бытом, историей, народным творчеством. В республике накоплен богатый опыт по обучению и ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством марийского народа, фольклором. Педагоги марийских детских садов принимают активное участие во всех республиканских мероприятиях — смотрах, конкурсах, фестивалях, семинарах-совещаниях.

— Сегодня родной язык является не только средством общения, но и средством мировосприятия, мировидения, мироощущения, — сказала в заключение Райса Абдрахмановна. — Только через родной язык ребенок усваивает картину мира, душу, характер, психологию своего народа. Если мы хотим сохранить свой народ, заложить своим детям обостренное самосознание, мы всеми возможными средствами должны передать им любовь к своему родному языку.

О ходе реализации в районе закона о языках народов РБ рассказал начальник отдела образования Мишкинского района Евгений Малмыгин. В частности, он отметил, что согласно Государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан отделом образования оборудовано и оформлено в школах 52 кабинета родного языка. Самым лучшим кабинетом башкирского языка и литературы является кабинет в средней школе деревни Большие Шады имени Али Карная. Он богат по содержанию, эстетичен по оформлению, оснащен учебными, дидактическими и раздаточными материалами, справочной и художественной литературой, учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Отвечают требованиям кабинеты татарского языка в средних школах сел Татарбаево, Янагушево, марийского языка и литературы в средних школах села Чураево, деревень Тынбаево, Ирсаево, Чебыково, Ишимово.

В рамках национального проекта "Образование" одной из обладательниц гранта в размере 100 тысяч рублей стала учительница марийского языка и литературы Тынбаевской средней школы Надежда Минаева. В этом году среди претендентов на грант — учительница марийского языка и литературы Чураевской средней школы Людмила Русиева. Министерством образования республики для создания и оборудования кабинетов родных языков в образовательных учреждениях в прошлом учебном году району было выделено 40 тысяч рублей. Все 23 кабинета марийского языка и литературы получили магнитофоны, а кабинет Чураевской средней школы — еще и видеокамеру. Вся аудио- и видеоаппаратура используется по назначению. Администрация района выделила 66 тысяч рублей для приобретения учебников по марийскому языку и литературе. Все школьные библиотеки выписывают республиканские газеты и журналы на родных языках.

В районе создан литературный клуб "Эрвел памаш". Работают две секции — для взрослых и учащихся. Их стихи и рассказы публикуются в районной газете "Келшымаш", республиканской марийской газете "Чолман". Учительница Людмила Русиева издала сборник стихотворений "Сонарпыл кувар", который был высоко оценен ее коллегами.

Любовь к Родине, к народу и его традициям, честному труду ребенок приобретает, прежде всего, через язык матери, народные песни и родную литературу, подчеркнул Евгений Малмыгин. И поэтому учителя должны глубоко осознать значение родного языка для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, предпринять все меры, чтобы уважение и знание этого самого близкого ребенку источника народной мудрости, средства познания вековых наших традиций и самобытной культуры было поставлено в школе на надлежащую высоту.

О разных аспектах изучения марийского языка и литературы, о методиках, опыте и актуальных проблемах преподавания этих предметов говорили в своих выступлениях заведующая кафедрой тюркской и финно-угорской филологии Бирской государственной социально-педагогической академии, кандидат филологических наук Серафима Апсатарова, преподаватели этой же академии, кандидат педагогических наук Ирина Александрова и кандидат филологических наук Алена Илеева, директор Урзаевской средней школы Караидельского района, учитель марийского языка и литературы Игорь Ипулаев, учитель марийского языка и литературы Амзибашевской средней школы Калтасинского района Мария Шайдуллина, преподаватель марийского языка и методики преподавания Благовещенского педагогического колледжа Ирина Тойгильдина, учитель марийского языка и литературы средней школы села Чураево Мишкинского района Людмила Русиева, руководитель детского образцового театра средней школы деревни Большесухоязово Мишкинского района Мария Николаева, методист отдела образования Мишкинского района Вера Абукаева и другие.

Автор: Александр Зиновьев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть