Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.94 ↑

EUR 75.14 ↑

22 ноября Четверг

Уфа   °

Он дал марийцам букварь и грамматику, а их народные песни сделал достоянием науки

ПОЛИТИКА

Ясным летним днем 1910 года к известному финскому ученому-фольклористу Юхану Вихманну обратился незнакомый молодой человек и предложил его вниманию толстую папку с текстами песен марийского народа. Посетитель пояснил, что он, сельский учитель-словесник, записал их на своей родине в Мишкинской и Чураевской волостях Бирского уезда Уфимс...

Ясным летним днем 1910 года к известному финскому ученому-фольклористу Юхану Вихманну обратился незнакомый молодой человек и предложил его вниманию толстую папку с текстами песен марийского народа. Посетитель пояснил, что он, сельский учитель-словесник, записал их на своей родине в Мишкинской и Чураевской волостях Бирского уезда Уфимской губернии, сам перевел на русский и вот привез, чтобы показать специалисту и услышать авторитетное мнение о них. Профессор тут же углубился в чтение листков с песнями, они явно заинтересовали его, но их было так много (а именно — ровно 500!) что он, осилив едва ли десятую часть папки, вдруг изъявил желание познакомиться с гостем поближе и стал расспрашивать его о методах сбора и систематизации песенного фольклора. И в конце концов предложил неожиданному пришельцу остаться пожить у него. Тот с радостью согласился. Так 28-летний провинциальный педагог Гурий Кармазин сделал свой первый шаг в науку, к будущей известности.

— Наш выдающийся земляк в течение полутора месяцев гостил у финского ученого, готовя вместе с ним собранные песни к публикации в серии трудов финно-угорского общества, — рассказывает начальник информационно-аналитического отдела администрации Мишкинского района Салават Андерзянов. — К сожалению, этим планам тогда не суждено было сбыться. И лишь в 1931 году часть этого собрания — 233 песни — увидела свет в книге Вихманна о марийском фольклоре. Им же было опубликовано исследование Кармазина о песнях своих земляков, в котором автор показал себя большим знатоком и ценителем устного народного творчества.

— Салават Каримович, в нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения Гурия Гавриловича. Мишкинцы благоговейно чтят память о нем, собирая по крупицам биографические данные об известном уроженце своего района, сведения о педагогической и научной деятельности. Расскажите о личности этого человека. Кстати, установлена ли точная дата его рождения?

— Тут есть разночтения. До последнего времени считалось, что он родился 4 марта 1882 года. Но в его аттестате, сохранившемся в архивных фондах, указана другая дата. Кстати, этот очень любопытный документ почти вековой давности дает полное представление о происхождении нашего земляка, о начале его пути к вершинам знаний. В нем говорится: "Предъявитель сего Гурий Гаврилович Кармазин (до своего крещения именовался Кутлукай Ибаев), сын черемисина деревни Ишимово Чураевской волости Бирского уезда Уфимской губернии, родившийся 15 мая 1882 года, вероисповедания православного, по окончании курса в Ишимовском одноклассном инородческом училище, поступив 20 августа 1896 года в число казеннокоштных воспитанников Бирской инородческой учительской школы и находясь в оной по 8-е июня 1901 года, окончил полный курс учения в этом заведении. Во все время пребывания в нем поведения был отличного..." Дальше приводятся оценки, полученные им на выпускных испытаниях, "произведенных в присутствии педагогического совета школы".

С этого времени начинается педагогическая, просветительская и исследовательская деятельность Гурия Кармазина. В предисловии к своей книге "Марий грамматик (морфологии)", изданной в 1935 году в Москве как творческий отчет ученого к 15-летию марийской автономии, он отмечал, что "начал изучать марийский язык в меру своих сил после революции 1905 года. В 1907 году написал "Грамматику марийского языка", которая, к сожалению, до сих пор лежит ненапечатанной". Одновременно с изучением родного языка он увлекается сбором и систематизацией песенного фольклора восточных мари.

Очень многое молодому исследователю дало его общение с финскими фольклористами Юханом Вихманном, а также с профессором Христианом Паасоненом. Пребывание на земле Суоми оставило неизгладимое впечатление в его душе. В своих письмах Вихманну Гурий Гаврилович неоднократно возвращался к тем радостным дням. "Я не могу вспомнить свое пребывание у Вас без глубокой благодарности; только одна мысль, что я провел лето в культурной стране и среди высококультурных людей, воскрешает самые светлые и радостные мысли. Все мои товарищи и знакомые лезут ко мне расспросами — что хорошего в Финляндии? Я, конечно, ничего не могу сказать, кроме хорошего", — говорится в его письме, посланном из села Дюртюли, где Кармазин заведовал двухклассным училищем.

В конце лета 1912 года он переезжает в Марийский край, устраивается на работу в Средне-Китнинское черемисское училище. Сюда он переехал с целью изучения особенностей уржумского наречия марийского языка. "В настоящее время закончил составление иллюстрированного букваря на восточном наречии, теперь составляю на луговом наречии", — писал Гурий Гаврилович 21 октября 1914 года. Эти работы вышли отдельными книгами в Казани.

Особенно плодотворной была научно-педагогическая деятельность ученого в 20-30-е годы. В это время он создает труды, навсегда вошедшие в сокровищницу марийского языкознания. Среди них — "Материалы к изучению марийского языка", "Марий йылмылончыш" в двух частях, "Сборник статей по марийскому языку", "Практические задачи по развитию марийского языка", "Тезисы к докладу об орфографии, фонетике и морфологии лугово-восточного наречия марийского языка" и другие.

Как справедливо отмечает профессор Илья Иванов, Гурий Кармазин — один из ведущих лингвистов первого поколения, прекрасный знаток и ценитель родного слова, внесший весьма заметный вклад в формирование и развитие марийского литературного языка. Гурий Гаврилович показал себя исследователем с тонким языковым чутьем, хорошо представляющим закономерности процесса развития языков народов нашей страны.

Активно трудился он и на литературном поприще. Еще в 1908 году молодой учитель на основе сюжета пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке" создал поэму-сказку "Вувер кува" ("Ведьма"). Она опубликована в Казани в "Марийском календаре" за 1910 год за подписью Г.Эвайн. Хотя в советское время Кармазин работал в основном как ученый-лингвист, он и в те годы не оставлял литературное творчество. В подготовленных им учебниках и хрестоматиях в 20-е годы напечатал немало своих стихов и рассказов. В тот же период написал "Марийский пионерский марш", музыку к которому сочинил первый марийский композитор И.С.Палантай. Эта торжественная песня неоднократно включалась в различные издания для детей.

— Известно, что Гурий Гаврилович активно участвовал в политической жизни страны...

— Да, он не ограничивался научно-педагогической работой, хотя и считал просвещение родного народа главной целью своей жизни. Марийский просветитель мечтал увидеть своих единоплеменников свободными и счастливыми. Еще в период первой русской революции, будучи учителем Мишкинского училища, он примкнул к социал-демократическому движению, распространял прокламации с призывом активней бороться за свое освобождение и брошюры с революционными песнями. И за это подвергался гонениям со стороны властей.

В 1917 году, когда большевистское правительство провозгласило право народов России на самоопределение и свободное развитие национальных меньшинств, Кармазин одним из первых среди мари выступил с горячим призывом о создании марийской государственности. В своей статье, озаглавленной "Не проспите. Письмо марийца-подпоручика, присланное им из окопа", он всесторонне обосновал необходимость организационного оформления в рамках единой России автономной Марийской республики. "Только с образованием национальной республики мы будем иметь свои законы, свои школы, свои газеты, — писал он. — А если мы проспим этот ответственный период, то можем остаться без республики; в таком случае мы и сами исчезнем с лица земли как народ" (газета "Ужара" за 9 января 1918 года).

Как известно, марийцы получили автономию в ноябре 1920 года. Затем автономная область была преобразована в автономную республику. Но вскоре почти все передовые представители марийского народа были обвинены в буржуазном национализме и арестованы. Не избежал этой участи и Кармазин. Его схватили 21 марта 1937 года. На допросах следователи припомнили и поставили в вину ученому ... его поездку в Финляндию, хотя тот заявил, что выезжал туда по совету Академии наук с целью повышения теоретических знаний по языковедению. Хотя виновным он себя не признал и у следствия не было никаких конкретных доказательств, свидетельствовавших о якобы контрреволюционной, диверсионно-террористической деятельности ученого, 11 мая 1938 года Кармазин был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Спустя почти 20 лет, 29 июня 1957 года, тот приговор был отменен, и дело прекращено за отсутствием состава преступления.

— Идут годы, в ряды марийских ученых и литераторов встают новые таланты, — сказал в заключение мой собеседник. — Защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются монографии и научные сборники. Но живут в памяти народа и трудах ученых имена пионеров марийского языкознания, зачинателей языкового и всего культурного строительства, в том числе и нашего земляка Гурия Гавриловича Кармазина. На его родине, в деревне Ишимово, создан музей. Здесь собраны уникальные материалы о его жизни и многогранной научно-творческой деятельности. В школах, библиотеках, в родной деревне выдающегося ученого проходят в эти дни юбилейные торжества, посвященные 125-летию со дня его рождения.

Автор: Александр Зиновьев

ИА «Башинформ»
Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
закрыть