Все новости
Политика
26 Июля 2006, 17:00

Какие функции нужны медвытрезвителям?

О передаче избыточных функций правоохранительных органов ВВП говорил еще в своем третьем Послании Федеральному Собранию. Любые избыточные полномочия надо рассматривать как прямой путь к злоупотреблениям или к коррупции, утверждал глава государства. Но в России, как известно, долго запрягают. Пока дело дошло только до передачи технического осмотра...

О передаче избыточных функций правоохранительных органов ВВП говорил еще в своем третьем Послании Федеральному Собранию. Любые избыточные полномочия надо рассматривать как прямой путь к злоупотреблениям или к коррупции, утверждал глава государства. Но в России, как известно, долго запрягают. Пока дело дошло только до передачи технического осмотра автомобилей, контрольно-диагностических работ, аккредитованным частным компаниям, причем не во всех регионах. Добавим, что вкупе с усилиями федерального и республиканского руководства ГИБДД, эта правоохранительная структура в глазах населения стала более привлекательной.
Впрочем, есть надежда, что перегруженная не свойственными функциями правоохранительная машина все же будет разгружена и многочисленные претензии населения к силовикам растворятся, как утренний туман.
Между тем одним из ярких атавизмов канувшей советской эпохи остаются медвытрезвители, где за железными дверями процветает букет всевозможных правонарушений. Кстати, именно вытрезвители, да еще лупцующий, не взирающий на возраст и пол ОМОН, больше всего сегодня портят имидж правоохранительных органов.
Однако вернемся к медвытрезвителям, которые ничего не имеют общего с медучреждениями и выполняют скорее карательную функцию, нежели помощи гражданам.
Начнем издалека. Медицинские вытрезвители появились в России в начале XX века, при царской власти. Тогда они, кстати, были исключительно медицинскими учреждениями и существовали за счет благотворительности(!). Первый вытрезвитель открылся 7 ноября 1902 года в Туле по инициативе общественного деятеля Федора Архангельского для спасения от замерзания перебравших в трактирах рабочих-оружейников. 14 ноября 1931 года является днем рождения советских вытрезвителей, в этот день было организовано подобное учреждение на улице Марата в Ленинграде. Так что, если нынешние медвытрезвители считают себя преемниками советских, то в ноябре этого года они будут отмечать свой 75-летний юбилей.
Специфика обслуживания в медицинских вытрезвителях изменилась после выведения их из подчинения Наркомздрава СССР и передачи НКВД СССР, впоследствии Главному управлению обеспечения общественного порядка Службы общественной безопасности МВД России. В результате в этих учреждениях возобладала карательная функция. А после принятия в 1991 году закона "О милиции" медвытрезвители должны были стать заботой местных органов здравоохранения.
Сколько сегодня медвытрезвителей в России, точно никто не знает. Большинство из них находятся под опекой местных органов власти, многие работают на условиях самофинансирования и хозрасчета. В ряде регионов эти заведения закрываются, так как приносят казне лишь убытки. Поскольку по сложившимся правилам оплачивать пребывание граждан в этом сомнительном по названию медицинском учреждении должны они сами. Однако, как правило, от 40 процентов до 60 процентов "клиентов" "приюта для алкоголиков" отказываются или просто не могут расплатиться за оказанные им "услуги". Поэтому сотрудники этих учреждений материально заинтересованы в том, чтобы к ним попадали люди, способные оплатить свое пребывание, то есть заплатить 600 рублей. В этих условиях медвытрезвители нередко превращаются в место, где людей просто обирают. Такая практика становится постоянным источником дохода для милиционеров и фельдшеров, что развращает правоохранительную систему, сеет в обществе зерна недоверия и, мягко говоря, нелюбви.
За фактами далеко ходить не надо. Например, недавно в Уфе на улице Айской (Советский район) был свидетелем следующего случая. Два бомжа, видимо, опившихся "Тройным одеколоном" (тара от него валялась рядом), громко "выражаясь", удобно расположились на газоне возле магазина "Пятерочка". Наряд милиции прошел мимо, не заметив в этом ничего предосудительного. На мой вопрос, почему бомжей не забирают в медвытрезвитель, прозвучал поразивший меня ответ: "Мы инфекцию не собираем".
В деле отлова "нарушителей" под шофе сотрудники медвытрезвителей до сих пор руководствуются постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1985 года, в котором записано: "В медицинский вытрезвитель могут помещаться лица, находящиеся в общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться, либо могут причинить вред окружающим или себе". Однако, как это было уже выше сказано, под запашок алкоголя в медвытрезвитель загребают всех.
Мне рассказали "курьезную" историю, как пару лет назад был задержан немой. Его остановили на улице милиционеры и стандартно попросили показать документы. - Ы-ы-ы, - выдавил из себя немой. "Да он лыка не вяжет!",- воскликнули стражи порядка. Бедолага в волнении начал размахивать руками, так как объясняться мог только жестами, но получил "демократизатором" по ребрам и был отправлен в вытрезвитель. В протоколе отличившиеся стражи порядка написали о неповиновении и оказании сопротивления сотрудникам милиции. Лишь в суде разобрались, что к чему, и бедняга отделался штрафом. И подобных историй масса.
Кстати, иностранцы не понимают, почему в нашей стране подвыпивших, но не совершивших правонарушений людей, самостоятельно передвигающихся и ориентирующихся в окружающей обстановке, доставляют в вытрезвители и затем подвергают унизительным процедурам. По логике, нетрезвых нарушителей общественного порядка необходимо доставлять в дежурную часть, что и делается в большинстве стран мира.
Между тем, выделенные в особую структуру медвытрезвители постепенно превращаются в рассадник грубости, откровенного садизма и обдирания как липку "клиентов", что совершенно не соответствует духу правоохранительной системы.
Нередко телевидение дает приторную картинку телерепортажа с показушной возней сотрудников вытрезвителя с выпивохами, как с малыми детьми. Кажется, сейчас они запоют колыбельную, и расчувствовавшиеся алкаши, сладко причмокнув, заснут.
Но чаще бывает другая картинка. Например, в конце апреля в медвытрезвителе Советского района на улице Бессонова, сотрудник этого учреждения, некто Шарипов, за невинную фразу "не имеете права" схватил возражавшего гражданина за горло. "Задушу, и мне ничего не будет", - заявил он, отпустив свою жертву только тогда, когда она начала хрипеть.
Давно подмечено: в данных учреждениях работают специалисты - этакие "малюты скуратовы", которые могут обработать "клиента" так, что телесных повреждений ни одна медкомиссия не найдет.
Страшна вседозволенность и безнаказанность человека в погонах, которому оказать сопротивление за закрытыми дверями вытрезвителя означает заработать статью.
Любопытно, коллеги из других подразделений МВД, особенно оперативники, весьма критично отзываются о сотрудниках медвытрезвителей, не говоря уже об их профессиональных качествах.
Определение степени опьянения - особая тема. Как правило, она формальна и определяется на глазок. Отловленные дуют в "трубочку", которая показывает один и тот же результат - давление, пульс, зрачки, хронические болезни никого не интересуют. Могут заставить выполнить и несколько упражнений, которые большинство россиян в возрасте после 35 лет, имея неврологические заболевания, выполнить не в состоянии.
И последняя, больная тема, связанная с вытрезвителями - обирание.
Год назад из любопытства зашел в один из ломбардов Кировского района Уфы. На вопрос, кто ваш основной клиент приемщица рассказала занятную историю. По ее словам, несколько раз в месяц к ним заходил средних лет мужчина, который сдавал сразу несколько вещей: кулоны, цепочки, серебряные печатки. Гадали вор, пьяница или наркоман. Постоянный клиент ломбарда и, видимо, не только его, опознал в мужчине сотрудника медвытрезвителя.
Проблема вытрезвителей состоит именно в том, что сама служба в таком "доходном" месте постепенно разлагает даже самого "чистого сердцем" сотрудника. Постоянно ощущать себя вершителем судеб пролетариев, интеллигентов, студентов и прочих, имевших неосторожность не удержать равновесие в зоне видимости из патрульной машины, - это вряд ли под силу "кадру", оказавшемуся неспособным даже к обыкновенной патрульной службе.
О богатстве работников "трезвяков" ходили и ходят легенды. Ранее из уст в уста передавался рассказ, как "менты обчистили одного мужика, а он оказался отцом сыщика из МУРа. Сыщик притворился пьяным и тоже залег под кустом - в хорошей одежде, с портфелем под головой. А в портфеле - деньги, 567 рублей. Наутро его выпускают из вытрезвителя, а он говорит: "А деньги где?" "Какие деньги?" - отвечают. Тут врываются оперативники, обыскали с понятыми, нашли купюры. Денежки-то меченые были".
Легенды не рождаются на пустом месте. И подтверждением этого может косвенно послужить вышепересказанный случай. Впрочем, службе, отвечающей за чистоту и порядочность рядов МВД, стоит проверить, куда ездят отдыхать и какие машины покупают жалующиеся на маленькую зарплату работники медвытрезвителей.
Тема эта поднята, потому что неприкасаемых сфер в жизни страны у нас нет. Медленно идущая реформа правоохранительных органов РФ должна окончательно решить - быть или не быть в России медвытрезвителям, кому их переподчинить, или какие функции в первую очередь они должны выполнять.
Автор: Константин Лобов