Все новости
Политика
26 Декабря 2005, 11:07

В Башкортостане реализуется программа "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"

В образовательных учреждениях Башкортостана наряду с мероприятиями в рамках Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения реализуется программа "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения".- Эта программа подняла общественный статус воспитания и способствовала обновлению воспитательного процесса во всех...

В образовательных учреждениях Башкортостана наряду с мероприятиями в рамках Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения реализуется программа "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения".
- Эта программа подняла общественный статус воспитания и способствовала обновлению воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях республики, - говорит методист Республиканского центра культуры учащейся молодежи Минобразования Флюда Амирова (в 1983-1987 годах - ответственный секретарь Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость Октябрьского района Уфы). - Перед нами была поставлена задача расширить и углубить работу по первичной профилактике употребления наркотиков, профилактике табакокурения и алкоголизма, воспитанию здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. Повышение общей культуры студенческой молодежи, родителей, педагогов, обучение безопасному поведению, сознательному отношению к семейной жизни - этому посвящена деятельность центра.
Вопросы формирования ценностей здорового образа жизни стали предметом обсуждения и на итоговом семинаре, прошедшем в Республиканском центре культуры учащейся молодежи.
Исследования образа жизни студенческой молодежи показывают, что у большинства наблюдается низкий уровень двигательной активности, дефицит сна, нарушение характера и режима питания, нерациональная организация отдыха в течение семестра и каникул. К этому списку можно добавить неблагоприятные условия проживания в общежитиии, употребление алкоголя и курение, нервно-психическое перенапряжение. 61 процент студентов вузов курят, каждый третий злоупотребляет алкогольными напитками, 30,6 процента пробовали наркотики, а пять процентов уже наркозависимы.
По словам старшего преподавателя кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башгоспедуниверситета Гульшат Мухаметовой, психоактивные вещества используются для преодоления стрессов и решения проблем. Накопление стрессов приводит к психологическим проблемам, которые не удается решить адекватными средствами. Именно в состоянии хронического стресса молодой человек с большей вероятностью приобщается к азартным играм, уходит в виртуальный мир компьютерных игр и интернета. Ученые также утверждают, что за последние годы умение общаться у молодежи значительно ухудшилось.
Немногие студенты способны организовать свой досуг, самостоятельно и творчески решать проблему соотношения учебы и отдыха.
Еще одна проблема - отношение детей к браку. Сексуальная жизнь у молодых людей не ассоциируется с семейными отношениями. В результате возникает опасность развития заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье. По данным исследований, только 44 респондентки в возрасте от 15 до 24 лет использовали какие-либо средства контрацепции при первом половом контакте.
К истощению ресурсов собственного здоровья приводят и несвоевременное обращение за медицинской помощью. В случае заболевания 39 процентов студентов не обращаются за медпомощью, более 60 процентов - нерегулярно, 32 - не обращаются совсем.
Не является примером для подражания образ жизни самих педагогов. 15 процентов опрошенных в десяти крупнейших городах России педагогов регулярно курят, семь процентов пробовали наркотики или токсические вещества, шесть - регулярно употребляют алкоголь.
По мнению участников семинара, одним из основных институтов, влиящих на образ жизни и состояние здоровья детей и подростков является учебное заведение. Учащимся помимо знаний необходим положительный пример педагога, который реализует в собственной жизни хотя бы часть того, чему он учит. Нужны специальные формы обучения: ролевые игры, тесты, тренинги, дискуссии, которые позволили бы построить преподавание науки здоровья на совершенно других принципах. Но главное - мотивация заботы о здоровье. Только тогда в стране будет здоровое поколение, когда вести правильный образ жизни станет модно, престижно. Автор: Гульназ Шарафлисламова