В образовательных учреждениях Башкортостана наряду
с мероприятиями в рамках Года профилактики наркомании, алкоголизма и
табакокурения реализуется программа "Духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения".
- Эта программа подняла общественный статус воспитания и способствовала
обновлению воспитательного процесса во всех образовательных
учреждениях республики, - говорит методист Республиканского центра
культуры учащейся молодежи Минобразования Флюда Амирова
(в 1983-1987 годах - ответственный секретарь Всесоюзного добровольного
общества борьбы за трезвость Октябрьского района Уфы).
- Перед нами была поставлена задача расширить и углубить
работу по первичной профилактике употребления наркотиков, профилактике
табакокурения и алкоголизма, воспитанию здорового образа жизни среди детей,
подростков и молодежи. Повышение общей культуры студенческой молодежи,
родителей, педагогов, обучение безопасному поведению, сознательному
отношению к семейной жизни - этому посвящена деятельность центра.
Вопросы формирования ценностей здорового образа жизни
стали предметом обсуждения и на итоговом семинаре, прошедшем в
Республиканском центре культуры учащейся молодежи.
Исследования образа жизни студенческой молодежи показывают,
что у большинства наблюдается низкий уровень двигательной
активности, дефицит сна, нарушение характера и режима питания,
нерациональная организация отдыха в течение семестра и каникул.
К этому списку можно добавить неблагоприятные условия проживания
в общежитиии, употребление алкоголя и курение, нервно-психическое
перенапряжение. 61 процент студентов вузов курят,
каждый третий злоупотребляет алкогольными напитками,
30,6 процента пробовали наркотики, а пять процентов уже наркозависимы.
По словам старшего преподавателя кафедры охраны здоровья и безопасности
жизнедеятельности Башгоспедуниверситета Гульшат Мухаметовой,
психоактивные вещества используются для преодоления стрессов и решения проблем.
Накопление стрессов приводит к психологическим проблемам,
которые не удается решить адекватными средствами.
Именно в состоянии хронического стресса молодой человек
с большей вероятностью приобщается к азартным играм,
уходит в виртуальный мир компьютерных игр и интернета.
Ученые также утверждают, что за последние годы умение общаться у молодежи
значительно ухудшилось.
Немногие студенты способны организовать свой досуг,
самостоятельно и творчески решать проблему соотношения учебы и отдыха.
Еще одна проблема - отношение детей к браку.
Сексуальная жизнь у молодых людей не ассоциируется с семейными отношениями.
В результате возникает опасность развития заболеваний, влияющих
на репродуктивное здоровье. По данным исследований, только
44 респондентки в возрасте от 15 до 24 лет использовали какие-либо средства
контрацепции при первом половом контакте.
К истощению ресурсов собственного здоровья приводят и
несвоевременное обращение за медицинской помощью.
В случае заболевания 39 процентов студентов не обращаются за медпомощью,
более 60 процентов - нерегулярно, 32 - не обращаются совсем.
Не является примером для подражания образ жизни самих педагогов.
15 процентов опрошенных в десяти крупнейших городах России педагогов
регулярно курят, семь процентов пробовали наркотики или токсические
вещества, шесть - регулярно употребляют алкоголь.
По мнению участников семинара, одним из основных институтов,
влиящих на образ жизни и состояние здоровья детей и подростков является
учебное заведение. Учащимся помимо знаний необходим положительный пример
педагога, который реализует в собственной жизни хотя бы часть того, чему
он учит. Нужны специальные формы обучения: ролевые игры, тесты, тренинги,
дискуссии, которые позволили бы построить преподавание науки здоровья на
совершенно других принципах. Но главное - мотивация заботы о здоровье.
Только тогда в стране будет здоровое поколение, когда вести правильный образ
жизни станет модно, престижно.
Автор: Гульназ Шарафлисламова