11 октября Башкортостан отмечает День республики.
15 лет назад в этот день была принята Декларация о государственном
суверенитете Республики Башкортостан.
Принятие этого политического акта по своей значимости - в одном
ряду с такими историческими событиями, как провозглашение
национальной государственности Башкортостана в ноябре 1917 года или
Советской Автономии Башкирии в марте 1919-го. Более того,
Декларация стала логическим развитием того памятного Соглашения с
центральной Советской властью, потому что уже через 14 месяцев
после его подписания правовой статус республики был низведен
до положения областной автономии.
Формализованные и усеченные полномочия Башкирии не позволяли
ей самостоятельно решать элементарные вопросы. По уровню
экономического развития республика занимала одно из
ведущих мест в Советском Союзе, опережая большинство союзных
республик, а по социальным показателям находилась в шестом-седьмом
десятке регионов страны. Мы существенно отставали по производству
товаров народного потребления, обеспеченности жильем, больницами и
детскими садами. Положение осложнялось тем, что при нищей
социальной сфере республика стала экологически бедствующим
краем, перенасыщенным производствами, наносящими вред природе.
Перестройка, начавшаяся в стране во второй половине 80-х годов,
создала условия для преобразования союзного по форме, но
унитарного по содержанию государства в действительно федеративное.
Важнейшую роль в этом сыграла Декларация о государственном
суверенитете Российской Федерации, принятая 12 июня 1990 года,
провозгласившая неотъемлемое право каждого человека на
достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком,
каждого народа - на самоопределение в избранных им
национально-государственных и национально-культурных формах.
Через четыре месяца, 11 октября 1990 года, Верховный Совет
республики принял Декларацию о государственном суверенитете
Башкортостана.
Провозглашая государственный суверенитет республики, Декларация
в то же время подтвердила, что Башкортостан является субъектом
Союза ССР и Российской Федерации. Это развеяло опасения по поводу
крена в сторону "самостийности" и лишило почвы ярых критиков
идеи суверенитета, обвинявших республику в сепаратизме.
Декларация о государственном суверенитете начала создание
реальной государственности республики и стала важным
историческим шагом в строительстве российского федеративного
государства. Именно этот документ стал основой базовых
правовых актов, определивших векторы политического и экономического
развития республики и отрегулировавших ее отношения с федеральным
Центром, - Приложения Республики Башкортостан к Федеративному договору,
Конституции республики, Договора с Россией о разграничении предметов
ведения и взаимном делегировании полномочий.
Спустя 15 лет значение Декларации осознается по-новому,
уже на основе практического опыта. Потому что благодаря ей
в эти нелегкие годы - годы политического и экономического
распутья, шквала реформ Башкортостан не только сохранил
свой мощный производственный потенциал, но и многого достиг.
Прежде всего, благодаря определенной экономической самостоятельности,
которую обеспечила Декларация. Проявив хозяйственный прагматизм,
республика отказалась от "шоковой терапии", обвальной приватизации,
сохранила и поддержала реальный сектор экономики. Поэтому
удалось избежать массовой безработицы, создать условия для
экономического подъема. Чтобы нейтрализовать тяжелые
последствия экономического кризиса 90-х годов, в Башкортостане
применялось государственное регулирование цен на основные
продукты питания, вводились дополнительные к федеральным
пособия и льготы, даже устанавливался бесплатный проезд
на общественном транспорте.
Для решения социально-экономических проблем важнейшее
значение имело становление государственности Башкортостана:
создание республиканского парламента, четкой вертикали
исполнительной власти. Новое республиканское законодательство
позволило реализовать свою модель реформирования. В ее основу
были положены два принципа - трансформация, а не разрушение
планово-распределительной экономики в рыночную и сохранение
социальных гарантий для населения. При этом характерной
особенностью развития Башкортостана все эти годы была активная
координирующая и организующая роль государства. Причем не
только в экономической, но и в социальной сфере.
В последние годы темпы экономического роста в Башкортостане
выше среднероссийских. По объему валового регионального продукта и
основным макроэкономическим показателям республика входит в
первую десятку субъектов Российской Федерации, по
производству продукции сельского хозяйства - в первую тройку,
является регионом-донором федерального бюджета. Социально-экономическая
ситуация у нас выгодно отличается от тех регионов, где
города могут оставаться без воды, света или тепла, ветшают школы, клубы,
библиотеки и больницы, закрываются предприятия.
Активная социальная политика значительно нейтрализовала
потери переходного времени для башкортостанцев. За прошедшие годы
более чем на 40 процентов выросли реальные доходы населения.
В сравнении с 1990 годом по этому показателю республика
шагнула почти на сорок "ступенек" вверх. За это время утроились
расходы на социальное обеспечение, введено множество школ,
поликлиник, здравниц, дворцов культуры и театров. Проведена
огромная работа по газификации, дорожному и жилищному строительству,
телефонизации. Взят курс на строительство физкультурно-оздоровительных
комплексов во всех крупных населенных пунктах.
Не меньшую значимость имеют и политические итоги
последнего десятилетия, такие как гражданский мир и межнациональное
согласие. Для Башкортостана, в котором проживают представители
113 наций и народностей, это естественное, нормальное состояние.
Толерантный общественный настрой - результат не только исторических
традиций региона, но и целенаправленной национальной политики,
проводимой в республике. Президент Владимир Путин во время одного
из приездов в Башкортостан высоко оценил позитивный опыт
республики в развитии межнациональных отношений.
Конечно, в нашей жизни хватает проблем. Людей волнует все
еще низкий уровень жизни. Поэтому все последние годы в Башкортостане
предпринимались конкретные шаги по поддержке малообеспеченных жителей.
Организован персональный учет многодетных и малообеспеченных семей,
особое внимание уделяется ветеранам и инвалидам. Успешно реализуются
республиканские целевые программы по целому ряду направлений - охране
здоровья, материнства и детства, социальной поддержке населения.
Особое внимание уделяется укреплению семьи. В Башкортостане выплачивается
дополнительное ежемесячное пособие многодетным семьям, имеющим
четверых и более детей, - 1000 и 1500 рублей, соответственно, а семьям,
имеющим десятерых и более несовершеннолетних детей, бесплатно
предоставляются микроавтобусы. А все новорожденные малыши, а точнее,
их мамы, получают подарочный набор - специальный комплект детского белья.
Не остается без внимания и подрастающее поколение: специальные
президентские программы "Дети Республики Башкортостан" и
"Молодежь Башкортостана" направлены на поддержку наших ребят.
Понятно, что все это требует материальных вложений, и республика
несмотря на трудные финансовые времена их находит, потому что
экономить на своем будущем недальновидно. В прошедшее десятилетие
не менее половины расходов республиканского бюджета направлялось на
решение социальных задач. Сегодня общие расходы Башкортостана
на социальную защиту населения заметно превышают среднероссийские
показатели. Немалые средства направляются на развитие системы
образования и здравоохранения. Например, за последние 10 лет
расходы республики на образование выросли в восемь раз и достигли
почти 12 миллиардов рублей.
Много можно говорить о приобретениях и уроках самостоятельного
развития республики. Самое главное суммируется в одном - Башкортостан
стал одним из наиболее экономически развитых и политически
стабильных регионов страны, отличающимся своим созидательным устремлением.
Действующая российская Конституция закрепила за республиками
статус государств. И сегодня пора понять, что суверенитет - это,
прежде всего, право и возможность самостоятельно решать проблемы
на своем уровне компетенции и ответственности. Такой подход не может
угрожать целостности или благополучию федеративного государства.
Общественно-политические новации последних лет - укрепление
властной вертикали, настойчивое согласование регионального и
федерального законодательства, изменение межбюджетных отношений
говорят о переоценке сложившейся системы отношений Центра и
регионов.
Для Башкортостана, как и для других регионов, важно,
чтобы реформирование государственного управления не перечеркнуло
рациональную практику в этой системе. Речь идет о договорах, четко
разграничивших полномочия и сыгравших позитивную роль в
развитии субъектов Российской Федерации. Поэтому депутаты
Государственного Собрания - Курултая - РБ направили
Президенту Владимиру Путину Обращение "Об обновлении договорных
отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
по разграничению полномочий". В нем подчеркнуто, что дальнейшее
совершенствование договорных отношений между Российской
Федерацией и ее субъектами является стратегическим направлением
развития России как федеративного государства, и высказана
просьба к главе государства - инициировать процесс обновления
Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о
разграничении предметов ведения и полномочий, образовав комиссию по
разработке проекта Договора.
В новой редакции Конституции Башкортостана термин
"суверенитет" заменен понятием "государственность",
которое предполагает обладание республикой всей полнотой государственной
власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий в
сфере совместного ведения. Но эта замена не меняет сути: государственность
Башкортостана, не нарушая суверенитета Федерации, позволяет более
эффективно решать задачи, стоящие перед республикой, с максимальной
отдачей использовать ее огромный потенциал.
Автор: Марина Шумилова