Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.57 ↑

EUR 67.93 ↓

20 октября Пятница

Уфа   °

Айслу Юнусова: "Социально-экономическое неблагополучие привело к распространению псевдорелигиозных культов"

ПОЛИТИКА

В течение 2004 года в различных регионах Российской Федерации правоохранительными органами были задержаны члены экстремистской религиозной организации "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" (Партия освобождения ислама). Она была внесена в список 15 организаций экстремистского толка, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации реше...

В течение 2004 года в различных регионах Российской Федерации правоохранительными органами были задержаны члены экстремистской религиозной организации "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" (Партия освобождения ислама). Она была внесена в список 15 организаций экстремистского толка, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года. Членами организации были в основном молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, многие из которых обратились в ислам год-два назад под влиянием энергичных партийных наставников. Интересно, что среди задержанных членов партии далеко не всех можно отнести к "этническим мусульманам", многие имеют русские, белорусские, украинские имена и фамилии и весьма поверхностные представления об исламе. Что привело их в ряды борцов за идеи всемирного халифата? Нужен ли им халифат? И нужна ли российским мусульманам партия возрождения ислама?

Агентство "Башинформ" обратилось с просьбой высказать свою точку зрения по данной проблеме к профессору, доктору исторических наук, директору Центра этнологических исследований УНЦ РАН Айслу Юнусовой. Приводим текст данной беседы.

— Айслу Билаловна, как вы считаете, могут ли "борцы" за идеи всемирного халифата найти приверженцев в нашей республике, в Урало-Поволжье?

— Нет необходимости в очередной раз доказывать, что российские мусульмане с самого момента вхождения в Российское государство и по сей день являются носителями открытого, спокойного, неагрессивного и терпимого вероучения. Ислам Урало-Поволжья, исповедуемый татарами и башкирами, никогда не был знаменем сепаратизма или экстремизма. Он прошел испытание насильственным крещением, подозрительностью государства по отношению к инородцам и иноверцам, репрессиями и воинствующим атеизмом эпохи социализма, эйфорией от "возрождения", обвинениями в фундаментализме, наплывом сонма наставников из-за рубежа и... остался самим собой. Остался и продолжает оставаться основой каждодневного бытия и образа жизни, веручением, проповедующим милосердие, любовь к ближнему, терпимость ко всем иным убеждениям, почтение к старшим, любовь к России и каждому ее гражданину. Патриотизм мусульманина — долг мусульманина. Так учат Коран, сунна, хадисы. Сохранению морально-нравственных ценностей мусульманского общества эпохи Пророка Мухаммеда способствует и устойчиво развивающаяся система передачи знаний в исламе, опирающаяся на осознанное восприятие Корана — уникального источника по истории человечества. Изложенные в Коране идеалы мироустройства усваивает каждое новое поколение мусульман, живущих в различных частях света, на разных широтах, в разных государствах.

Общество в целом, каким бы оно себя ни называло, стремится к идеалам, сформулированным в священных писаниях: к справедливости, законности, благочестию, добродетели, нравственности. И каждый человек хочет для себя и своих близких добра, благополучия, процветания, ища и находя в писаниях и многочисленной литературе наставления и поучения, позволяющие достичь желаемого. Несмотря на все негативные явления, трансформационные процессы во всем мире и в России все более подвигают общество к этим идеалам, которые являются идеалами человечества, в том числе и мусульманского мироустройства. В России этому способствует то, что правовой основой российского мусульманского социума было учение Абу Ханифы, получившее название "Школы суждения" или "Школы мнений". Оно стояло на принципах совещательности и открытого обсуждения, обмена мнениями при принятии судебного или иного решения, что способствовало интенсивному развитию в мусульманском мире науки, просвещения, культуры. Именно этот мазхаб получил распространение в Поволжье, на Урале, в Сибири, в России в целом, неся с собой культуру толерантности. Кроме того, российские мусульмане, проживающие на протяжении десяти веков в поликонфессиональном обществе, всегда придерживались правила: "Чти свою веру, но и уважай чужую". Сегодня на карте Башкортостана мы видим смешение сел и деревень с башкирским, русским, татарским, удмуртским, белорусским населением, жители которых исповедуют и православие, и ислам, и различные протестантские течения, возрождают древние культы, принимают новые вероучения. В крупных населенных пунктах строятся и стоят рядом мечети и христианские храмы, служители которых проповедуют одни и те же ценности, призывают к одним благим целям.  — Каковы, на ваш взгляд, причины появления и распространения псевдорелигиозных культов в современном мире ?  — Необходимо отметить, что есть очень много проблем у современных религиозных обществ России и нашего региона. Это безверие и цинизм, опустошенность многих наших сограждан, это слабо развитая система религиозного образования и отсутствие грамотных кадров священнослужителей, это неумение противостоять натиску идеологии "рынка" и криминала на жизнь общины. Видимо, по этой причине кому-то показалось, что достаточно слабый экономически и организационно российский мусульманский социум станет легкой добычей международных террористических организаций, опорой для реализации великодержавных планов строителей всемирного халифата. Социально-экономическое неблагополучие уже привело к широкому распространению псевдорелигиозных культов, отличительной чертой которых стали невежество, обман, вовлечение своих адептов в криминальную деятельность. Психологически незащищенная личность, испытывая жизненные неурядицы, не получая ответа на извечные российские вопросы "Что делать?" и "Кто виноват?", не находя справедливости, легко подвергается соблазну получить все и сразу. И здесь вопрос лишь в том, кто предложит, приманит, приголубит. Вот и оказалось, что приманили молодых людей идеей некоего справедливого царства-государства — халифата, о котором они помнят что-то из школьной программы, и то весьма смутно. Реальная история арабского халифата, омейядского и аббасидского им неизвестна, как неизвестна и история Османской империи, султан которой был носителем титула халифа. Не знают они и то, какими были эти халифы династии Османов, воплощали ли они в себе добродетели пророка Мухаммеда. Не мешало бы знать, например, хотя бы правителей эпохи зулюм (тирания) Абдул-Хамида, или Абдул-Азиза — так называемых халифов, известных тиранов. Но знают они лишь то, что халифат должен объединить всех мусульман мира, и тогда для мусульман наступит рай на земле.  — Какова, по-вашему мнению, роль идеологической составляющей в борьбе за умы молодых людей, используемая экстремистскими организациями?  — Думаю, что свои специфические знания молодые люди получают из агитационно-пропагандистской литературы "Хизб ут-Тахрир", органа партии журнала "Аль-Ваъй", распространяемых активистами партии. Судя по многочисленным материалам прессы и интернет-сайтов, задержанные члены "Хизб ут-Тахрир" наряду с поверхностными знаниями об исламе и халифатском его будущем проявляли "зомбированность", они явно подвергались психологическому воздействию. Несмотря на демонстративную преданность идеям партии, арестованные молодые люди чувствуют себя явно растерянными. Только после арестов многие из них стали осознавать необходимость чтить Уголовный кодекс. Ради какого благополучия в неведомом халифате оставили они свой, пусть и сложный, но привычный и понятный мир?

Не вдаваясь в исторические подробности, хотелось бы напомнить: ислам никогда не господствовал в России политически (с XVI в. мусульмане проживают в составе православно ориентированного общества), не был состоятелен в экономическом плане (причем настолько, что собственно мусульманские экономические принципы — вакуф, закят и др. — не смогли получить здесь должного развития), не был доминантой массового сознания мусульман, продолжающих параллельно придерживаться и доисламских традиционных родоплеменных культов. Реальность такова, что идеи халифата в России вряд ли найдут последователей среди по-настоящему правоверных мусульман. Да и мусульмане всего мира тоже вряд ли стремятся к всемирному халифату. Каждому из них Аллахом уготованы свое место в мире, своя судьба в своей стране.

Автор:

Теги: религия
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть