Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 66.87

EUR 76.18

20 августа Понедельник

Уфа   °

Председатель Совета ректоров вузов Башкирии: «Понятие «целевой приём» полностью исчезает»

ОБЩЕСТВО

УФА, 9 авг 2018. /ИА «Башинформ», Алим Фаизов/.

В начале августа Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения». Теперь студенты, получившие образование за счет целевых средств бюджета (федерального, регионального, местного), должны будут по окончании учебы отработать в государственных учреждениях не менее трех лет. Выпускники смогут выбрать между федеральным государственным органом, органом региональной государственной власти субъекта, органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, унитарным предприятием, государственной компанией — кто готов заключить договор о целевом обучении со студентом и вузом. Если выпускник не согласен с такими условиями, он должен возместить все затраты, которые государство предоставляло в период обучения.

Председатель Совета ректоров вузов Башкортостана Раиль Асадуллин так прокомментировал это нововведение:

«В новой редакции статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», действительно, полностью исчезает понятие «целевой приём». В последние годы выделение квот целевого приема на те или иные направления подготовки бакалавриата и специалитета приводили к ситуации, когда количество бюджетных мест на открытый конкурс оставалось совершенно мизерным. При этом конкурс абитуриентов с договорами о целевом приеме проходил с гораздо более низкими результатами ЕГЭ, что ставило вузы в ситуацию, когда к ним приходили относительно слабые студенты, чем те, кто оставался за чертой проходного балла на обычные места.

Справедливости ради надо отметить, что динамика среднего балла ЕГЭ среди зачисляемых целевиков за три последних года была положительная, но все же ощутимо ниже среднего балла основного приема.

До сегодняшнего дня мы имели ситуацию, когда муниципалитеты и предприятия подавали заявку на места целевого приема, но не несли практически никакой ответственности за социальное сопровождение студента в период обучения и его последующее трудоустройство.

Реально выполняли условия договора о трудоустройстве не более 30% заказчиков — в медицинском университете этот показатель выше, в других — даже ниже. Теперь же обязательства заказчика для приема на целевые места в вузы (органов местного самоуправления, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) становятся абсолютно одинаковыми, что и при заключении такого же договора со студентом на любом курсе обучения. То есть, законодательно установлены единые подходы к мерам социальной поддержки целевого студента в период обучения. Это меры материального стимулирования, оплата дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) другие меры; а также обязательства по трудоустройству выпускника-целевика. Если последнее условие не будет выполнено организацией, то она обязана будет выплатить молодому специалисту компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы.

Муниципалитетам и организациям теперь будет самим невыгодно направлять на целевое обучение слабых абитуриентов — они через четыре года получат себе же не очень сильного специалиста

При этом и студент, заключивший договор о целевом обучении, берет на себя обязательства по освоению образовательной программы, указанной в договоре, и по осуществлению трудовой деятельности в организации-заказчике в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией. Если не выполнит условия договора студент, то уже он обязан будет возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки. Очевидно, что это один из механизмов регулирования мотивации студентов в выборе направления обучения — не просто ради диплома о высшем образовании. Можно сказать, на новом уровне возвращается механизм распределения студентов по местам трудоустройства, но уже на стадии поступления в вуз.

Еще одно отличие — квоты на целевые бюджетные места при поступлении в вузы будут теперь регулироваться по направлениям и специальностям уже не учредителями вузов, а Правительством РФ, с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. Вузы при этом обязуются учитывать предложения заказчика целевого обучения при организации практики, а также предоставлять ему сведения о результатах освоения студентом-целевиком образовательной программы. Кроме того, жестко закрепляется условие обязательного трудоустройства в организацию-заказчика целевого места и осуществления трудовой деятельности выпускников в течение не менее трех лет со времени получения диплома.

И вузам, и муниципалитетам, и предприятиями, а также абитуриентам и их родителям дается год, чтобы переосмыслить отношение к получению высшего образования — данный закон вступает в силу с 2019 года.

Таким образом, можно резюмировать, что изменения в законодательстве существенно координируют распределение целевых мест по потребностям отраслей экономики с учетом региональных особенностей, и значительно повышают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение студента. Прием на целевое обучение в учебных заведениях будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, а в договоре о целевом обучении будет четко прописан срок трудовой деятельности. Кроме того, прописаны штрафные санкции при неисполнении сторонами условий договора».

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть