Система образования Уфы в 2003 году
признана лучшей в республике и заняла первое место
в конкурсе "Башкортостан за социальное благополучие".
Сегодня на городском августовском педсовете
была еще раз проанализирована деятельность столичного образования.
В городе одним из приоритетных направлений работы
является приобщение школьников к здоровому образу
жизни. В связи с этим принята программа "Образование и здоровье".
В числе первоочередных мер она предполагает открытие на базе школ
оздоровительных центров. Если в 2001 году их было всего пять, то сегодня
- 14. Открытие оборудованных оздоровительных центров
в обязательном порядке предусматривается
уже при проектировании и строительстве новых школ.
Основным критерием эффективности работы педагогического коллектива
башкортостанской столицы является качество образования.
Итоги минувшего учебного года показывают, что
выросло количество школьников, усвоивших учебную программу на
"отлично" и "хорошо".
Образовательное пространство Уфы построено на принципе вариативности.
В нем на протяжении 10 лет успешно функционируют 20 гимназий и 13 лицеев,
большинство из которых не прикреплены к микрорайонам.
Поэтому родители и дети могут самостоятельно выбирать
профиль обучения. Одновременно возникает конкуренция в борьбе за школьника.
И это дает позитивные результаты.
В отличие от прошлых лет, когда общеобразовательные учреждения
отличались лишь номерами, теперь практически каждая школа обрела самобытное
лицо. Не случайно в городе появился конкурс "Лучшие школы столицы".
Это помогает определить лидеров в системе столичного образования
и стимулирует профессиональный рост педагогов.
Учителя открывают свои мастер-классы по различным проблемам
развития образовательного процесса.
Сегодня в Уфе организовано изучение 11 национальных языков.
Одной из эффективных форм привлечения детей к освоению самобытных
культур является открытие воскресных школ.
Их на сегодня в республике 16, из них 12 в Уфе.
2004 год, проходящий под знаком Года окружающей среды,
принес свои плоды. В мае прошел городской фестиваль "Экология. Творчество.
Дети", где учащиеся приняли обязательство благоустраивать родной город.
Такие акции, как "Росток в будущее", "Природа и человек"
имеют уже традицию. Каждый первоклассник, приходящий в школу,
вместе с выпускниками высаживает молодое деревце,
за которым ухаживает во время обучения. За три года было посажено более
25 тысяч деревьев.
По словам начальника управления образования администрации Уфы
Сынтимира Баязитова, задача педагогов - помочь каждому
ребенку найти увлечение по душе, дать возможность в стенах школы
реализовать себя, не "уходя" на улицу,
постепенно решается. Сегодня в 65 учреждениях дополнительного образования
города занимаются почти 67 тысяч детей и подростков.
Это без малого 60 процентов учащихся.
Начала решаться и проблема нехватки помещений для
учреждений дополнительного образования.
В этом году впервые за много лет за счет средств городского бюджета
выкуплено здание у акционерного общества "БНЗС"
и передано Дому детского и юношеского творчества.
Сегодня в Уфе трудятся около 15 тысяч педагогов.
Высшее образование из них имеют 86 процентов.
С целью повышения социального статуса и престижа учительской профессии
в городе проходят конкурсы, по результатам которых присваиваются
звания "Учитель года", "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь".
Как было отмечено на августовском совещании,
педагоги столицы ведут плодотворную работу по повышению
качества образования. Однако недопустимо останавливаться на достигнутом,
считает учительское сообщество. Стремление к новым горизонтам
должно стать профессиональным кредо каждого учителя.
Автор: Гульназ Шарафлисламова