С 1 сентября 2005 года будут вводиться новые стандарты
школьного образования для предпрофильного обучения в девятых
классах, а еще через год - в первых, пятых и десятых классах.
Как сообщил на заседании коллегии Минобразования РФ и.о.
министра Владимир Филиппов, в ближайшие недели завершается разработка
учебных программ на основе новых стандартов. Уже в марте на
основе анализа существующих учебников будет объявлен конкурс либо на
разработку новых учебников, либо на подготовку учебных
пособий к действующим учебникам. Одновременно в регионах
предстоит скоординировать с новыми стандартами региональные
компоненты содержания общего образования и организовать уже с
весны повышение квалификации учителей.
- На сегодня, после анализа соответствующих запросов в
регионы, мы имеем неудовлетворительное положение с планами по
повышению квалификации как руководителей, так и учителей школ по
подготовке к введению новых стандартов школьного образования, -
заявил Владимир Филиппов.
В соответствии с законом "Об образовании" 1992 года школы
до сих пор могли использовать в учебном процессе учебники по
своему усмотрению, даже не имеющие грифа министерства
"рекомендовано" или "допущено". С учетом принятой поправки в
Закон теперь в общеобразовательных учреждениях
могут
использоваться даже по региональному компоненту учебники
только в порядке, определяемом Минобразования.
- Это было непростое решение, - подчеркнул Владимир
Филиппов. - Но если общество, власть спрашивает с министерства
за качество школьных учебников, значит, мы должны были ввести
соответствующие механизмы обеспечения качества
учебной
литературы.
На сегодня Министерством образования РФ пересмотрено положение
о Федеральном экспертном совете (ФЭС), введены более прозрачные,
более объективные и демократичные, но одновременно более строгие
процедуры присвоения грифов "рекомендовано" или "допущено"
школьным учебникам. Кроме того, не дожидаясь разработки нового
поколения учебников для новых стандартов, Министерство
образования уже в ближайшие месяцы проведет работу по экспертизе
всех действующих школьных учебников: в первую очередь - по
истории и тех, что представлены на получение грифа.
Как отметил Владимир Филиппов, одновременно и в регионах
следует организовать, в том числе с помощью вузов, тщательный
анализ всей используемой в школах учебной литературы.
Автор: Гульназ Шарафлисламова