Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.00 ↓

EUR 69.40 ↑

23 ноября Четверг

Уфа   °

7 НОЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 86-Я ГОДОВЩИНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ПОЛИТИКА

7 ноября исполняется 86-я годовщина Октябрьской революции.
Сегодня этот день лишен праздничного оттенка. Очередная годовщина революции, которая, без всяких преувеличений, потрясла мир, воспринимается как повод еще раз порассуждать о том, "что же это было?" Великая социалистическая революция или "большевистский перевор...

7 ноября исполняется 86-я годовщина Октябрьской революции.

Сегодня этот день лишен праздничного оттенка. Очередная годовщина революции, которая, без всяких преувеличений, потрясла мир, воспринимается как повод еще раз порассуждать о том, "что же это было?" Великая социалистическая революция или "большевистский переворот жидо-масонского оттенка?" В таком полярном разбросе мнений и оценок отражается восприятие этого важного исторического события нынешним российским обществом, весьма далеким от единения. Не случайно, видимо, 7 ноября теперь в календаре обозначен как День согласия и примирения. Кого с кем? Тех, кого семнадцатый год развел по разные стороны баррикад, уж и прах давно истлел. А нынешнее противостояние в обществе вызывается реалиями дня сегодняшнего — эпоха первоначального накопления капитала, варварского или криминального капитализма, которую мы переживаем, традиционно сопровождается усилением социальных контрастов и раздражением тех слоев общества, которые оказываются за чертой бедности. Слишком сильно исторический маятник качнулся в другую сторону. В такой ситуации плавной конвергенции социализма с капитализмом, или, наоборот, не получается. Как и спокойной объективной оценки того, что произошло и происходит в стране. Отказавшись от старых мифов и политических ярлыков, мы пришли к новым. Одни стереотипы сменились другими — то было "Вперед, к победе коммунизма", теперь — "Даешь демократическое, правовое государство".

Сегодня только ленивый не критикует большевиков и большевизм, прежде всего за Октябрь. Но ведь большевизм (если отбросить конъюнктурное, эмоциональное его восприятие) как общественное революционное движение — выдающееся явление не только отечественной, но и мировой истории XX века. У него есть достоинства, героические страницы, блестящие достижения. Есть серьезные провалы, ошибки, трагические заблуждения. И нынешний односторонний подход, преобладающий в его оценках, шельмование без попытки понять его исторические корни, сущность, его действенность, такой же антиисторизм, как и преимущественно негативная оценка дореволюционной российской истории в советские времена. Кстати, сейчас не менее ретиво пытаются вообще опорочить или вычеркнуть все проявления революционности из нашей истории (многие современные учебники истории это наглядно демонстрируют), кивая на "Бесов" Достоевского. Ну уж если одним из "научных" доводов, объясняющих революционную активность российского народа, в том числе и в ХХ веке, становится обвинение в его приверженности к "дьявольщине", о какой объективности можно говорить? Сегодня по отношению к Октябрьской революции большинство наших современников выступают с позиции прокуроров и судей, не пытаясь разобраться в не столь уж далеком историческом прошлом. В этом в очередной раз просматривается извечная человеческая склонность искать причины своих неудач за пределами личного социального опыта. А ведь в мировой исторической науке признано, что Октябрь был частью общеевропейского социального потрясения, включавшего в себя мировую войну и развал центральноевропейских империй, оказавшихся в своеобразном историческом тупике. Россия оказалась в таком тупике в 1917 году, прежде всего, "благодаря" стараниям самодержавия и "лично" последнего императора Николая II. Российские власти сделали все от них зависящее, чтобы не допустить мирного, плавного обновления, реформирования общества, загоняя его больные проблемы внутрь. А потом пришли в священный ужас, когда "нарывы" вскрылись и объявилась сила — большевики, которая взялась за их "излечение". Когда-то Жан Жорес сказал, что революция — это варварская форма разрешения общественных противоречий и социального прогресса. Совершая революции, народы ни у кого не спрашивают позволения, у них просто кончается терпение. Другой вопрос, достигают ли они желаемого результата. И в этом смысле можно по-разному оценивать последствия Октябрьской революции. Хотя многие из них сегодня выглядят даже более позитивными и значительными, чем в советские времена. Поэтому и не могут многие наши соотечественники смириться с новыми политическими и нравственными ориентирами, нацеленными, по сути, на свободу наживы. Мы переживаем переломный момент в истории, который отличается во многом эмоциональным восприятием тех или иных конкретных событий, их оценкой через призму сегодняшних политических разногласий. Нынешнее "выяснение отношений" по поводу Октябрьской революции очень напоминает ситуацию 20-30-х годов, о которой известный философ Николай Бердяев сказал: "Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, произошла ли в России революция или смута и кто будет отвечать за революцию". Потому что историю нельзя "переиграть", и тот, кто создает почву для народного возмущения, в той же мере готовит революцию, как и политические партии.

Спустя определенное время эмоции остывают, и делаются более объективные, обоснованные выводы. Так уже было, в том числе и в эмигрантской среде, с обоснованием всемирно-исторического значения Октябрьской социалистической революции. Потому что отрицать ее влияние на ход мировой истории невозможно. Как и не видеть того положительного заряда, который она придала развитию страны. Советский период истории был ознаменован высочайшими взлетами человеческого духа, проявившимися в великой Победе над фашизмом, в стремительном подъеме науки и образования, в расцвете и взаимообогащении национальных культур. Конечно, страна не могла похвастаться высоким уровнем жизни или мировыми стандартами повседневного быта. Пожалуй, заметно условия жизни стали улучшаться только в семидесятые годы. Сейчас этот период относительного благополучия советских людей объясняют нефтедолларами, которые выручались за экспорт наших природных богатств, и сам период называют не иначе как застоем. А сейчас что изменилось? Разве сегодня страна живет не за счет экспорта энергоносителей? Разница только в том, что сверхприбыли от этого в основном оседают в карманах узкого круга избранных. Сложно достичь согласия и примирения в стране, не избавившейся от нищеты большинства и сверхдоходов мизерной части общества. Идея согласия и примирения, которая теперь стала доминантой официального толкования красного дня в календаре — 7 ноября, действительно внедрится в общественное сознание только тогда, когда жизнь людей станет достойной и обеспеченной.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть