Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Может ли коммерческая организация использовать в своей предпринимательской деятельности псевдоним и фотографии известного человека с его согласия?

Может ли коммерческая организация использовать в своей предпринимательской деятельности (например в названии салона, в рекламной деятельности и т.п.) псевдоним известного творческого человека, а также его фотографии (постеры) в случае, если он в письменном виде выразил свое согласие на их использование и получает за это плату (псевдоним как товарный знак в Роспатенте не зарегистрирован)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Коммерческая организация вправе использовать псевдоним и изображение известного в России человека с его согласия на основании возмездного договора, который должен быть заключен в простой письменной форме.

Для правомерного использования фотографических произведений организации следует приобрести права на такое использование посредством заключения с правообладателем договора об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионного договора об использовании произведения.

Обоснование вывода:

Имя или псевдоним гражданина так же, как и его изображение, сами по себе результатами интеллектуальной деятельности и тем более средствами индивидуализации в значении, придаваемом этим понятиям ГК РФ, не являются и объектами исключительных прав выступать не могут.

Имя гражданина, а также используемый им псевдоним являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным образом нематериальными благами, которым предоставляется правовая защита в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 19, пп. 1, 2 ст. 150 ГК РФ).

Пунктом 4 ст. 19 ГК РФ установлено, что другие лица вправе использовать имя или псевдоним гражданина в творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности только с согласия этого гражданина. При этом способы такого использования должны исключать:

— введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан;

— злоупотребление правом в других формах.

В отношении использования иными лицами изображения гражданина в законе закреплено аналогичное правило. В соответствии с п. 1 ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Вместе с тем такое согласие не требуется в тех случаях, когда гражданин позировал за плату.

Следовательно, при наличии доказательств оплаты гражданину его участия в соответствующей фотосъемке, получения его дополнительного согласия на дальнейшее использование и обнародование полученных в результате ее проведения фотоснимков не требуется.

Положения ст. 152.1 ГК РФ направлены на охрану индивидуального облика лица как нематериального блага, под которым следует понимать неразрывную совокупность наружных признаков человека, воспринимаемых в виде целого или фрагментарного образа (смотрите, например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.04.2013 N 33-4484/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 18.12.2014 по делу N 33-3727/2014, апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2014 N 33-35361/14).

Законодательство не содержит запрета на получение вознаграждения за предоставление согласия гражданина на использование его имени или псевдонима, а также его изображения в предпринимательской деятельности коммерческой организацией. Поэтому такое согласие может быть предоставлено на основании возмездного договора, который должен быть заключен в простой письменной форме (ст.ст. 153, 160, 161 ГК РФ).

Отметим, что по смыслу пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ также возможна регистрация товарного знака, тождественному имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации лица, с согласия этого лица или его наследника.

Что касается возможности использования фотографий (постеров), то необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются результатами интеллектуальной деятельности и самостоятельными объектами авторских прав. Законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографического произведения объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. В силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (смотрите, например, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 N 20АП-6145/13, Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 N 03АП-5763/13, от 20.09.2013 N 03АП-4179/13, от 23.08.2013 N 03АП-4185/13). Следовательно, автор (фотограф) уже в силу создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения*(1).

Согласно же положениям ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага рассматриваются как самостоятельные объекты гражданских прав, не связанные друг с другом и защищаемые разными способами.

Отсюда следует вывод, что право на использование изображения гражданина и право на фотографические произведения как объекты авторских прав являются самостоятельными, отличными друг от друга правами. На это указывает и судебная практика: в решениях подчеркивается, что право на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не является исключительным правом в смысле положений части четвертой ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Это означает, что гражданин, чье изображение использовано при создании фотографического произведения, не обладает какими-либо правами на указанное произведение. Согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительные права на произведение первоначально возникают у его автора, которым признается лицо, чьим творческим трудом создано данное произведение (п. 1 ст. 1228, ст. 1257 ГК РФ). Переход к другому лицу исключительных прав на произведение может произойти либо на основании закона, либо на основании договора.

Так как законодательство не содержит норм, предусматривающих переход к лицу, чье изображение использовано при создании фотографического произведения, прав на это произведение, то права на это произведение приобретает либо автор, либо лицо, с которым автор связан соответствующим договором.

Следовательно, для правомерного использования фотографического произведения (в том числе размещения постеров и фотографий известного человека в салоне) организации следует приобрести права на такое использование. Эти права могут быть приобретены как путем заключения с правообладателем договора об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1234 ГК РФ, смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 8953/12), так и путем заключения с правообладателем лицензионного договора об использовании произведения (ст.ст. 1235, 1236, 1286 ГК РФ, смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 N 07АП-6295/10). В последнем случае необходимо отразить в лицензионном договоре условия, перечисленные в ст. 1235 ГК РФ, в том числе условие о разрешенном способе использования фотографического произведения, о сроке действия лицензионного договора и о его цене (либо о том, что договор является безвозмездным).

*(1) Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29, при рассмотрении вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом, а само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Аносова Юлия

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть