Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Подлежит ли лицензированию деятельность организации, связанная с проведением бизнес-тренингов и психологических тренингов?

Подлежит ли лицензированию деятельность организации, связанная с проведением бизнес-тренингов и психологических тренингов, по прохождении которых выдается собственный сертификат организации (диплом об участии)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение тренингов не подлежит лицензированию.

Обоснование вывода:

Лицензированию в соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее — Закон об образовании), пп. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Причем в силу ст. 11.1 Закона об образовании образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Отсюда следует, что по общему правилу коммерческие организации не могут осуществлять образовательную деятельность (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 02.12.2005 N А54-3068/2005-С2 и ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-9145/2004(7358-А27-35)). Исключение из данного правила установлено ст. 21 Закона об образовании, согласно которой такой вид образовательной деятельности, как профессиональная подготовка, может осуществляться также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Отсутствие определения "некоммерческих" позволяет распространять действие этой статьи и на коммерческие организации (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2008 N А57-23018/07-9).

Обращаем внимание, что согласно той же ст. 21 Закона об образовании профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Исходя из этого, проведение бизнес-тренингов может расцениваться как профессиональная подготовка, требующая соответствующей лицензии.

Однако необходимо учитывать также следующее.

В соответствии с преамбулой Закона об образовании под образовательной деятельностью для целей этого Закона понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которое удостоверяется соответствующим документом. Образовательные программы должны устанавливаться образовательными стандартами (абзац пятый ст. 1 Соглашения о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ) (Санкт-Петербург, 21.05.2010). Согласно ст. 9 Закона об образовании образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

Наконец, из норм п. 4, п. 5 ст. 15, п. 1 ст. 27 Закона об образовании следует, что освоение образовательных программ должно заканчиваться обязательной итоговой аттестацией, по итогам которой образовательное учреждение, в соответствии с лицензией, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональной подготовкой, как видом лицензируемой образовательной деятельности, можно считать только деятельность, осуществляемую в соответствии с образовательными программами, образовательными стандартами, установленными государством, итогом которой является достижение обучающимся определенной квалификации, что и должно подтверждаться документами, выдаваемыми по итогам обучения и аттестации.

Соответственно, деятельность по обучению, в ходе которой обучающийся приобретает навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, но не квалификацию, профессиональной подготовкой, с точки зрения Закона об образовании, не является. Иными словами, если документы, выдаваемые обучающей организацией, не говорят о достижении квалификации, предусмотренной нормативными актами, такое обучение не может рассматриваться как профессиональная подготовка.

Поскольку, как мы понимаем, тренинги проводятся отнюдь не по утвержденным государством образовательным программам и включение указаний о достижении предусмотренной нормативными актами квалификации в документы, выдаваемые по итогам тренингов, не предполагается, то, по нашему мнению, проведение тренингов не является профессиональной подготовкой, и, соответственно, лицензированию не подлежит. Документы, подтверждающие прохождение тренинга, документами об образовании, с точки зрения Закона об образовании, не являются.

Следует заметить, что согласно абзацу третьему п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию. На наш взгляд, данная формулировка неполна и не вполне корректна, поскольку не упоминает, что речь идет о достижении образовательного уровня, профессии, квалификации, зато вводит дополнительный, отсутствующий в Законе об образовании критерий "разовости" занятий, однако, в общем, подтверждает сделанный выше вывод.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Решетова Мария

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть