Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Руфина Шагапова: «Необходимо разработать реальные механизмы, стимулирующие развитие сферы обращения с отходами»

УФА, 12 май 2015. /ИА «Башинформ»/.

Проблема твердых бытовых отходов – одна из актуальных проблем современности. Количество отходов растет год от года, что не может не ухудшать экологическую ситуацию. Как обстоит дело со сбором и утилизацией мусора в Башкортостане? Об этом наш разговор с заместителем председателя Комитета Государственного Собрания — Курултая РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Руфиной Шагаповой.

— Руфина Аликовна,  какова ситуация  в сфере обращения с ТБО в Башкортостане?

— Проблема утилизации твердых бытовых отходов – теперь  применяется термин «твердые коммунальные отходы» – по-прежнему одна из самых болевых во всех российских регионах, и Башкортостан — не исключение. По этому поводу ко мне как к депутату и лидеру регионального отделения партии «Альянс зеленых и социал-демократов»  часто обращаются жители разных городов  и районов республики. Людей беспокоит растущее количество несанкционированных свалок, несвоевременный вывоз мусора, перспективы строительства полигонов ТКО. Беспокойство, к сожалению, вполне оправданное.

Ежегодно в республике образуется около двух миллионов тонн твердых коммунальных отходов, причем этот показатель увеличивается в среднем на 10 процентов  - на каждого жителя республики приходится в среднем около 250–300 килограмм отходов. Неиспользованные и необезвреженные отходы поступают в окружающую среду и накапливаются в ней. Сегодня на территории Башкортостана  действуют около трех тысяч свалок, занимающих более двух тысяч гектаров земли. Практически в каждом населенном пункте организована одна или несколько свалок, куда вывозятся бытовые, промышленные, строительные и другие отходы.  К сожалению, большинство из них не соответствует требованиям природоохранного законодательства: нет документов о земельном отводе, отсутствуют основные природоохранные сооружения, не организован мониторинг окружающей среды. На территории свалок, выведенных из эксплуатации, как правило, не проводятся работы по рекультивации. Очевидно, что такое накопление отходов представляет серьезную экологическую опасность для людей.

— Какие силы задействованы у нас в сфере обращения с ТКО?

— Существующая сегодня в Башкортостане система  обращения с ТКО основана на захоронении их на свалках или полигонах твердых бытовых отходов. В рамках реализации Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004-2010 годы)» построены 36 современных полигонов ТКО. Сбором и переработкой отходов занимаются свыше 120 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Переработка отходов ведется в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском. В сельских районах ведется преимущественно сбор вторичного сырья. Этого явно недостаточно при таком объеме образования отходов.

Основные проблемы у предпринимателей в этой сфере  – получение кредита на развитие бизнеса, поставку сырья, высокая арендная плата. Поэтому большая часть вторсырья отправляется за пределы  республики -  в Татарстан и Удмуртию. В настоящее время в Башкортостане перерабатывается только три процента общего годового объема ТКО. При этом в хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, полимерные материалы, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, древесные отходы. Опыт сортировки мусора непосредственно на полигонах ТКО и на сортировочных станциях вблизи полигонов показал возможность извлечения до 50 процентов ценных компонентов из отходов, что приводит к существенному снижению нагрузки на полигон. К слову, в странах Европейского Союза, невзирая на рыночную экономику, директивным методом установлены повышенные цены на захоронение отходов на полигонах и обязательные для муниципалитетов показатели сбора и использования вторичного сырья. Такой подход оправдывает себя на практике,  поэтому это один из вариантов решения проблемы.

— Каковы перспективы развития отрасли?

— Большие надежды возлагаются на Республиканскую целевую программу «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан на 2011 – 2020 годы», которая предполагает целый комплекс мер, направленных на реорганизацию отрасли,  рост переработки ТКО в качестве вторсырья. В результате реализации этой программы доля отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, должна возрасти до 33 процентов. Программа предусматривает строительство нескольких мусороперерабатывающих заводов, создание порядка  200 мусороперегрузочных и около 15 мусоросортировочных станций, а также строительство новых полигонов ТБО.

В рамках государственно-частного партнерства уже формируется новая инфраструктура обращения ТКО, которая ориентирована на  создание в нашей     республике  восьми — девяти межмуниципальных полигонов, мусоросортировочных и мусороперегрузочных комплексов. Сейчас такой проект, разработанный Министерством экологии и природопользования РБ совместно с ГУП «Табигат»,  реализуется в Стерлитамаке. Через два года аналогичное производство планируется запустить в Уфимском регионе. Предполагается, что объем инвестиций в отрасль составит порядка 2,5 миллиарда рублей.

Но проблема в том, что в соответствии с действующим законодательством вся тяжесть обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами ложится на органы местного самоуправления, у которых нет средств на осуществление этих полномочий. А всевозможные надзорные органы выдают предписания, штрафуют руководителей районов и сельских поселений. Получается замкнутый круг: ответственные есть, денег — нет.

— И каков выход из этой ситуации?

— На федеральном уровне обсуждаются конкретные вопросы перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами власти, совершенствования межбюджетных отношений. Существующая система распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами признана неоптимальной. Ожидаются серьезнейшие изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах.

Необходимо разработать реальные механизмы, стимулирующие развитие сферы обращения с отходами. Наше законодательство в этой области насчитывает более сотни действующих документов, включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, документы ряда отраслевых министерств и ведомств, а также законодательные акты Республики Башкортостан. Но жизнь не стоит на месте, и даже такое обилие нормативных актов не учитывает все нюансы отрасли.

В настоящее время в Государственном Собрании – Курултае РБ рассматривается законопроект  «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», который нацелен на уточнение полномочий органов государственной власти республики и органов местного самоуправления,  требований к разработке  и реализации региональных программ, к территориальной схеме в области обращения с отходами. Законопроект вводит институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяет виды деятельности и тарифы, подлежащие государственному регулированию в этой сфере, порядок определения объемов и массы твердых коммунальных отходов при заключении договоров и многие другие аспекты сферы обращения ТКО. Надеюсь, этот закон урегулирует многие вопросы, которые тормозят развитие отрасли.

— Как Вы считаете, удается ли внедрить у нас раздельный сбор мусора? Насколько вообще эффективна эта мера?

— Цель раздельного сбора мусора – выделить из отходов те фракции, которые подлежат дальнейшей переработке. В  некоторых регионах России уже проводились эксперименты по организации раздельного сбора отходов, которые показали, что успех такой системы в первую очередь зависит от готовности населения участвовать в ней, а во-вторых – от технической оснащенности коммунальных служб и наличия мощностей  по переработке. Человек должен понимать, для чего он это делает и что за это получит. Низкий уровень экологической культуры, отсутствие заинтересованности у населения в раздельном сборе мусора мешают его внедрению в нашу повседневную жизнь. В этом смысле весьма преуспели японцы, которые буквально за последние 20 лет создали мощнейшую систему утилизации отходов, которая базируется, в том числе и на грамотном подходе к организации раздельного сбора мусора.

— Получается, Руфина Аликовна, что мы опять «упираемся»  в проблему экологической культуры населения?

— Это неизбежно. В современном мире экологическая культура тесно связана с экологической политикой государства. Экологическое воспитание, экологическое просвещение  должны стать важнейшей задачей всех уровней власти, институтов гражданского общества.  Ведь решение любой  проблемы, связанной с охраной окружающей среды,  напрямую зависит от  уровня экологического сознания конкретного человека и общества в целом. Нам необходима  массовая, продуманная система обучения и пропаганды, направленная на формирование экологической культуры населения с младенческого возраста. Убеждена, что нужны законодательные инициативы, направленные на ее формирование.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть