Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

Светлана Марварова: «Важно не кто виноват, а что сделать, чтобы не повторять ошибок»

Федеральное казначейство запустило в действие механизм внутреннего контроля и аудита. Его главная суть — не устранять последствия уже совершенных нарушений, а предупреждать их. К созданию такой системы государство призвало все свои службы и институты. В числе первых на этот призыв откликнулось Федеральное казначейство. Еще в 2006 году в ведомстве была утверждена собственная концепция развития внутреннего контроля и аудита, четко обозначившая действия по переходу на новые принципы работы всех территориальных органов. Срок реализации концепции истекает в 2011 году.

Итог пятилетних усилий казначеев подвела руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Светлана Марварова.

— Чем была вызвана необходимость внедрения новых форм контроля за деятельностью государственных учреждений, и в чем их принципиальное отличие от прежних?

— В основе этого новшества лежит идея более эффективного управления общественными финансами. В условиях перехода к программному бюджету и внедрения новых форм финансового обеспечения государственных услуг встал вопрос об экономии бюджетного рубля, что потребовало изменить сам подход к контролю в принципе. Если до сих пор контроль существовал в основном только как последующий, то есть с проверкой приходили уже после того, как деньги израсходованы и нарушения совершены, то теперь акцент переносится с последующего контроля на предварительный и текущий. Иными словами, внутри каждого ведомства, на каждом рабочем месте должна быть создана контрольная среда, направленная на предупреждение, выявление и устранение погрешностей в процессе исполнения функций этого ведомства. Принят целый ряд нормативных документов, в частности, утвержденная в 2010 году программа Правительства России по повышению эффективности бюджетных расходов, где речь идет о приоритетном развитии внутреннего контроля как важного инструмента создания прозрачной системы управления государственной казной. Однако на сегодняшний день Федеральное казначейство выстроило четко действующий механизм внутреннего контроля, направленный на предупреждение нарушений, неукоснительное соблюдение всеми сотрудниками нормативных правовых актов, внутренних стандартов и регламентов, а также своевременное информирование руководства об имеющихся недочетах и упущениях. Этот принцип заложен в организацию всей деятельности казначейской системы в целом по стране. В том же русле должны двигаться и другие федеральные структуры: насколько правильно будет налажен внутренний контроль, настолько своевременно, качественно и результативно будут предоставляться государственные услуги.

— Почему именно Федеральное казначейство выступило пионером внедрения системы внутреннего контроля?

— Прежде всего потому, что на органах казначейства лежит очень большая ответственность. От слаженности и четкости работы нашей службы в значительной мере зависит развитие экономики и социальной сферы, своевременность получения зарплат, пенсий, пособий и других гарантированных государством выплат. Так, Управление Федерального казначейства по Башкортостану обслуживает свыше 7100 участников бюджетного процесса, взаимодействует более чем с 1300 администраторами доходов бюджетов, распределяет и направляет средства во все уровни бюджета и внебюджетные фонды, ежегодно осуществляет более 16 миллионов операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета республики и муниципальных образований. Справиться с такой нагрузкой можно, только жестко регламентируя свою деятельность. Круг служебных обязанностей каждого нашего сотрудника очерчен предельно четко, рабочий день расписан буквально по минутам. Малейшее отступление от установленных правил чревато сбоем всей системы. Поэтому в создании механизма, обеспечивающего исполнение нормативной базы и соблюдение всех регламентов, мы оказались заинтересованы больше других.

Быстрому развитию внутреннего контроля в органах Федерального казначейства способствовало также внедрение современных информационных технологий. В январе нынешнего года в Управлении было запущено в промышленную эксплуатацию программно-прикладное обеспечение автоматизированной системы Федерального казначейства, что значительно расширило возможности внутреннего контроля. Новый программный продукт обеспечил многоуровневую систему контроля за расходованием бюджетных ресурсов, основанную на последовательной проверке исполнения документов от низшего звена к руководству, и позволил отслеживать работу отделов дистанционно в режиме online.

— Как на практике работает система внутреннего контроля, если взять в качестве примера ваше Управление?

— Здесь можно выделить три основных направления. Это сам внутренний контроль, или самоконтроль, который ежедневно осуществляют сотрудники в процессе выполнения своих обязанностей; внутренний аудит — очень важный элемент системы ведомственного контроля, цель которого – предоставить руководителю Управления независимую и объективную информацию о работе структурных подразделений; и управление казначейскими рисками, то есть выявление и минимизация возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов, которые могут негативно сказаться на результатах деятельности казначейства и привести к финансовым и материальным потерям. С 2011 года значительно расширились полномочия отдела внутреннего контроля и аудита. Он осуществляет последующий контроль, который в сегодняшнем понимании выливается в проверку результативности внедрения системы внутреннего контроля в том или ином подразделении. В соответствии с составленным графиком специалисты отдела ежегодно выезжают в территориальные подразделения Управления, действующие во всех административных центрах республики, оценивают, насколько эффективно работает там система внутреннего контроля, дают рекомендации, составляют отчеты, проводят семинары для руководителей и персонала. Внутри самого отдела тоже налажен внутренний контроль. Подготовив тот же отчет, исполнитель отдает его на проверку вышестоящему должностному лицу, тот – своему начальнику и далее по вертикали, причем ответственность ложится на каждое звено в этой цепочке.

Развитие системы внутреннего контроля на базе информационных технологий сопровождается усилением аналитической составляющей в работе отдела. Собирая и систематизируя данные об ошибках и недочетах, он выявляет проблемные точки в деятельности всей структуры и оповещает о них руководство. Важным становится не кто виноват, а как было допущено то или иное нарушение и что надо сделать, чтобы его не повторять.

— То есть, проще говоря, внутренний контроль – это инструмент, который помогает навести порядок в работе?

— Точнее, не допустить беспорядка. В общем-то, для тех, кто привык работать на совесть, внутренний контроль существовал всегда. Но в том и состоит цель внедрения внутреннего контроля как системы, чтобы повседневное добросовестное выполнение служебных обязанностей превратить в норму для каждого, сделать неотъемлемой составляющей любого технологического процесса и, если  хотите, частью менталитета. Только так достигается четкость и безошибочность выполнения работы – то, без чего казначейская система просто не может существовать. Сегодня руководители наших структурных подразделений ежедневно получают информацию о возникающих проблемах, которые требуют оперативного решения. Таким образом, внедрение внутреннего контроля позволяет всегда держать руку на пульсе событий.

— Отразилось ли внедрение новых принципов контроля на тех, с кем вы работаете, — предприятиях и организациях, получателях бюджетных средств?

— Моментальных результатов система внутреннего контроля не дает, для этого нужно время. Но наши клиенты, разумеется, почувствуют их в повышении качества и оперативности предоставляемых услуг, более гибком взаимодействии с органами Федерального казначейства. Пока же о результатах перехода на принципы внутреннего контроля можно судить по такому, например, показателю, как резкое сокращение числа нарушений, выявляемых в ходе проверок. Их круг настолько сузился, что с комплексных проверок работы отделов мы теперь переходим на тематические и тратим на одну проверку не две недели, как раньше, а 4-5 дней. В то же время надо понимать, что с появлением новых нормативных документов, изменением видов деятельности клиентов будут появляться новые ошибки и узкие места. Поэтому от комплексных проверок мы полностью не отказываемся, но основное внимание переносим на анализ возникающих проблем.  

Внутренний контроль привел и к тому, что специалисты теперь осознанно, не для галочки, занимаются технико-экономической учебой: у людей появилась заинтересованность в повышении своего профессионального уровня. Результатом внедрения системы внутреннего контроля можно также назвать повышение управляемости всей системы Федерального казначейства. Если в Москве выходит приказ или распоряжение, реакция наступает моментально — и в Уфе, и в Калининграде, и на Сахалине. То есть, несмотря на огромную протяженность в пространстве, сеть территориальных органов казначейства начинает действовать как единый организм.

— Как Вы оцениваете сегодняшний уровень развития внутреннего контроля в Федеральном казначействе в целом и Управлении по РБ в частности?

— Об этом уровне вам скажет, например, рейтинг по качеству использования бюджетных средств, который ежегодно выстраивает Министерство финансов РФ. Среди всех госорганов неизменно лидирует казначейство, поскольку наиболее полно, вовремя и по назначению бюджетные ресурсы используются там, где развит внутренний контроль. В финансовой сфере Федеральное казначейство вышло на международные стандарты аудита, что удается не каждой аудиторской фирме. Работа по совершенствованию системы внутреннего контроля и аудита проведена, что и говорить, очень большая. Особенно показательным в этом плане стал 2011 год, когда завершилось формирование инструментария внутреннего контроля, была создана необходимая нормативная база, разработаны и утверждены Стандарты внутреннего контроля и аудита. Созданный механизм предстоит еще шлифовать в процессе повседневной работы, доводить до блеска. Но главное сделано: внутренний контроль в органах Федерального казначейства реализован как система. Мы показали дорогу, по которой вслед за нами пойдут другие государственные службы.            

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть