Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Найля Алтынова: «Цель у нас одна – обеспечить волеизъявление избирателя»

Близится к завершению подготовка к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В нашей республике контроль за соблюдением избирательных прав граждан возложен на Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан. Наш собеседник – заместитель председателя ЦИК РБ Найля Фаязовна Алтынова.

— Найля Фаязовна, началась и вот-вот достигнет пика агитационная кампания. На вас как на заместителя председателя возложено одно из важнейших направлений работы комиссии – взаимодействие с политическими партиями – основными участниками избирательного процесса.

— В Республике Башкортостан все семь российских политических партий имеют региональные отделения. Общение представителей партий с ЦИК РБ началось не вчера. Хотя должна признать, что в последнее время оно стало намного конструктивнее. Партийная система нашей страны все более и более структурируется, укрепляется. За период 2008-2011 годов в федеральном законодательстве появилось много изменений, направленных на оптимизацию участия политических партий в избирательном процессе. В составе Центризбиркома республики политические партии, имеющие фракции в действующем составе Государственной Думы, представлены как членами с правом решающего голоса, так и членами с правом совещательного голоса. Имеют своего представителя и «Патриоты России». Возникающие вопросы решаем сообща, принимая во внимание мнения сторон. Цель у нас одна – обеспечить волеизъявление избирателя. На совещании, состоявшемся в Центральной избирательной комиссии РБ в сентябре этого года, была достигнута договоренность региональных отделений вести честную, открытую и корректную предвыборную борьбу за места в Российский парламент.

Задача избирательных комиссий – обеспечить гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности. Вместе с представителями региональных отделений политических партий мы обсудили отдельные статьи выборного законодательства. Например, как лучше провести жеребьевку, как обеспечить необходимые условия выпуска и распространения печатных и иных предвыборных агитационных материалов.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания шестого созыва агитационный период проходит в соответствии с обновленными и уточненными в законе положениями о равном доступе всех партий к средствам массовой информации. Всем предоставлена возможность публикации в газетах, проведена жеребьевка распределения эфирного времени для агитации на радио и телевидении. Значительная часть материалов гарантируется бесплатно для всех в равных долях. Расходование средств партий строго контролируется.

В пылу предвыборной борьбы, которая иногда принимает самые различные формы, политические партии остроту взаимоотношений, полемику порой переносят на взаимоотношения с избирательными комиссиями. Хочу особо подчеркнуть, что избирательные комиссии – это союзники и преданные партнеры политических партий. Да и сами избирательные комиссии формируются в том числе и по предложениям политических партий. Эта тенденция укрепляется и развивается.

— Найля Фаязовна, более 30 лет вы работаете в составе организаторов выборных кампаний в нашей республике. А как все начиналось?

— В далеком 1979 году я была назначена инструктором организационного отдела Президиума Верховного Совета БАССР. До этого, будучи простым избирателем, не подозревала, какая огромная работа большого количества людей стоит за днями всенародного голосования. Сами дни выборов воспринимались как большие праздники. С начальных классов школы мы верили, что мы – самые свободные граждане замечательной страны с самой демократичной системой всенародного голосования. Преисполненные энтузиазма люди опускали в урны бюллетень с единственной фамилией, не сомневаясь, что может быть иначе.

Задолго до выборов мы — инструкторы орготдела Президиума Верховного Совета БАССР, естественно, под руководством обкома КПСС, разрабатывали разнарядки – с точностью до сотой доли процента – сколько в каком Совете будет рабочих, колхозников, членов КПСС, комсомольцев, учителей, врачей. Каждый инструктор – куратор зоны в 7-8 районов и городов – головой отвечал за конечный результат.

Помимо кадрового формирования депутатских корпусов, готовили проекты постановлений об образовании избирательных комиссий. Только для избрания депутатов Верховного Совета БАССР их было 280, а проводились выборы и в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР, местные советы. Качественный состав избирательных комиссий также строго регламентировался – столько – от трудовых коллективов заводов, фабрик и прочих предприятий, столько – от коллективов НИИ.

Вряд ли кому-то понадобятся в наши дни тонны исписанных в те времена бумаг. Но сотни людей, в том числе и я, работавшие над ними, верили, что от них зависит успех выборной кампании.

Наверное, из тех лет гипертрофированное чувство ответственности, знание географии республики, знакомства с людьми, переросшие в дружбу. Несмотря ни на что, это была школа «чистописания».

— Время, о котором вы рассказали, острые на язык историки наверное справедливо окрестили «выборами без выбора». Когда и как наступили перемены?

— Во второй половине 80-х годов началась «перестройка». Я по-прежнему работала инструктором орготдела. Первые альтернативные выборы – избирались депутаты последнего созыва ушедшего в историю Верховного Совета СССР. Это время для всех организаторов, задействованных в выборных кампаниях, запомнилось полнейшим отсутствием нормативно-правовой базы, противоречиями и неразберихой в указаниях московского руководства и рванувшими во власть политиками всех мастей.

Смутные времена продолжались вплоть до второй половины 90-х. в 1994 году был принят Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это был первый шаг в сторону цивилизованной выборной практики, стройной системы организации выборного процесса. Согласно этому закону в регионах стали формироваться Центральные избирательные комиссии, работающие на постоянной основе. Дошли до понимания, что выборные процессы должны организовывать и проводить профессионалы. Именно им предстояло совершенствовать выборное законодательство и, действуя самостоятельно, стать арбитрами законоприменения. И, хотя силы были очень маленькие, за нами была самостоятельность, ответственность и основные решения.

Особенно нелегко было и как профессионалу, и как человеку во время выборов Президента республики. До сих пор помнится, как на прием пришел один из кандидатов в президенты. Я в те выборы была секретарем ЦИК. Усевшись напротив, он спокойным, ровным голосом говорил, какая сладкая жизнь ожидает тех, кто поможет ему стать президентом. Между словами, то из левого кармана, то из правого извлекал пачку долларов, посмотрев на меня и на пачку, убирал деньги в карман. Беседа длилась минут десять, но показались они вечностью. Подумалось, раз предлагались грязные технологии, значит, где-то на просторах огромной страны они проходили.

— Выборы 4 декабря 2011 года проводятся по партийным спискам. К этому решению руководство страны пришло в итоге длительных дискуссий. А как вы оцениваете ситуацию?

— Прежде всего, как дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти. Я — кандидат философских наук, веду курс «Избирательное право» в Институте права БГУ. Своим студентам, которым, надеюсь, жить в демократическом государстве, у истоков которого мы живем, изменения в законах объясняю, как очередной шаг к демократическому государству.

Если вдуматься по-настоящему, голосуя за ту или иную партию, избиратель выбирает политический путь страны, включается в политическую жизнь. И для этого не нужно зацикливаться на списке кандидатов. Есть партия, есть ее программа. Пусть проявит себя здравый смысл. Другой вопрос: пришел на выборы, выполнил свой гражданский долг, а партия не преодолела барьер в 7 процентов. В соответствии с обновленным законодательством и у «малых» партий появилась гарантия получения думских мест. Если они получают менее 7 процентов, но не менее 5 процентов голосов, то смогут иметь в Думе одного-двух депутатов.

— Избирательная кампания, можно сказать, вышла на финишную прямую. Центризбиркомом проделана большая работа. С высоты вашего опыта – несколько слов об особенностях работы ЦИК РБ в сегодняшний период.

— Работа проходит в конструктивной, спокойной обстановке. В республиканской избирательной системе сложилась особая атмосфера, основанная на доверии, взаимопомощи и сотрудничестве. Отлаженные тесные контакты избирательных комиссий позволяют оперативно решать все вопросы.

В избирательных комиссиях определились не только грамотные специалисты, знающие и законодательство, и избирательный процесс, но и люди неравнодушные. И всеми нами в плане организационного и правового сопровождения сделано все, чтобы выборы состоялись. И я желаю своим коллегам успеха, а избирателей приглашаю прийти на участки и выполнить свой гражданский долг – проголосовать.

Теги: выборы
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть