Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Башкирские мусульмане менее проблемны, чем нидерландские

Мусульмане в Башкортостане и Татарстане менее проблемные, чем в странах Западной Европы, в частности, в Нидерландах. Такое мнение высказал в комментарии агентству «Башинформ» профессор Университета Амстердама Михаэль Кемпер, прибывший в Уфу на международную конференцию «Россия и исламский мир: история и перспектива цивилизационного взаимодействия».

Отсутствие мусульманской проблемы в Башкирии и Татарстане, по мнению Михаэля Кемпера, объясняется тем, что у нас мусульмане интегрированы в российское многонациональное и многоконфесиональное общество. К тому же мусульмане жили на этих землях задолго до прихода русских переселенцев. В Европе же совершенно иная ситуация.

— Наши мусульмане – это, как правило, мигранты, — сказал Михаэль Кемпер. — Они живут своими общинами, обособленно от коренного населения. Во многих европейских городах есть своего рода мусульманские гетто. Например, я сам живу в западной части Амстердама между двумя мечетями. Население этого района на 80% состоит из мусульман – турков и марокканцев.

Обособленность мусульман выливается в большую проблему для Европы. Мусульмане не могут интегрироваться в европейскую экономику, исламская молодежь не получает приема среди своих сверстников.

По мнению Михаэля Кемпера, решить проблему обособленности нидерландских мусульман можно при помощи образования.

— Надо привлечь мусульманскую молодежь в наши государственные школы и университеты, дать им классическое образование, — считает он. – Нам надо готовить свою мусульманскую интеллигенцию, которая в то же время будет частью нидерландской интеллигенции и будет вносить свой вклад в развитие нашей культуры. То же самое касается и Германии, и Франции, и практически всей Западной Европы.

Решение вопроса образования европейских мусульман уже началось. В Нидерландах есть мусульманские школы как для детей, так и для взрослых. Они, кстати, финансируются государством, если выполняют образовательный стандарт. В нидерландских вузах преподается исламоведение. А с недавнего времени даже предприняты попытки подготовки имамов в государственных образовательных учреждениях. Первые выпуски дипломированных имамов уже состоялись. Правда, тут нидерландскому обществу пришлось столкнуться с другой проблемой. Многие из этих выпускников не желают работать по специальности. Полученные знания они хотят использовать для работы в научной или социальной сферах. А ведь их подготовка задумывалась специально для того, чтобы они работали в мусульманских организациях.

Визит Михаэля Кемпера в Уфу неслучаен. Он уже много лет занимается изучением ислама в России. В центре его внимания находятся вопросы самоидентичности мусульман в российском обществе.

Михаэль Кемпер изучал духовное наследие мусульман Башкортостана и Татарстана XIX века, исследовал судьбу российского ислама в советский период. По его словам, российский ислам, вопросы мусульманского образования в России интересуют сегодня многих ученых и в Нидерландах, и в Германии. Европейцам интересно, как мусульмане идентифицировали себя в нашем обществе на протяжении веков. Если у башкир и татар этот процесс проходил гладко, то мусульманские народы Северного Кавказа долгое время находились в оппозиции властям Российской Империи.

Европейских ученых интересует также, как ислам сумел выжить в СССР. Такое выживание произошло во многом благодаря «подпольному» исламу – конфессиональные традиции поддерживались в первую очередь в семье, а не в мечети, которых было очень мало. Впрочем, как «подпольный», так и официальный ислам в России сильно переплетены – человек из народа, к примеру, легко может стать муфтием.

По словам Михаэля Кемпера, европейских ученых интересует и то, какое место ислам занимает в самоидентификации башкир, татар, народов Северного Кавказа в российском обществе сегодня, и способно ли государство контролировать ислам и сделать его частью государственной политики страны.

В Уфу Михаэль Кемпер приехал второй раз. До этого был здесь 15 лет назад. Говорит, что изменения, произошедшие в городе за это время, произвели на него благоприятное впечатление. Особенно впечатлили масштабные стройки и множество новых красивых зданий.

Накануне Михаэль Кемпер побывал в соборной мечети «Ляля-Тюльпан» и в расположенном там заочном отделении Российского исламского университета. Профессор отметил радушие башкирских имамов к гостям и их стремление показать иностранцам жизнь мусульман Башкирии.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть