Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Депутаты Башкирии обсуждают возможность сбора подоходного налога по месту жительства

Депутаты Госсобрания – Курултая РБ планируют предложить Госдуме внести поправки в федеральное законодательство об уплате налогов на доходы физических лиц. Речь идет о том, чтобы подоходный налог, который в настоящее время взимается по месту работы, платился по месту жительства. По мнению законодателей республики, такие изменения будут способствовать более справедливому распределению средств между субъектами России и муниципальными образованиями, и многие регионы, в том числе и Башкирия, существенно выиграют – в их бюджеты поступят средства, которые сегодня оседают в регионах, где работают наши вахтовики.

Плюсы и минусы такой законодательной инициативы обсуждались сегодня на заседании Комитета по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности Госсобрания РБ. По словам председателя Комитета Льва Бакусова, толчком к работе в этом направлении послужило поручение главы республики Рустэма Хамитова депутатам парламента Башкирии проработать возможные изменения в федеральном законодательстве, направленные на увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.

Невыгодность действующей системы налогообложения частных лиц для муниципалитетов видна уже на примере Уфы и близлежащих территорий. В Уфимском, Чишминском районах расположено много богатых коттеджных поселков. Их жители работают, как правило, в столице республики. Там же с них взимается и подоходный налог. А район, где они живут и получают различные социальные услуги, годами не может отремонтировать дорогу или крышу местной школы.

Схожая ситуация наблюдается и возле Стерлитамака, Нефтекамска. Налоги, которые, если не полностью, то хотя бы частично, должны оседать в районном бюджете, пополняют городскую казну.

В еще большей степени несправедливость распределения налоговых поступлений прослеживается тогда, когда речь идет о вахтовиках, живущих в одном регионе, а работающих в другом. В Башкирии таких людей достаточно много. И хотя точные данные об их численности назвать сложно, по оценке заместителя премьер-министра Правительства РБ, министра экономического развития республики Владимира Балабанова речь идет примерно о 100 тысячах человек. Большинство из них трудятся на предприятиях нефтегазодобывающей отрасли в северных регионах страны и получают весьма достойные зарплаты. И именно на Севере они оставляют свой подоходный налог. Башкирии от них нет практически никакой пользы, если не считать того, что вахтовики хоть как-то стабилизируют ситуацию с безработицей.

— По нашим подсчетам, в случае взимания налога на доходы физических лиц не по месту работы, а по месту жительства, республика могла бы дополнительно получать ежегодно порядка 5,5 миллиарда рублей только за счет вахтовиков, — считает Владимир Балабанов. – Кроме того, новая система сбора подоходного налога способствовала бы развитию местного самоуправления и сняла бы многие проблемы муниципалитетов.

Законодательная инициатива, с которой хотят выступить депутаты Башкирии, проявлялась уже и раньше. Необходимость изменения порядка сбора подоходного налога обсуждается с 2005 года. Ранее с подобными предложениями выходили Московская и Ленинградская области. Это, пожалуй, наиболее заинтересованные регионы в принятии подобных изменений в федеральном законодательстве. Большая часть населения этих областей работает в Москве и Санкт-Петербурге. Налоги остаются в двух крупнейших городах страны, а пригородные районы вынуждены еле-еле сводить концы с концами.

Аналогичные предложения поступали по изменению федерального законодательства также от Тверской области и Пермского края. В Перми, как и в Башкортостане, тоже много вахтовиков, а жители Твери по большей части кормятся в Москве.

Понятно, что есть регионы, которым изменения в порядке сбора подоходного налога невыгодны. Примером может послужить Ханты-Мансийский автономный округ, куда в основном и съезжаются наши вахтовики. Численность населения этого региона всего полтора миллиона человек – почти втрое меньше, чем в Башкирии. А подоходный налог там собирают в размере 51 миллиарда рублей в год. Для сравнения, в нашей республике – всего 29,8 миллиарда. Такой разрыв объясняется тем, что от нас вахтовики уезжают, а к ним – приезжают.

По словам Владимира Балабанова, инициативу изменения порядка сбора подоходного налога сегодня поддерживают не только ряд регионов, но и большинство федеральных министерств и ведомств. Резко противоположную позицию занимают только Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба России.

Несогласие этих двух ведомств с предлагаемыми изменениями имеет свои достаточно веские основания. Хотя и очевидно, что сбор походного налога по месту жительства был бы более справедливым, Минфин РФ опасается, что внедрение такой системы повлечет потери в сборе налогов до 30%. Изменение существующей системы администрирования налогов с доходов физических лиц напрямую отразится и на работе Федеральной налоговой службы РФ. В настоящее время процедурой сбора и перечисления налогов занимаются в основном работодатели. Население, если, конечно, это не индивидуальные предприниматели, вообще никак не участвует в этой процедуре. Люди получают зарплату и лишь смотрят в квитках, какой налог с них удержан. В случае же, если подоходный налог будет собираться не по месту работы, а по месту жительства, каждому придется самостоятельно отчитываться перед налоговиками. В большинстве развитых стран мира дело именно так и обстоит. Но наше население к такой системе пока еще попросту не готово.

Кроме того, в случае изменения порядка сбора подоходного налога работодатели могут пойти на различные уловки, чтобы обойти закон. К примеру, вахтовиков будут регистрировать в том населенном пункте, где они работают, по 300 человек в одной квартире, как это происходит сегодня с гастарбайтерами из азиатских стран.

В случае с нашей республикой следует также учесть и то, что собственники многих крупных предприятий, расположенных в Башкирии, проживают в других регионах. Уровень их доходов достаточно высок, а значит, высоки и налоги, взимаемые с них. Если они будут платить их по месту жительства, эти деньги уйдут из республики. Таким образом, следует просчитать, положительным ли окажется для Башкирии сальдо между средствами, которые вольются в наш бюджет, и которые утекут из него в случае сбора налога по месту жительства. По мнению Владимира Балабанова, разница в любом случае будет в пользу республики. Но точных данных о том, сколько реально выиграет Башкирия, пока нет.

В целом, вопрос об изменении порядка сбора подоходного налога дискуссионный. Здесь есть и свои плюсы, и свои минусы. Но, по мнению большинства депутатов, задача законодателей все-таки в том, чтобы прописать правила игры, а не думать о том, что кто-то попытается их нарушить. Понятно, что недовольных изменениями, предлагаемыми в федеральное законодательство, будет много, много будет и тех, кто попробует обойти новые порядки. Но если рассуждать так, то желающих обмануть закон в нашей стране всегда хватало. Однако законы тем не менее существуют и работают. К примеру, еще не так давно водители не пропускали пешеходов на пешеходных переходах, пассажиры не пристегивали ремень безопасности. Было принято соответствующее законодательное решение, введены крупные штрафы, и ситуация изменилась. Конечно, подобные нарушения и сегодня встречаются на дороге, но их стало существенно меньше.

По мнению Льва Бакусова, какое бы решение не было принято на федеральном уровне относительно предлагаемых изменений в порядок сбора подоходного налога, задача и право депутатов республики – высказать свое мнение по этому вопросу, выдвинуть соответствующую законодательную инициативу. Башкирия не может самостоятельно изменить порядок распределения налоговых поступлений даже внутри республики. Действовать приходится в соответствии с федеральным бюджетным законодательством. А необходимость таких изменений очевидна. Значит, нужно добиваться их от центра. Ведь под лежачий камень, как говорится, вода не течет.

Что касается механизмов сбора налогов по новой системе в случае, если предложенные изменения будут приняты, этот вопрос будут решать уже федеральные законодатели. Вариантов здесь много, в том числе и таких, которые могут устроить всех. К примеру, в 2007 году Тверская область предлагала вариант, по которому подоходный налог собирался бы, как и прежде, по месту работы, а потом часть его перечислялась бы по месту жительства работника. Возможно, именно такая система может оказаться наиболее справедливой для всех. Она же, кстати, избавит наш неподготовленный народ от личного отчета в своих доходах, эта функция останется за работодателями.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть