Все новости
Детально
25 Января 2011, 17:31

Житель Башкирии получил медаль от Правительства Болгарии

Житель Башкирии Геннадий Церяпкин получил награду от Правительства Болгарии. Медаль от Национального комитета под патронатом Президента и верховного главнокомандующего вооруженными силами Болгарии за укрепление культурных связей между двумя республиками была вручена ему в Обществе дружбы «Башкортостан - Болгария».
Знакомство с Болгарией началось для Геннадия Церяпкина в декабре 1966 года. В то время он работал на Уфимском заводе «Синтезспирт» и был отправлен в составе группы советских специалистов в Болгарию.
- Мы были задействованы на строительстве новых производств нефтехимического комбината вблизи города Бургас, - вспоминает Геннадий Церяпкин. – По тем временам это был крупнейший подобный завод в Европе. Даже наш «Салаватнефтеоргсинтез» уступал ему по своим масштабам. Это был интернациональный проект. Поднимать комбинат в Бургасе помогали специалисты из разных стран. Бок о бок с нами трудились инженеры и мастера из Великобритании, Германии, Италии. Нас, специалистов из Советского Союза, было 73 человека. Команда подобралась из разных уголков страны – из Грозного, Рязани, Ангарска.
Геннадию Церяпкину довелось запускать оборудование в новом цехе по выработке фенол-ацетона – сырья для каучука. Он работал там начальником смены. Для самих болгар это было совершенно новое производство, и они еще не осознавали всех масштабов ответственности, которой требовал выпуск такого сырья. Специалисты же из Башкирии, наученные горьким опытом случившегося незадолго до этого взрыва на «Синтезспирте», знали, что фенол-ацетон ошибок не прощает.
- Я сам оказался в дежурной смене, когда произошла трагедия в Уфе, - рассказывает Геннадий Церяпкин. – И видел, как наши коллеги были погребены под руинами. Болгары же еще не представляли, какую опасность может таить в себе малейшее нарушение требований безопасности на таком предприятии. Тем не менее, катастроф на бургасском комбинате удалось избежать. Были, конечно, несчастные случаи, в том числе и с летальным исходом, но они имели единичный характер.
Весной 1966 года Геннадию Церяпкину довелось встретиться с Леонидом Брежневым, который как раз только-только стал генсеком.
- Интерес первого лица нашей страны к комбинату был естественен, - считает Геннадий Церяпкин. – Ведь строилось это предприятие при непосредственном участии СССР. С нашей стороны в комбинат было вложено много интеллектуальных и материальных ресурсов. Брежнев тогда поразил нас в первую очередь своей простотой. Вылез из «Ягуара», подошел к нам, поспрашивал о работе. И машин сопровождения у него было всего две. А у некоторых современных политиков кортежи растягиваются на пол-улицы.
В феврале 1968 года советские специалисты закончили монтаж оборудования. И вскоре комбинат дал первые тонны каучука. Но Геннадий Церяпкин уже не присутствовал при этом событии. Он уехал домой в Уфу.
Два года работы в Болгарии оставили в его памяти много воспоминаний. В те годы выезд за границу для многих наших соотечественников становился настоящим открытием мира.
- Уже тогда болгары думали о сбережении топлива и энергоресурсов, - вспоминает Геннадий Церяпкин. – А до нас это докатилось только в последние годы. Советский Союз экспортировал им наши «Волги». По тем временам даже для Европы это была очень неплохая машина. Стоили «Волги» в Бургасе 5600 левов. Но народ не брал их, предпочитая малолитражные дизельные «Фиаты» - что-то наподобие нынешней «Оки» - которые были вдвое дороже. Мы тогда никак не могли понять этой болгарской логики. Ведь в нашей стране не было проблем с бензином. За границей же люди уже тогда умели считать деньги и знали, что наша «Волга» «скушает» всю их зарплату.
Нередко вспоминает Геннадий Церяпкин и о том разрыве в уровне жизни, который был между нашими специалистами и европейскими. Он сам получал в Болгарии около 360 левов. В переводе на рубли для простого советского человека это были очень большие деньги. На родине столько не заработаешь. Однако английским ребятам, трудившимся бок о бок с нашими, платили втрое больше. Разрыв в уровне жизни между Россией и Европой, который мы наблюдаем сейчас, уже тогда был велик.
Удивляла в 1960-е и странная внешнеэкономическая деятельность нашей страны. Той же Болгарии Советский Союз оказывал огромную поддержку оборудованием для нефтехимического комплекса. Оно большими партиями поставлялось на комбинат в Бургасе. Взамен дружеская страна отправляла нам кое-какие сельхозпродукты. Грубо говоря, станок менялся на ящик помидоров. И в то же время для своих собственных заводов мы закупали за валюту аналогичное оборудование в Румынии. Логика руководства страны никак не ясна. Делятся с соседями обычно тем, чего у самих в избытке, а не тем, что самим закупать приходится.
Приехав из Болгарии, Геннадий Церяпкин вернулся на родной завод. Здесь он проработал в общей сложности 15 лет, участвовал в выпуске первой партии отечественного полиэтилена высокого давления. А потом сменил профессию – подался из нефтехимиков в речники.
С его слов, он с детства мечтал стать моряком. В свое время пробовал даже поступить в Нахимовское военно-морское училище. Не взяли. Так что детскую мечту удалось отчасти реализовать только в зрелом возрасте. И сейчас, несмотря на солидные годы, Геннадий Церяпкин продолжает работать в системе водного транспорта.
В Болгарии ему больше так и не довелось побывать. Но впечатление об этой стране сохранилось у него на всю жизнь. И когда он узнал о том, что в Уфе появилось Общество дружбы «Башкортостан - Болгария», то стал одним из самых активных его членов. Сегодня Геннадий Церяпкин помогает развивать культурные связи между двумя республиками – содействует организации встреч с художниками, студентами и другими гостями из Болгарии. С энтузиазмом он воспринял и открытие специального сайта (http://bashkiriabulgaria.wordpress.com) о дружбе Башкирии и Болгарии, который был создан осенью прошлого года студентом из Софии Симеоном Гройсманом. Геннадий Церяпкин надеется, что с помощью сайта он найдет болгарских «ребят», с которыми вместе поднимал комбинат в Бургасе и с которыми не виделся почти полвека.
Автор:Евгений Рахимкулов