Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

В Башкирии идет реформа электронной системы госзакупок

Похоже, Россия опять оказалась впереди планеты всей. И не только в области балета. С 1 января этого года более 60 процентов государственных закупок должны проводиться только через электронные аукционы. О том, как проходит реформа  электронных госзакупок у нас в Башкирии, агентству «Башинформ» рассказали председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов Сергей Новиков и его заместители Айдар Батыргареев, Валерий Исхаков и Алексей Пешков.

— Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие преимущества есть у централизованной системы размещения госзаказов и какова роль в ней Государственного комитета РБ?

Сергей Новиков:

— Как показывает отечественный и мировой опыт, централизация государственных закупок лежит в основе повышения эффективности функционирования систем размещения заказов. Путь, по которому прошли многие регионы России, где уже созданы и эффективно действуют уполномоченные органы, оправдал себя. И сегодня не остается сомнений в целесообразности построения в республике собственной централизованной системы госзаказов.  

Указом Президента Башкортостана «О структуре исполнительных органов власти Республики Башкортостан» от 4 августа 2010 года образован новый исполнительный орган – Государственный комитет РБ по размещению государственных заказов (или сокращенно Госкомзаказ). 28 августа Указом Президента республики утверждены Положение о Комитете и порядок его взаимодействия с государственными заказчиками региона.

В соответствии с данным Указом Госкомзаказ РБ уполномочен на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков и проведение на территории Башкирии единой государственной политики в сфере госзакупок. Наша основная задача – обеспечение закупочного процесса, в том числе организация и проведение электронных аукционов. И как ожидается в перспективе, порядка 60-70 процентов бюджетных средств, предназначенных на товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд, будет осваиваться через открытые аукционы в электронной форме.

Госкомзаказ РБ в перспективе станет обеспечивать проведение закупочных процедур для всех заказчиков республиканского уровня.

Многие думают, что будут проводиться централизованные торги и для муниципальных заказчиков. Это не так. Полномочия Госкомитета на муниципальный уровень не распространяются. Но это вовсе не означает, что мы не будем оказывать муниципалитетам методическую помощь. Госкомзаказ РБ ставит перед собой такую задачу.

— Валерий Римович, расскажите, на каком этапе централизации сейчас находится наша республика?

Валерий Исхаков:

— Сейчас мы находимся на завершающей стадии освоения первого этапа централизации – осуществление госзакупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медоборудования и продуктов питания. Приступили и к следующему этапу – это заказы на работы по капитальному и текущему ремонту.

Мы находимся на этапе формирования совершенно новой для республики, прозрачной централизованной системы госзакупок, отвечающей всем современным требованиям информатизации и автоматизации процессов принятия управленческих решений в сфере размещения госзаказов. Мы в процессе сложного переходного периода, когда перестраивается, а где-то и в корне меняется существующая децентрализованная система размещения заказов.

Сергей Новиков:

— Дополню коллегу. Мы призваны создать в республике «прозрачное» окно госзакупок, обеспечить высокое доверие поставщиков к республиканской системе размещения заказов, свести на нет любые коррупционные проявления в данной сфере и тем самым повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Изменения в республике обусловлены не только созданием регионального уполномоченного органа, но существенными переменами в законодательстве, регламентирующем данные процессы. Так уж получилось, что все эти нововведения совпали с созданием нашего Госкомитета, и у многих он сегодня ассоциируется с новым сайтом госзакупок и электронными аукционами, хотя мы являемся такими же пользователями этих систем.

— Айдар Флюрович, расскажите, пожалуйста, через какие электронные площадки будут вестись торги?

Айдар  Батыргареев:

— В позапрошлом году для федеральных заказчиков начался эксперимент: федеральные министерства и ведомства стали проводить электронные аукционы на трех пилотных площадках, созданных по распоряжению Правительства России. Вначале работали такие электронные площадки, как «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка» и «Агентство по госзаказам Республики Татарстан». Затем Минэкономразвития России совместно с Федеральной антимонопольной службой провели отбор пяти электронных торговых площадок. В этот список попали три пилотные площадки, а также две новые – «ММВБ-Информационные технологии» и «РТС-тендер». Все пять площадок в настоящее время работают в штатном режиме и прошли аудит вышеназванных органов.

Согласно Федеральному закону №94-ФЗ с 1 июля 2010 года для заказчиков всех уровней бюджетной системы России появилась обязанность проводить электронные аукционы на отобранных площадках. Однако для региональных и муниципальных заказчиков с 1 июля 2010 года был введен переходной период для того, чтобы было время адаптироваться к новым условиям. Согласно положениям данного Закона региональные и муниципальные заказчики могли работать как на электронных площадках, так и до конца 2010 года  проводить традиционные «молоточные» аукционы. Напомню, на таких аукционах работал аукционист, а участники размещения заказа, допущенные к процедуре аукциона, встречались вместе в одной аудитории и поднимали карточки в конкурентной борьбе за контракт. В электронных аукционах между заказчиком и поставщиком живое общение отсутствует, а опосредует их взаимодействие оператор электронной площадки.

Таким образом, ровно полгода было предоставлено регионам для обеспечения надлежащей готовности к проведению электронных торгов и получения электронных цифровых подписей (ЭЦП).

В соответствии с распоряжением Правительства Башкортостана, утвердившим график получения ЭЦП в органах Федерального казначейства, практически все бюджетополучатели республики были обеспечены ЭЦП. По данному графику Госкомзаказ РБ получил ЭЦП в ноябре прошлого года.

Те заказчики, кто не успел этого сделать и пройти соответствующую регистрацию на общероссийском официальном сайте (ООС) и электронных торговых площадках (ЭТП), не смогут размещать свои заказы по новым правилам, которые устанавливает федеральное законодательство. Здесь также необходимо сказать, что таким государственным заказчикам не получится выстроить конструктивных взаимоотношений с Госкомзаказом РБ, поскольку заказчики в данных информационных системах обязаны предоставить уполномоченному органу соответствующие права на размещение заказов.

К сожалению, практика показывает, что не все заказчики, обращающиеся в адрес Госкомзаказа РБ, прошли регистрацию на ООС и ЭТП и предоставили нам соответствующие права на размещение заказов. Несмотря на требования Закона и наши письменные обращения, не все бюджетополучатели обеспечили надлежащую организационно-техническую готовность к размещению заказов, в том числе централизованно через уполномоченный орган.

Ситуация усложняется и тем, что общероссийский официальный сайт заработал с 1 января 2011 года, так сказать, не на полную мощность и отдельные его модули еще не функционируют. Так, например, 12 января текущего года на ООС размещено сообщение, в соответствии с которым оператор (служба техподдержки) данного сайта информирует о наличии проблемы настроек связи между уполномоченными органами и заказчиками. Сайт до сих пор на реконструкции, идет его постоянное обновление, ведутся регламентные работы.

При этом имеется объективное опасение, что данные проблемы не будут устранены в ближайшие несколько дней. А это серьёзное препятствие, обуславливающее сбой в закупочном процессе для многих субъектов Российской Федерации, где созданы уполномоченные органы и функционируют централизованные системы размещения заказов.

Это сейчас мешает всем полноценно работать в сфере госзакупок. Сайт — очень сложный автоматизированный ресурс, и запустить его на «скорую руку», к сожалению, не получается. Да, он уже работает, но мы еще ничего там не разместили, потому что ждем «свыше» решения технических проблем.

— Словом, все опять идет, как в крылатой фразе Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

Сергей Новиков:

— В сфере электронной торговли и информационного обеспечения госзаказа, увы, получается пока так. Нам, как и всем регионам России, остается ждать и надеяться, что период, когда «ушли от старого», но еще не пришли к «новому», пройдет быстро и более мягко с минимальными сложностями для всех организаторов и участников закупочного процесса.

— Алексей Юрьевич, скажите, в чем же особенности переходного периода и новых требований Закона о госзакупках?

Алексей Пешков:

— Как отметил мой коллега, с 1 января 2011 года запустили официальный сайт Российской Федерации для публикации информации о размещении заказов или ООС. Это, по сути дела, единая интерактивная доска объявлений о государственных и муниципальных закупках на всю страну, где есть универсальная система поиска заказов, где поставщики могут находить интересующие их заказы, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации.

Бизнес, таким образом, может отслеживать все интересное для себя на одном информационном ресурсе. Это, безусловно, большой плюс.

Данная доска объявлений технологически взаимоувязана с пятью функционирующими электронными площадками. И очень скоро предприниматели всей страны будут встречаться на этих информационных ресурсах в поиске и в борьбе за заключение контрактов.

Айдар Батыргареев:

— Сейчас идет активное обучение работе на электронных торговых площадках. Изучают данные системы как заказчики, так и поставщики. В этом направлении в республике действуют учебные центры электронных площадок. В частности, «Евразия-центр» учит работать на площадке «Сбербанка-АСТ», Фирма «Респект» – на «Единой электронной торговой площадке». Прорабатываются вопросы создания в республике учебных центров других электронных площадок.

Если говорить о муниципальном уровне, то им сложнее дается этот период. На местах еще не все готовы к таким серьезным техническим нововведениям. К сожалению, «хромает» и компьютерная грамотность специалистов: в некоторых сельсоветах работники до сих пор не знают, как завести в сети интернет электронную почту, не говоря уже об ЭЦП, защищенном электронном документообороте и электронных торгах в сфере госзакупок. Я думаю, что этот период, пока идет процесс обучения и освоения «электронной грамоты», объективно займет несколько месяцев. Но не будем отчаиваться, процесс начался, и все понимают, что нужно двигаться в ногу со временем. Мы живем в веке инновационных информационных технологий.

— Сергей Владимирович, а какие сложности возникают с электронными площадками?

Сергей Новиков:

Всегда что-то «новое» встречает сопротивление приверженцев «старого», так сказать, «к чему привыкли – так нам и удобнее». Без этого не бывает, и ситуация с госзакупками не является исключением. А привыкли мы к бумажному документообороту, к бумажным заявкам, к запечатанным конвертам, к бумажным контрактам. Электронные площадки и заложенный в Законе 94-ФЗ инновационный механизм их функционирования серьёзным образом меняют ситуацию в сфере размещения заказов. По сути дела, глава 3.1 Закона 94-ФЗ (глава по электронным аукционам) – это новаторская глава: электронная подача заявки на участие в торгах, бинарный принцип их рассмотрения, электронный документооборот, регламентация закупочного процесса и автоматизированный контроль сроков исполнения мероприятий при организации и проведении электронного аукциона, заключение государственных контрактов в электронном виде с помощью ЭЦП и многое другое.

Айдар Батыргареев:

— Сегодня все продвинутые бизнесмены уже прошли аккредитацию на трех-пяти электронных площадках, и где они находят интересный заказ, туда и подают заявки на участие в торгах. Но, к сожалению, их пока меньшинство, остальные организации, а это в основном представители малого бизнеса республики, пока еще дремлют. Наверное, должно пройти определенное время, чтобы отдельные предприниматели Башкирии поняли, что если они не хотят потерять свое место на рынке госзаказов, то придется как можно быстрее получить ЭЦП и пройти аккредитацию на электронных площадках.

Мы проанализировали площадки на предмет того, сколько же республиканских поставщиков прошли аккредитацию. Оказалось, что наиболее подготовленные площадки для нашей республиканской аудитории – это «Сбербанк АСТ» и «Единая электронная торговая площадка». На первой площадке по состоянию на конец ноября прошлого года аккредитовалось чуть более 400 поставщиков, на второй – порядка 200. На остальных площадках совокупная численность республиканских поставщиков не превысила и 100 фирм.

В результате было принято решение на первоначальном этапе пройти регистрацию на самых подготовленных для переходного периода площадках – это «Сбербанк АСТ» и «Единая электронная торговая площадка».

Валерий  Исхаков:

— Госкомзаказ РБ принял от заказчиков к рассмотрению 27 заявок-заказов на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания и продовольственные товары на общую сумму более 330 миллионов рублей. Обработав данные заявки, Госкомзаказ РБ объявил 129 первых республиканских электронных аукционов. В Башкортостане это первый пример столь массированного проведения электронных аукционов нового формата.

Алексей Пешков:

— При работе на электронных площадках у Госкомзаказа РБ возникали некоторые сложности, но все они в принципе были разрешимыми. Часто бывает, что площадки начинают медленно работать, и это также осложняет решение поставленных перед нами оперативных задач по размещению большого количества аукционов в течение одного рабочего дня. По-видимому, это зависит от числа обращений пользователей к таким системам, которых становится день ото дня все больше и больше. Сейчас также планируем изучить функционал и технические возможности остальных трех площадок. Я думаю, со временем Госкомзаказ РБ окончательно определится для себя, с какой площадкой ему работать. Понятно, что это будет, с одной стороны, технически надежная и безотказная, самая высокоскоростная автоматизированная система, а с другой – самая простая и удобная в пользовании площадка, как для госзаказчиков, так и для поставщиков.

Валерий Исхаков:

— Мы призываем сегодня весь бизнес Башкортостана пройти аккредитацию на всех электронных площадках. Это не сложно и тем более бесплатно: отсканированный пакет документов направить операторам пяти площадок, подписав его ЭЦП. При этом совсем не обязательно ориентироваться только на заказы республики, есть смысл участвовать и в закупках других субъектов Российской Федерации. И это приобретает все большее значение с переходом на электронные аукционы, которые размывают границы регионов и преследуют принципы «открытой» экономики.  

— Не секрет, что госзаказ – очень важный инструмент государственного регулирования экономики. Через него проходят мощные финансовые потоки, исчисляемые миллиардами рублей. В чем же плюсы электронной реформы, происходящей на наших глазах?

Сергей Новиков:

— Переход на электронные аукционы должен существенно снизить уровень коррупции в данной области. За счет бинарного принципа рассмотрения заявок, обеспечения строгой конфиденциальности первой части заявок и состава участников электронного аукциона, повышения тем самым прозрачности закупки усложняется сговор между поставщиками, а также участниками торгов и заказчиком. Гарантировать на сто процентов, что коррупционные проявления в сфере госзакупок исчезнут, нельзя, но сегодня созданы такие условия, когда злоупотребления со стороны должностных лиц заказчика и организатора торгов сводятся практически «на нет».

Будем надеяться, что на рынке государственных и муниципальных закупок Башкирии будет появляться все больше добросовестных республиканских участников электронных торгов, а эффективность функционирования системы государственных закупок будет неуклонно возрастать.

В завершение проинформирую, что в связи с техническими проблемами общероссийского официального сайта и электронных торговых площадок и вопросами, возникающими у заказчиков при регистрации и работе в данных системах, Госкомитетом принято решение об открытии горячей телефонной линии: (347) 229-09-97, 276-16-67 и 276-18-20. Звоните, окажем консультационную помощь. Кроме того, свои вопросы заказчики могут оставлять в блоге сообщества специалистов госзаказа Республики Башкортостан, модераторами которого являются в основном сотрудники Госкомзаказа РБ.

— Спасибо Вам, Сергей Владимирович, и Вашим коллегам за столь подробные и обстоятельные комментарии и разъяснения!

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть