Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Франис Сайфуллин: Пора начинать относиться к воде как к стратегическому ресурсу

В Государственном Собрании – Курултае Башкортостана прошли парламентские слушания по вопросу «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и пути ее реализации на территории Республики Башкортостан».

Об итогах слушаний, о рассмотренных на них вопросах корреспонденту агентства «Башинформ» рассказал председатель Комитета Государственного Собрания по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Франис Сайфуллин.

— Скажите, Франис Аскарьянович, чем объясняется то, что депутаты выбрали такую тему для проведения парламентских слушаний?

— Прежде всего актуальностью и важностью темы водных ресурсов. Она касается каждого жителя нашей страны, любого учреждения или предприятия. Наверное, нужно сказать и о том, что мы, россияне, почти всегда и по всем вопросам отстаем от других стран. Это касается и отношения к воде. Помнится, лет около тридцати назад бурный смех нашей общественности вызвало сообщение в газетах о продаже в Японии родниковой воды в бутылках. Только сейчас мы пришли к пониманию того, что от качества питьевой воды зависит продолжительность нашей жизни. Мы еще только начинаем пытаться наладить учет количества используемой в быту и производстве воды.

— Каким же должно быть отношение общества к воде?

— Мы должны вырабатывать у людей отношение к воде как к одному из важнейших ресурсов жизнеобеспечения на Земле. Сегодня недостаток воды испытывают более 2,5 млрд. людей на планете, и по мере роста населения, развития городов и производств дефицит водных ресурсов будет увеличиваться.

В России сосредоточен крупнейший потенциал пресной воды. Страна обладает почти четвертью мировых запасов и имеет более 30 тысяч водохранилищ общим объёмом более 800 куб. км. Ежегодно порядка 10% мирового речного стока формируется именно на территории страны. Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин отмечал, что водные ресурсы используются неэффективно, не ведется их учет и контроль.

Трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС свидетельствуют о необходимости повышения надежности гидротехнических и технических сооружений, проведения ревизии всех стратегических объектов инфраструктуры, отработки алгоритмов контроля за их техническим состоянием, повышения технологической дисциплины на этих предприятиях.

Не обходят стороной беды и нашу республику. Вспоминаются наводнение на реке Белой 1989 года, разрушение плотины в Тирляне в 1994 году, которые привели к большим человеческим и материальным потерям. А сколько проблем вызывает ежегодное затопление Цыганской поляны и Нижегородки в Уфе, части Стерлитамака в период весеннего паводка!

— Франис Аскарьянович, в чем состоит сущность принятой недавно Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года?

— В России к числу актуальных проблем, затрагивающих обсуждаемые нами вопросы, относятся: недостаточно высокая доля электроэнергии, выработанной за счет использования водных ресурсов, – около 18% всего объема электроэнергии, произведенной в стране; неритмичность генерации электроэнергии из-за снижения объемов производства  и уровня водных ресурсов в зимний период; неэффективное использование потенциала речного флота, который перевозит лишь 2% всех грузов; необходимость его обновления на базе отечественных судостроительных предприятий; потребность увеличения пропускной способности водных артерий и модернизации гидротехнических сооружений, более полное использование их потенциала; создание механизмов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, предотвращение стихийных водных бедствий, формирование для затопляемых зон особых режимов застройки и хозяйственной деятельности.

Необходимость комплексного решения вышеперечисленных  проблем,  урегулирования вопросов государственного управления в сфере охраны и пользования водными объектами обусловила подготовку и принятие нового Водного кодекса России, утверждение Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации.

Российские власти обещают увеличить расходы на модернизацию водных ресурсов. Премьер Владимир Путин заявил, что на утверждение правительства внесена программа «Чистая вода», которая будет реализована в период 2011—2017 годов. Ее финансирование уже заложено в федеральный бюджет и в течение первых трех лет составит 9 млрд. руб.

Всего же на реализацию Водной стратегии России до 2020 года планируется затратить 700 млрд. руб., из которых федеральное финансирование составляет 500 млрд. руб.

Реализацию важнейших положений Водной стратегии на территории Республики Башкортостан предполагается осуществить в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Чистая вода» на 2010 — 2014 годы. Государственным заказчиком-координатором Программы выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства, государственными заказчиками являются Министерство природопользования и экологии и Министерство сельского хозяйства РБ.

Основной целью Программы является улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуг водоснабжения до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека, установление требований по обеспечению потребителей питьевой водой при нарушениях функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повышение качества управления объектами водоснабжения.

Необходимо отметить, что инициатором разработки указанной Программы «Чистая вода»  является Башкортостанское отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

— Имеются ли какие-то особенности у Башкортостана в части наличия и использования водных ресурсов?

— Республика Башкортостан, являясь одним из крупных субъектов Российской Федерации, обладает большими водными ресурсами. В республике насчитывается более 13 тыс. рек общей протяженностью свыше 57 тыс. км и 2,7 тыс. озер, прудов и водохранилищ.

Водные ресурсы Башкортостана характеризуются неравномерностью распределения речного стока по территории, изменчивость которого затрудняет удовлетворение потребностей населения и экономики в воде. Это определяет актуальность данной проблемы для развития огромного промышленного потенциала, представленного заводами и предприятиями нефтеперерабатывающего, нефтехимического, химического, энергетического и машиностроительного комплексов, а также целым рядом хозяйствующих субъектов горно-добывающей отрасли, занятых добычей, обработкой и переработкой природных ресурсов.

Среди них особое место по отрицательному воздействию на экологию и водные ресурсы занимает АНК «Башнефть», которая на протяжении вот уже почти 80 лет действует на территории Башкортостана, оставляя засоленные водяные пласты и загрязненную нефтяными отходами землю.

В Башкортостане крайне важно уделять постоянное внимание последовательной реализации государственной политики, направленной на охрану и эффективное использование водной среды в интересах граждан, законодательное ее обеспечение. Сегодня в республике действует логически выстроенная система нормативных правовых актов, регулирующая комплекс водных отношений, включающая законы о питьевой воде, регулировании водных отношений, Экологический кодекс и иные законодательные акты.

Реализуются государственные программы «Питьевые и минеральные воды Республики Башкортостан», «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004 — 2010 годы и период до 2015 года)», «Развитие индустрии туризма в Бурзянском районе Республики Башкортостан на 2008-2011 годы». Приняты постановления Правительства «Об организации ведения мониторинга водных объектов на территории Республики Башкортостан», «О повышении эффективности управления пользованием водным фондом Республики Башкортостан», «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами, находящимися в собственности Республики Башкортостан».

С целью практической реализации принятых нормативных правовых актов вводятся в строй новые очистные установки, строятся современные производства, создаются научные и исследовательские структуры и лаборатории, совершенствуется деятельность органов публичного управления, что свидетельствует о постепенной рационализации использования водных ресурсов.  

Актуальным является постоянное совершенствование сложившегося водного законодательства на базе комплексного анализа имеющихся проблем, выработки эффективных методов и технологий их решения. С этой целью на парламентских слушаниях удалось выработать конкретные предложения по улучшению осуществления водной стратегии, повышению эффективности предпринимаемых мер.

— Скажите, Франис Аскарьянович, кто принял участие в прошедших парламентских слушаниях?

— Еще с начала года Комитет Государственного Собрания на своих заседаниях поднимал отдельные вопросы по этой тематике. Депутаты парламента неоднократно высказывали в СМИ точку зрения, касающуюся бережного отношения к водным ресурсам. Думаю, в какой-то степени предвосхитила прошедшие слушания и деятельность недавно образованной парламентской группы по контролю за исполнением экологического законодательства, которая очень активно включилась в работу.

Очень широк был список участников парламентских слушаний – это руководители республиканских министерств сельского хозяйства, природопользования и экологии, лесного хозяйства, представители целого ряда территориальных федеральных ведомств и контролирующих органов, муниципальных органов, научных кругов, средств массовой информации, специалисты-практики.

На одном моменте хотел бы остановиться особо. Границы водных бассейнов не совпадают с административными границами. Крупные реки Агидель, Уфа, Урал, Юрюзань и Ай начинаются или одновременно протекают на территории соседних областей. Многие реки протекают по границам наших регионов, например, Урал на востоке и Ик на западе республики. Поэтому проблемы водных ресурсов и Водной стратегии целесообразно решать на межрегиональном уровне. Вспомним, какие проблемы для жителей нашей республики создавали аварии нефтепроводов в бассейне реки Ай в соседней Челябинской области. Беспокоит жителей Башкортостана и нахождение истоков красавицы Уфы в непосредственной близости от печально знаменитого комбината «Маяк» с огромными емкостями с отработанным радиоактивным топливом. Мы надеялись, что участие парламентариев из соседних областей поможет скоординировать совместные усилия по реализации Водной стратегии. К сожалению, приглашенные нами представители Пермского края, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей почему-то не сочли необходимым принять участие в парламентских слушаниях. Поэтому мы будем настаивать, и записали это в рекомендациях слушаний, на проведении межрегионального мероприятия по водной стратегии в масштабах Приволжского федерального округа на базе Ассоциации законодательных органов субъектов Федерации, входящих в ПФО.

— Какими будут шаги парламента Башкортостана по реализации рекомендаций парламентских слушаний?

-Принятые нами рекомендации содержат конкретные задания самим депутатам парламента, республиканским и федеральным ведомствам, исполнительным органам власти, муниципальным образованиям. Там имеются пожелания и конкретным организациям, которые представляют опасность в экологическом плане. Так, например, Акционерной нефтяной компании «Башнефть» предлагается предусмотреть увеличение средств на оздоровление окружающей среды и восстановление экологического баланса в регионах Башкортостана, где добывались и добываются нефть и газ.

Депутаты Государственного Собрания находятся в тесном контакте с населением, хорошо владеют ситуацией на местах. Думается, что через каждые три-четыре месяца мы будем рассматривать итоги мониторинга правоприменительной практики в сфере исполнения водного законодательства, ход выполнения мероприятий Водной стратегии России на территории Башкортостана.

Будет продолжена совместная работа с муниципальными образованиями, ведомствами и организациями, субъектами права законодательной инициативы с целью принятия дополнительных мер по улучшению ситуации с использованием нашего экономического, социального, научно-технического потенциала, опыта и возможности для преодоления трудностей. Важны предварительная объективная оценка и анализ сложившейся ситуации, учет и анализ процессов, которые происходят в этой сложной сфере. Понятно, что это дело не одного дня, даже не одного месяца.

Думаю, что не останется в стороне и недавно созданная парламентская группа по контролю за исполнением экологического законодательства. Ее основные задачи – изучение экологического состояния республики, мониторинг правоприменительной практики, выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой сложной сфере общественных отношений. Группа регулярно, но не реже чем раз в месяц, будет информировать Президиум Государственного Собрания и общественность о результатах текущей работы, о рекомендуемых мерах парламентского реагирования. Возглавляет ее опытный парламентарий, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Валерий Лебедьков. Одной из серьезных задач группы станет изучение ситуации с водными источниками вокруг Уфы. В сложном положении с обеспечением качественной питьевой и технической водой находится и сама столица республики – Уфа, город с населением более миллиона человек, крупнейший промышленный центр Предуралья. Она, находясь на пересечении трех крупнейших водных артерий региона – Белой, Уфы и Демы, испытывает проблемы с водой, и они усугубляются из года в год. В этом году реки обмелели до минимального уровня. Положение усложняется тем, что река Белая в районе Уфы уже насыщена вредными отходами от промышленных стоков Мелеуза, Ишимбая, Стерлитамака и Салавата, близ Уфы находятся многочисленные месторождения нефти, проходит большое количество газопроводов и нефтепродуктопроводов, которые имеют протяженные подводные переходы через реки Белую и Уфу.

Обследование коснется всех водных источников вокруг Уфы, включая и многочисленные озера и старицы. Оно включит в себя мониторинг ситуации, результаты анализа и практические рекомендации по улучшению ситуации. К нему будут привлекаться специалисты и общественность. Естественно, о нашей работе через СМИ мы будем информировать общественность.

— Спасибо, Франис Аскарьянович, за содержательную беседу.

— Спасибо и вам за интересные вопросы. Мы очень надеемся на традиционную поддержку республиканской прессы в решении этих сложных и актуальных вопросов.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть