Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

Роль башкирского национального движения в консолидации и развитии

На проходящем сегодня в Уфе во Дворце культуры "Нефтяник"  III Всемирном курултае башкир с отчетным докладом выступил

председатель Исполкома Всемирного курултая башкир Азамат Галин. Свой доклад он назвал "Роль башкирского национального движения в консолидации и развитии". Ниже публикуем полный текст его доклада:

"Уважаемый Муртаза Губайдуллович!

Дорогие делегаты и гости Курултая!

Исполком Всемирного Курултая башкир сердечно приветствует вас в столице нашей родины, на гостеприимной башкирской земле!

В начале своего выступления позвольте мне напомнить Вам, участникам главного башкирского форума, о двух исторических датах, которые отмечаются в этом году: о 120-летии со дня рождения великого сына башкирского народа, известного ученого-тюрколога, общественного деятеля Ахмет-Заки Валиди и 20-летии со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

Эти события тесно связаны между собой, имеют глубокое историческое и символическое значение не только для башкирского народа и народов Башкортостана, но и для России в целом. Роль А.-З.Валиди в становлении федерализма в нашей стране, в развитии идей самоопределения народов трудно переоценить. Именно в результате активной деятельности руководителей башкирского национального движения во главе с А.-З. Валиди появилась первая национальная автономная республика, были заложены основы для последующего развития государственности Башкортостана, утвердился сам принцип национально-территориального государственного устройства Российской Федерации.

Нелишним будет напомнить и том, что распад Российской империи в 1917 году был во многом обусловлен национальными противоречиями. Об этом сегодня как-то «забывают» некоторые политики, выступающие с критикой идей федерализма. Предпочитают замалчивать то, что Башкирская автономия стала первым образцом исторического компромисса, на основе которого был осуществлен новый «сбор» страны. «Забывают», что таким же образом противоречия национального характера обусловили распад и советской империи в конце XX века. Именно на таком историческом перепутье произошла активизация этнического сознания у нерусских народов СССР.

В 90 — е годы двадцатого столетия на наших глазах страна погрузилась в хаос распада, и главной причиной падения Советской империи стала борьба коммунистического руководства против собственного народа. Советская цивилизация, основанная на идеологии уничтожения, разрушения национальной духовности, религии, культуры, истории и самого понятия национальности, в повальном навязывании государственной машиной псевдосветских, коммунистических ценностей семьи, жизни, воспитания, атеистического мышления доказала свою нежизнеспособность.

Наш древний народ, изрядно пострадавший от репрессий, потерявший лучших представителей интеллигенции, униженный и оскорбленный  умышленной массовой манкуртизацией,  оторванный от своих родовых традиций, на обломках Советской цивилизации целенаправленно создал национальные общественные организации и добился  признания своего суверенитета.

Именно суверенитет должен был вернуть народу все то, что было уничтожено и разграблено большевиками и в материальном, и в духовном отношении. Но суверенитет — это не синоним политического сепаратизма,  суверенитет — договор о доверии между друзьями.

Этот договор одновременно является документом о взаимном признании ошибок и совместных действиях для укрепления страны.

Не секрет, что в бурные 90-годы в стране, в том числе и в Поволжье,  действительно были популярны идеи сепаратизма. И именно тогда, в тяжелый для страны период, Муртаза Губайдуллович Рахимов сформулировал и отстаивал базовую идею современного федерализма, и смог убедить некоторые «горячие головы» в том, что только в рамках Российской Федерации возможно сохранение народа, только в формате федеративной и единой России мы можем сохранить язык, культуру, возродить свои историю, традиции, уничтоженные «машиной большевизма».

И сегодня мы можем  уверенно заявлять о мудрости нашего Президента, не позволившего разгореться конфликту в Поволжье, сумевшего отстоять идею и практику межнационального согласия и мира.

Мы и сегодня обязаны развивать эту идеологию, сделать ее судьбоносной основой жизни будущих поколений. В условиях глобализации только сильная, единая Россия, признающая и реализующая право наций на самоопределение в рамках единой федеративной государственности, может спасти национальное самосознание любого народа от размывания и слияния с западной псевдокультурой, обожествляющей дешевые ценности потребительского общества. Нам нужна Россия, признающая особенность и ценность своих народов, не отвергающая их право на свою национальную государственость в составе единой федеративной державы. Другой России и не может быть!

У каждого дома должен быть фундамент, без фундамента дом гниет и рушится. Фундаментом России является ее многонациональный народ, создавший национальные республики и выстраивающий отношения с федеральным центром на основании договора о взаимном доверии. Взаимное доверие предполагает самостоятельность и ответственность, так был заложен фундаментальный принцип развития России, народы национальных республик приняли Конституции республик, внедрили институты самостоятельного управления – приняли на себя ответственность за судьбу страны, свое будущее и стали самостоятельны в формах методах достижения поставленных целей. Однако, в последние годы, заслуженное право народов выбора Президента республики низведено до словесной игры юристов в конституционную терминологию и полное игнорирование сложившейся практики.

И у народов республики, руководства республики отняли самостоятельность, большую часть бюджета, сохранилась лишь неопределенная часть ответственности.

Нужно признать, что в России федерализм, как система ценностей, до сих пор имеет неустойчивые позиции. В сознании многих по-прежнему превалирует мировоззрение, предпочитающее унитарное, жестко централизованное государство. Это мировоззрение существует и на обывательском уровне, и в головах некоторых федеральных чиновников.

Начальный период развития федерализма в России, когда государство из своего фактически унитарного состояния переходило  в действительно федеративное, а регионы получили самостоятельность и конвертировали ее в экономические достижения, был воспринят чиновниками в федеральном центре как приступ временной слабости. Сейчас этот период, по их мнению, заканчивается. Пришел сильный, молодой президент — значит, хватит «играть в федерализм», считают они.

Однако для России федерализм — это не политическая игра и тем более не слабость. Мы – не Соединенные Штаты Америки, для нашей, российской реальности национально-территориальный характер федеративного государственного устройства является единственно возможным вариантом. Только так можно сохранить российскую государственность. Всякие иные безответственные игры вокруг так называемого  вненационального обустройства России, несомненно, приведут к такому же историческому исходу, как государственная катастрофа советско-российской империи. Как вы помните, нас старательно убеждали, что основой Советского Союза является обезличенный единый советский народ. А сегодня те же разрушительные силы начали вновь убеждать нас, что якобы Россия может стать действительно крепким государством, если мы все превратимся в так называемую единую российскую нацию. Поистине, история повторяется! Но тысячелетняя история каждого народа России  и не только России лишний раз доказывает,  что никто, никакая сила не вправе определять судьбу и не способна противостоять естественному стремлению народов к самосохранению и саморазвитию.

Одна из главных идей нашего времени — принцип самоопределения народов. Напомню, что реализация принципа самоопределения народов стала одним из наиболее важных событий двадцатого века, которая привела к перестройке основных «правил игры» на поле мирового сообщества, создала условия цивилизованного развития. В условиях России такие понятия, как демократизация и федерализация, неразрывно связаны между собой, поэтому борьба за федерализацию есть одновременно и отстаивание демократических принципов в государственном устройстве.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с несоблюдением интересов национальных регионов Российской Федерации, попытками аннулировать конституционные права республик. Появились определенные силы, в том числе и в Башкортостане, которые оказывают давление на наших активистов, пытаются прилепить ярлык «экстремизма» на башкирское национальное движение в целом, лелеют мечту о губернизации России.

Мы, как и все другие народы России, всегда выступали, и будем выступать против  политики унификации, мы выдержим и не поддадимся попыткам политического давления. И связано это, прежде всего, с вопросами выживания и самосохранения народа, которые ставит перед нами наступивший XXI век. В условиях глобализации и принципиально новых вызовов, размывания национальных культур, только государственность может сохранить уникальную культуру башкирского народа, является единственным гарантом его полноценного развития в будущем.

Не надо забывать, что принятие Декларации о суверенитете Башкортостана, развитие федеративных отношений заложили основы для становления новой государственности республики. Это было результатом активной борьбы, организованной башкирским национальным движением, нашими общественными организациями.

Именно права, полученные в ходе борьбы за суверенитет, позволили решить целый комплекс социально-экономических и культурных проблем региона, создали условия для гармоничного развития межнациональных отношений,   превратили Республику Башкорстан в один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. В этот период качественно улучшилось социально-экономическое и духовное состояние не только башкирского народа, но и всех народов нашей республики. Большую роль в этом сыграла стратегия развития, выбранная нашим уважаемым Президентом Муртазой Губайдулловичем Рахимовым. Благодаря  взвешенной политике, в республике были проведены политические и экономические реформы, не разрушившие в один миг привычные и все еще необходимые формы хозяйствования. Некоторые это называли консерватизмом, но это здоровый консерватизм! Сохранялись колхозы и совхозы,  в расчет брались лучшие элементы советской экономики. Найдена своя, консервативная модель модернизации.

Сегодня, по истечении 20 лет самостоятельного развития Республики Башкортостан, можно подвести некоторые итоги пройденного пути, и они, на мой взгляд, впечатляют! Не секрет, что на фоне других субъектов федерации, попавших «под каток» радикальных экономических реформ, наша республика выглядит как островок стабильности и благополучия, как регион, где созданы условия для гармоничного национально-культурного развития каждого из этносов многонационального Башкортостана.

Позвольте мне, уважаемый Муртаза Губайдуллович, от лица Исполкома Всемирного Курултая башкир, башкирских общественных организаций, выразить огромную признательность за Вашу работу, пожелать здоровья и успехов в Вашем нелегком труде!

Многовековая история башкирского народа, бок о бок сражающегося с русским и другими народами за свободу России, доказала: башкиры не ошибаются в выборе своих руководителей. Наиболее ярко и иллюстративно это видно на примере последних 20 лет рассвета нашей родной Республики. К сожалению, в последний год федеральные средства массовой информации активно муссируют политические слухи о возможном назначении в республику «варяга», что породило массу проблем, а в первую очередь подорвало доверие населения не только к федеральным средствам массовой информации, главное, подорвало доверие населения к федеральным органам власти.

Систематические игнорирование чувств народа, политические эксперименты переполняют чашу терпения мудрого и терпеливого народа, которому противна сама мысль о варягах. Башкирский народ исторически самостоятельно выбирал своих лидеров, руководителей и нес ответственность за них. По мнению экспертов, назначение варяга в республику может вызвать серьезный конфликт и утрату легитимности власти.

Настроения общественности в республике образно можно попробовать охарактеризовать словами Конфуция.

Конфуций говорил: "Не только право, но и долг подданных восстать против неправедного правителя в случае, если он не соответствует определенному моральному стандарту, не соблюдает древних традиций и нарушает тем самым сакральный порядок мироздания, в том числе и человеческого общества».

Залогом успешного и динамичного развития являются, прежде всего, доверие башкирского народа,  личностные, профессиональные качества руководителя, опираясь на которые народ делает свой выбор.

Отрадно отметить — научная интеллигенция сумела довести до руководителей страны последствия и Президент страны Дмитрий Анатольевич уже заявлял о необходимости к возврату выборности президентов национальных республик, и мы полагаем, что для скорейшего вывода страны из кризиса необходимо незамедлительно вернуться к практике выборов глав субъектов, главы субъектов должны представлять регион в Совете Федерации,  а также согласованно с регионом проводить кадровую политику федеральных институтов власти, действующих в республике.

К сожалению, на сегодняшний день у общественности бытует мнение о том, что проводимая федеральным центром кадровая политика нацелена на борьбу с региональной властью. В подобных условиях говорить об эффективной управляемости сложно.

Более  450 лет наши предки проливали кровь и погибали за свободу России. Какие еще нужны доказательства верности современным федеральным политикам, осмеливающимся обвинять нас в сепаратизме и экстремизме? Что еще должны сделать мы, чтобы преодолеть волну издевательств над нашей историей, культурой и национальными героями? До каких пор обвинения Валиди, звучащие из уст некоторых федеральных чиновников, будут крепче памяти и мнения народа о его честности, порядочности и истинной преданности своему народу и Родине? И почему мы не можем избирать Президента своей республики?  Ложь никогда не станет истиной, если в реальности все было иначе, и это подтверждено самой историей!

Признание  исторических заслуг А.-З. Валиди, народа Башкортостана в целом и его Президента Муртазы Губайдулловича в  строительстве федеративной государственности России было бы делом чести для истинных политиков-патриотов федерального центра, стоящих на платформе демократического федерализма. И мы обязаны добиться такого признания. Исторически сложилось так, что именно в трудные и переломные для России времена наш народ спасал Россию. Так было и после революции 1917 года, когда Ахмет-Заки Валиди со своими сподвижниками предотвратили развал России, предложив модель национального федерализма, так случилось и в 90-годы, когда Муртаза Губайдуллович Рахимов сумел предотвратить назревающий конфликт. И впредь мы обязаны не отступать от позиций федерализма ни на шаг. Мы вновь обращаемся к федеральным политикам и призываем их не боятся собственного народа. Сохранить свои народы, а значит и великую Россию — это наша святая обязанность! Только на магистральном пути федерализма народы России смогли бы достигнуть своего золотого века. Мы накопили огромный потенциал, чтобы стать барьером на пути различных «цветных» угроз и опасностей для страны. Ни один закон об экстремизме не спасет страну от «оранжевой» болезни, если федеральные чиновники, присягнувшие служить народу, не прекратят в политических целях подводить под статьи закона об экстремизме законную деятельность общественных организаций, а в погоне за выполнением плана по поимке экстремистов будут вести охоту за общественными деятелями.

Ни один закон, ни одна чиновничья бумага не  защитят страну, как это можем сделать мы! И мы совершенно не согласны с тем, что кто-то надеется заставить нас молчать, прикрываясь законами! Мы не позволим, чтобы наше национальное телевидение, созданное на деньги народа, боялось, что у него отберут лицензию, закроют только за то, что оно покажет фильм, основанный на народном творчестве, посвященный светлой памяти всех тех, кто пострадал от террора и карательных экспедиций царского правительства России. Царская Россия совершила много ошибок, но мы не реваншисты и не требуем мести за злодеяния той эпохи: мы требуем уважительного отношения к памяти тех, кто погиб из-за антинародной политики царского правительства, мы требуем уважительного отношения к истории. К истории России, в том числе. Заставить народ молчать, вырывать неугодные кому-то страницы из истории страны путем введения законов, запретов не получится. Наш народ пронес свою трагедию в народном творчестве сквозь века! Ведь именно наша история делает нас сильнее, устойчивее к псевдокультурным ценностям, навязываемым извне, и именно возрождение истории и культуры народов России, сохранение нашего многообразия должны стать основой  новой общенациональной идеологии России.

Мы все такие разные, но мы одно целое! Эти слова должны стать лозунгом современной России. Внимание к народу, уважение к народу, отсутствие страха перед народом, живая повседневная связь с народом, и, наконец, неутомимый труд власть предержащих во благо народа – вот что станет самой эффективной преградой перед любым террором и экстремизмом!

Развитие суверенитета, как института доверительного отношения друг к другу, должно подразумевать справедливое распределение бюджетных средств. Возникает вопрос: на каких соглашениях с народом базируется распределение средств между бюджетами разных уровней?

Почему народ республики не знает, как и насколько эффективно используются деньги, заработанные им и по праву справедливости принадлежащие ему? Понимая объективность и неизбежность выделения всего необходимого для укрепления страны, мы все же полагаем, что распределение средств между субъектами и центром должно осуществляться в соотношении 50% на 50%.

Без этого Федеральный центр будет только ослаблять своих же пока действительно сильных доноров. Если сегодня республика 70%  налоговых поступлений перечисляет в федеральный бюджет, то 20% из них должны быть реинвестированы в равных объемах в народ.

То есть, будет совершенно справедливо, если федеральный бюджет станет 20% средств адресно перечислять на счет каждого жителя республики.

Если у чиновников еще сохраняется уверенность в том, что сила страны в народе, в народ нужно инвестировать.

Сегодня мы можешь подвести определенные итоги работы и Всемирного Курултая башкир. Исторические традиции нашего народа, корнями, уходящие в тысячелетия, воспитали в нас дух конструктивного диалога. Наш народ особо не приемлет некоторые предлагаемые государством формы выражения свой воли — митинги, шествия, которые зачастую приобретают разрушительный характер. Голос нашего народа во все времена  звучал на йыйынах и курултаях – собраниях, как веление разума и воли народа, как зов его сердца.

Курултай — йыйын, как постоянно работающий институт гражданского общества, является отличительной чертой башкирского общества. Издревле на курултаях решались наиболее важные проблемы башкирского народа: вопросы войны и мира, вопросы жизнеустройства общества, внутрибашкирские и внешние противоречия. Продолжением этой исторической традиции стал и современный Курултай башкир.

За 15 лет, считаю, была сделана большая работа по развитию и консолидации башкирского народа. При поддержке руководства республики созданы все необходимые условия для успешного развертывания нашей деятельности. Во всех районах и городах Башкортостана, в субъектах Российской Федерации и странах СНГ, за рубежом созданы отделения нашей организации. Мы установили и поддерживаем тесные контакты с нашими соплеменниками, проживающими за рубежом. Многие из них откликнулись на приглашение и, невзирая на расстояния, приехали и принимают участие в работе съезда. За что им огромная благодарность.

На нашем общенациональном форуме невозможно не сказать и о проблемах, связанных с реформированием системы образования, с положением родных языков. Не секрет, что с усилением вертикали власти в стране система образования была подвергнута беспрецедентной централизации. Нас, откровенно говоря, удивляет равнодушие к проблемам национальных школ со стороны федерального министерства образования и науки. Сегодня в условиях так называемой оптимизации почему-то закрываются именно национальные школы, в учебных планах происходит сокращение часов, отведенных на родной язык. А ведь проблема национально-регионального компонента — это не только судьба национальной школы, речь идет, по сути, о национальной политике России.

Результаты проведенных исследований центра социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации свидетельствуют о том, что уже к 2025 году русский язык утратит свои позиции. В результате безграмотных действий чиновников наши дети и внуки в перспективе забудут не только родной язык, но и русский.

Унитаризм набирает обороты, и делать вид, что мы этого не замечаем, мы не хотим и не будем!

Башкирский народ неуклонно стремился к укреплению позиций башкирского языка в своей республике, и добился этого. На сегодняшний день родители, молодежь и дети осознают необходимость знания родного башкирского языка.

Как говорят, с божьего соизволения башкиры сами создали свой язык, они знали его и будут знать, и мы будем  веками говорить на нем, и обучать своих детей, несмотря на все попытки его уничтожить. Хотя одно только знание языка не сделает человека башкиром, так как башкир — это, прежде всего, холодный ум, отважное сердце и впитанное с молоком матери стремление к свободе духа!

Отмена регионального компонента государственного образовательного стандарта не сможет в полной мере ослабить позиции башкирского языка — это удар, прежде всего, по малым народам, проживающим в регионах. В нашем родном   Башкортостане  сегодня изучаются украинский, марийский, чувашский, латышский и многие другие языки. Наличие данного компонента в образовании позволял представителям разных народностей изучать в школах свои родные языки. К сожалению, чиновники от образования, видимо, не понимают, что именно через родное слово можно донести народную мудрость, передающиеся из поколения в поколение ценности, при переводе теряющие свою истинную силу. Для того, чтобы работа среди подрастающего поколения по овладению родным языком принесла более ощутимые результаты, национальным общественным организациям необходимо активизировать свою деятельность, сплотиться, и совместными усилиями не дать властям совершить очередную ошибку, стремясь построить новую цивилизацию на руинах старой. Пока проблемы в этой области не решены коренным образом, но уже созданы определенные предпосылки для последующего развития общественного сознания.

Оглядываясь назад, надо признать, что наша работа за 15 лет не прошла даром. Растет национальное самосознание башкирского народа, произошло истинное перерождение и возрождение — качественное обновление народа, появились новые молодежные организации, новые молодежные лидеры. Наши молодежные лидеры, продолжая лучшие традиции предков, заявляют о своем праве стать субъектом общественных отношений. Всемирный Курултай башкир продолжает налаживать контакты с ними, ведет агитационную работу, выступает своего рода площадкой для дискуссий. В связи с этим было решено впервые провести Молодежный Курултай башкир. И примечательно, что 30% делегатов нашего Курултая – это представители молодого поколения нашего народа. Поистине, будущее — за ними!

Особенностью Третьего Курултая можно считать и тот момент, что в его работе впервые принимают участие делегаты не только из башкирских общин ближнего и дальнего Зарубежья, но и делегаты из стран Евросоюза. Будем надеяться, что это станет доброй традицией в последующем, послужит еще одним фактором консолидации нашего народа и условием создания положительного имиджа башкир в мировом сообществе.

В современном мире, переполненном разнообразной информацией, важное место занял Интернет. Появились и башкирские сайты, но они еще слабо разработаны. Тем не менее, сегодня на  Всемирной сети ведутся дискуссии по актуальным вопросам башкирского народа, освещается борьба за права башкир и т.п. Именно Интернет-ресурсы являются местом, где «виртуально» собирается башкирская молодежь. Все это говорит о том, что современные технологии позволяют по-новому решать многие наши проблемы. Исходя из этого, необходимо уделить им большее внимание со стороны государства, оказать необходимую финансовую помощь. Считаю, что давно уже созрела идея создания Башкирского общенационального Интернет-форума.

Нас также искренне радует, что современная башкирская молодежь тянется к религии. Это, безусловно, очень обнадеживающее явление. Идет постепенное восстановление позиций традиционного Ислама, растет число молодых религиозных лидеров из числа башкир. В последние годы внимание Всемирного Курултая башкир к этому вопросу заметно возросло, поскольку религия является не только фактором сохранения нации, но и институтом, объединяющим народ. В то же время вызывают озабоченность попытки ряда политизированных федеральных средств массовой информации, пытающихся представить всех людей, исповедующих Ислам, в негативном свете, найти даже в нашей мирной республике следы «исламского экстремизма». Подобное отношение нельзя назвать ни объективным, ни цивилизованным, тем более, что Ислам представляет собой такую же историческую реальность, как и Православие.

Говоря об актуальных проблемах башкирского народа, нельзя обойти вниманием вопрос о его социально-экономическом положении. В условиях экономического кризиса, перманентных реформ федерального центра, положение части башкирского населения, особенно проживающего на селе, нельзя назвать удовлетворительным. Считаю необходимым продолжить и усилить работу в этом направлении, рекомендовать обратить внимание органов государственной и муниципальной власти и общественности на эти злободневные проблемы.

Нужно также признать, что по-прежнему слабо идет заполнение башкирами социальных ниш в промышленных и других отраслях экономики, мало башкир среди представителей среднего и малого бизнеса.

Настораживает  факт массовой скупки собственности в районах компактного проживания коренного населения, что постепенно превращается в тенденцию. Плохо идет становление у башкирского народа национального бизнеса, что связано как с ментальными особенностями народа, так и неравномерностью развития социально-профессиональной структуры башкирского общества. Надеюсь, что все эти вопросы будут активно обсуждены на соответствующих секциях Курултая, привлекут внимание специалистов и общественников.

Хотелось бы также заострить ваше внимание на предстоящей в 2010 году. Всероссийской переписи населения.

Нам необходимо серьезно подготовиться к данному мероприятию у себя в республике, не позволить определенным силам политизировать этот вопрос, не допустить искаженного освещения процесса переписи в Башкортостане.

Существуют политические группы, пытающиеся дестабилизировать обстановку внутри республики публикациями в средствах массовой информации недостоверных сведений о возможных фальсификациях. Главное во всех публикациях – обострить отношения между двумя братскими народами и не допустить признания взаимных интересов двух народов в развитии истории.

К сожалению, правоохранительные органы не обращают внимания на действия псевдообщественных организаций и политиков, вольно рассуждающих на указанную проблему.

Башкирский народ — не пристанище для манкуртов и мы не разбрасываемся гордостью быть башкиром.

И поэтому нужно в предельно краткие сроки развернуть активную работу по сотрудничеству с национальными организациями, местными властями, с традиционными семьями, со всеми слоями и группами нашего общества.

Перепись населения – это, прежде всего экономический паспорт населения и для страны, где нет даже федерального ведомства по национальной политике, вопросы национальности формальная процедура и трудно себе представить, что на основе данных результатов непрофессионалы по вопросам национальной политики представят на обсуждение управленческое решение.

Уважаемые делегаты!

Башкирский народ вступает в новую полосу своего исторического развития. Наряду с прошлыми проблемами возникают совершенно другие вызовы, к которым не могут быть равнодушны патриоты своего народа. Наступивший XXI век диктует свои условия, которые мы обязаны принять в расчет и находить адекватные решения. И одним из главных вызовов является вопрос о сохранении национальной государственности на современном этапе истории, проблема незыблемости существующего формата национально-территориальной автономии,  которую наши предки завоевали ценой пролитой крови и своих жизней. Между тем, идеи культурной самоизоляции или радикального сепаратизма никогда не были нашей целью. Заслуги башкирского народа в развитии России как государства, в укреплении ее экономического и культурного потенциала не могут быть поставлены под сомнение. Наши предки всегда оставались верны своей присяге, и менталитет башкирского народа сформировался в результате многовекового общения, взаимодействия с русским народом и другими народами нашей великой страны.

Нам остается надеяться, что у федерального руководства хватит мудрости не совершить ошибок, которые в последствии будет крайне тяжело исправить, хватит дальновидности, чтобы учесть элементарные национальные и культурные интересы этносов евразийской России. В истории башкирского народа были тяжелые времена, но он не был сломлен. Я уверен, что и из нынешнего испытания наш народ выйдет с честью, покажет, как это было не раз в истории, свою истинную силу.

Благодарю за внимание!

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть