12 марта 2010 года в Уфе состоялось расширенное заседание Правительства Республики Башкортостан на тему «Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год».
С основным докладом выступил Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. Ниже публикуем текст его выступления.
"Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
Уважаемые члены правительства и приглашенные!
В 2009 году Республика Башкортостан в числе других регионов страны испытала негативное влияние последствий мирового финансового кризиса. Накопленный в экономике запас прочности, своевременно принятые антикризисные меры позволили значительно смягчить последствия влияния кризисных явлений.
Руководствуясь установками Послания Президента республики, Правительство сконцентрировало свои действия на безусловном выполнении социальных обязательств перед населением и сохранении темпов экономического развития. Чтобы предотвратить развитие событий по неблагоприятному сценарию, в течение года были реализованы меры поддержки отдельных видов экономической деятельности, системообразующих предприятий и предприятий регионального значения, монопрофильных муниципальных образований, малого и среднего бизнеса, повышению устойчивости финансово-бюджетной сферы. По оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, Башкортостан получил более позитивную по сравнению с другими регионами России и Приволжского федерального округа динамику основных показателей и вошел в группу 14 регионов, где антикризисные меры проводятся наиболее успешно.
В числе основных результатов: сохранена устойчивость финансовой системы, в разумных пределах удержаны темпы инфляции, контролируется ситуация на рынке труда, в полном объеме, а по некоторым направлениям и с превышением выполнены социальные обязательства, гарантированные государством.
Большинство предприятий реального сектора экономики в сложных условиях функционирования не только сохранили сложившиеся темпы развития, но даже превысили уровень 2008 года. Сегодня руководители лучших предприятий промышленности, транспорта и связи, аграрного комплекса, сферы услуг получат заслуженные награды из рук Президента нашей республики.
В то же время прошлый год стал своего рода индикатором устойчивости хозяйственного комплекса и выявил серьезные проблемы в отдельных видах экономической деятельности, которые повлияли на общие итоги. На них я остановлюсь более подробно.
В 2009 году объем валового регионального продукта составил 96,5% от уровня 2008 года. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности снизился на 14,4% и составил около 1,4 трлн. рублей против 1,7 трлн. рублей в предыдущем году. Индекс промышленного производства сложился на уровне 96,6%. В целом по России индекс промышленного производства составил 89,2%, в Приволжском федеральном округе – 87,2%.
Примечательно, что индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых составил 104,4%, в том числе в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 103,5%, в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических ресурсов – 110,9%.
За год добыто 12,2 млн. тонн нефти, в том числе на территории республики – 11,4 млн. тонн. На уровне предыдущего года сохранены объемы добычи меди в медном концентрате, золота, цинка в цинковом концентрате.
В обрабатывающей промышленности индекс производства составил 94,5%. Снижение объемов производства отмечалось практически во всех обрабатывающих видах деятельности, за исключением производства кожи, изделий из кожи и производства обуви, производства транспортных средств и оборудования, где индекс составил, соответственно, 107,1% и 100,6%.
Основной объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах – 55,4% - пришелся на предприятия по производству нефтепродуктов.
За год переработано 26,4 млн. тонн нефти или 98,6% к 2008 году. Сокращение объемов первичной переработки углеводородного сырья обусловлено снижением в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Несмотря на многократные заверения руководства данного предприятия об улучшении ситуации, производственные и финансовые показатели за 2009 год демонстрируют обратное. Убыток предприятия составляет треть от общей суммы убытка в республике и почти 40% отрицательного финансового результата в обрабатывающих производствах.
По Уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов объем переработки вырос на 1,9%. Предприятиями химического производства отгружено продукции на сумму 65,5 млрд. рублей, что на 6,5% меньше уровня 2008 года. Неплохие результаты достигнуты в ОАО «ПОЛИЭФ», ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», ОАО «Уфаоргсинтез», а также на фармацевтических предприятиях.
В машиностроительном комплексе относительно благоприятная ситуация складывалась на предприятиях, реализующих государственный оборонный заказ.
В трудной ситуации оказались предприятия, связанные с автопромом и строительной индустрией.
Проблемы российских автогигантов отозвались резким падением объемов производства на Туймазинском заводе автобетоновозов, Нефтекамском автозаводе, Белебеевском заводе «Автонормаль», заводе «Строймаш».
В связи с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием в процедуру банкротства вошли акционерные общества «Гидромаш», «Машиностроительный завод «Искра», «Октябрьская кожевенная мануфактура» и ряд других.
В целях стабилизации ситуации проблемным предприятиям оказывалась финансовая помощь из бюджета республики, в том числе путем приобретения для государственных нужд автобусов, троллейбусов, пожарных автоцистерн и другой техники. На эти цели израсходовано более 1 млрд. рублей бюджетных средств. Мы должны понимать, что возможности бюджетной поддержки ограничены. В связи с этим Минпрому республики необходимо подготовить предложения по оздоровлению финансово-экономической ситуации по каждому проблемному предприятию и внести на рассмотрение заседания Правительства.
Не удалось переломить ситуацию в лесопромышленном комплексе, состояние которого близко к критическому. Сократилось производство пиломатериалов на 11,5%, мебели - на 49,7%, картона - на 9,1%, производство фанеры клееной - на 13,7%, древесностружечных плит - на 30,6%. Не реализовано ни одного проекта по глубокой переработке древесины. Принимаемые Минпромом республики меры до настоящего времени не принесли результатов. Министерству лесного хозяйства необходимо разработать механизм передачи в долгосрочную аренду участков лесного фонда подведомственным государственным унитарным предприятиям, создать мобильные группы по надзору за соблюдением требований лесного законодательства.
Сокращение спроса на товары и услуги, удорожание заемных средств обусловили падение доходов в сфере производства. За 2009 год полученная предприятиями прибыль сократилась на 32,3% и составила 65,4 млрд. рублей. Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций увеличилась с 10% до 16,0%. В результате принятых мер удалось на треть снизить сумму убытка нерентабельно работающих предприятий, тем не менее, она остается значительной и по итогам года составила 12,8 млрд. рублей. Наибольшая сумма убытка приходится на обрабатывающие производства («Салаватнефтеоргсинтез» – 3,8 млрд. рублей, «Полиэф» - 2,3 млрд. рублей). Ряд предприятий перешел из категории прибыльных в убыточные. Так, в ОАО «Салаватстекло» убыток составил 533,2 млн. рублей против прибыли в 2008 году 748,0 млн. рублей.
Сократили прибыль «НОВОЙЛ» - на 54,1%, «УНПЗ» – на 44,8%, «Уфанефтехим» – на 56,4%, «Сода» – на 40,3%, «Каустик» – на 79,1%, «Арматурный завод» – почти в 4 раза.
Из-за уменьшения доходности сумма просроченного долга по заимствованиям возросла в 3,7 раза. Снижение объемов прибыли сказалось и на налоговых поступлениях.
В бюджетную систему в 2009 году собрано налогов и сборов на 10,0% меньше, чем в 2008 году. На 6 млрд. 114 млн. рублей или 68,4% сократились поступления налога на прибыль от предприятий нефтедобычи и нефтепереработки: «АНК «Башнефть», «Уфанефтехим», «НУНПЗ», «УНПЗ». На 1 млрд. 270 млн. рублей или на 74,7% снизились поступления от предприятий: «Белорецкий металлургический комбинат», «Салаватстекло», «Нефтекамский автозавод», «Башкирнефтепродукт», «Селена - Нефтехим». Снижение поступлений налога на доходы физических лиц допустили «Нефтекамский автозавод», «Уфимское УБР», «Белебеевский завод «Автонормаль», «Нефтекамское управление буровых работ», «Туймазинский завод автобетоновозов».
Беспокоит тот факт, что в январе-феврале 2010 года ситуация не претерпела изменений к лучшему. За 2 месяца текущего года сократили отчисления в консолидированный бюджет республики все крупнейшие налогоплательщики: АНК «Башнефть» на 97,1 млн. рублей (с 227,7 млн. руб. до 130,6 млн. руб), ОАО «УНПЗ» на 146,3 млн. рублей, ОАО «Новойл» на 257,6 млн. рублей (с 489,9 млн. рублей до 232,2 млн. рублей), ОАО «Уфанефтехим» на 382,8 млн. рублей (с 700,8 млн. рублей до 317,9 млн. рублей).
«Салаватнефтеоргсинтез» не уплачивал налог на прибыль организаций как в 2009 году, так и за два месяца текущего года.
В причинах снижения налоговых поступлений будем разбираться по каждому предприятию в отдельности. Могу сказать, что далеко не всегда эти причины носят объективный характер.
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан исполнен по доходам в объеме 114,1 млрд. рублей, по расходам – 117,5 млрд. рублей. Республика сохранила свою позицию в десятке регионов-лидеров, обеспечивающих значительную долю налоговых доходов российской казны.
Необходимо в текущем году добиться существенной экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных вложений. Для этого потребуется принять соответствующую республиканскую Программу.
Учитывая предстоящие изменения федерального законодательства, Министерству экономического развития совместно с профильными министерствами и ведомствами необходимо разработать программно-целевой метод организации деятельности органов власти, предусматривающий переход к программному формату составления и утверждения бюджетов. Это позволит сосредоточиться на долгосрочных приоритетах социально-экономического развития республики, в чем мы сегодня остро нуждаемся.
В 2009 году в экономику вложено около 140 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 69% от уровня 2008 года. 24,6% этого объема направлено на развитие предприятий обрабатывающих производств, 10,7% - в сферу добычи полезных ископаемых, 18,0% - на развитие транспорта и связи.
В прошлом году завершено строительство социально значимых для республики новых производств, в том числе первых очередей Уфимского трансформаторного завода и завода по производству керамической плитки. В ОАО «Каустик» введен в действие комплекс «Винилхлорид-Поливинилхлорид», на основе которого впервые в России получен новый продукт – гранулят древесно-полимерного композита – так называемое «жидкое дерево» для строительной индустрии, автомобилестроения и других отраслей. В ОАО «Уфанефтехим» введена установка замедленного коксования. В ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» завершены работы по модернизации установки получения Агидола-1 кристаллического, проведено техническое перевооружение установки получения Агидола-2.
ОАО «Учалинский ГОК» совместно с американской компанией ведет монтаж мельницы стандарта «Vertimils», которая позволит добиться более тонкого измельчения руды в 20 микрон. За счет этого повысится извлечение металлов в концентраты с 75 до 87%. Качество медного концентрата повысится с 16 до 19,5%, а цинкового - с 46 до 50%.
При поддержке Президента республики в ОАО «Нефтекамский автозавод» в содружестве с корпорацией AGCO организовано сборочное производство сельскохозяйственных комбайнов «Челленджер 647». В текущем году мы должны обеспечить локализацию производства не менее 30% на территории республики.
Активная инвестиционная деятельность велась акционерными обществами «Башкирэнерго», «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», «Белорецкий металлургический комбинат», «Фармстандарт-УфаВИТА», ООО «Туймазыстекло».
В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» при участии Управляющей компании «Объединенная двигателестроительная корпорация» планируется организовать производство вертолетных двигателей.
При всем этом важнейшей задачей на сегодня остается обеспечение выхода промышленности на устойчивую динамику роста.
Мы должны взять за правило, что государственная поддержка будет оказываться только эффективным производствам, имеющим реальные планы и программы действий и выпускающим продукцию с хорошей рыночной перспективой.
Агропромышленный комплекс республики, в первую очередь, за счет животноводства обеспечил выпуск продукции сельского хозяйства в объеме более 100 млрд. рублей, что практически соответствует уровню предыдущего года (объем продукции животноводства увеличился на 6,9% и составил 59,9 млрд. рублей).
В растениеводстве не удалось выйти на уровень прошлого года. Собрано в весе после доработки 2,9 млн. тонн зерна, что на 35,3% меньше, чем в 2008 году.
За последние два года объем прямых субсидий сельхозтоваропроизводителей из бюджета республики увеличился почти в три раза и составил в 2009 году 4 млрд. 760 млн. рублей. Кроме того, в прошлом году за счет бюджетных средств приобретено 836 единиц техники для ГУСП МТС "Башкирская" и ГУСП МТС "Зауралье" на сумму 2 млрд. рублей.
В целом, на господдержку АПК выделено в 2009 году более 8 млрд. рублей бюджетных средств (без капитальных вложений и строительства дорог в сельской местности).
Объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса должны соизмеряться с результатами его работы. Большие резервы имеются в повышении эффективности крупнотоварного сектора аграрного производства. Являясь лидерами по производству мяса и молока в стране, мы существенно отстаем по показателям продуктивности в животноводстве от других регионов: по среднесуточным привесам скота находимся во втором десятке, по надоям молока – в четвертом десятке.
Неэффективно пока работают сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные для закупа сельхозпродукции у населения. Перерабатывающими предприятиями в 2009 году закуплено только 8,8 % молока, менее 1% мяса от имеющихся ресурсов личных подсобных хозяйств населения.
Министерству сельского хозяйства совместно с Госкомитетом по предпринимательству и торговле необходимо разработать и запустить пилотный проект в одном, двух сельских районах по организации закупа молока и мяса от населения. Для этого потребуется создать специализированное предприятие, оснащенное современным оборудованием и техникой. К организации закупа сельхозпродукции у населения повсеместно должны быть привлечены субъекты малого предпринимательства.
В прошлом году личным подсобным хозяйствам была оказана господдержка из бюджетов всех уровней в сумме 118 млн. рублей на оплату процентов по полученным кредитам, переданы по лизингу 215 тракторов с полным комплектом прицепного инвентаря (плуги, косилки, прицепы, пресс-подборщики и т.д.) с удешевлением на 60% за счет республиканского бюджета. За год количество тракторов в личных подсобных хозяйствах увеличилось с 24200 до 24756 штук. В текущем году в помощь личным подворьям выделено 200 млн. рублей.
В этом году сельхозтоваропроизводителям выделено 400 млн. рублей бюджетных средств на удешевление стоимости горюче-смазочных материалов, что позволит им увеличить площади посевов и провести весенне-полевые работы в оптимальные агротехнические сроки.
Болезненно отреагировал на кризис строительный сектор. Несмотря на сохранение положительных тенденций в жилищной сфере, бесперебойного финансирования социальной инфраструктуры объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 73,5 млрд. рублей, что на 20% ниже уровня 2008 года.
По состоянию на 1 января 2010 года численность работников строительных организаций составила 84 тыс. человек и снизилась по сравнению с 2008 годом на 15,5%.
В условиях понижения инвестиционной активности, пятикратного сокращения объемов ипотечного кредитования удалось сохранить на уровне предыдущего года объемы жилищного строительства. Построено 2352,0 тыс. кв. м жилья, в том числе 1933,6 тыс.кв.м индивидуального жилья.
В 2009 году в пригородах Уфы начато масштабное строительство малоэтажного жилья. В рамках программы "Свой дом" будет построено около 2 тысяч домов. К реализации названной программы подключаются и другие города и районы республики.
Серьезным барьером в приобретении жилья для работников бюджетной сферы остается высокая цена одного кв. м. жилья. Нам необходимо искать резервы для дальнейшего снижения стоимости жилья.
Значительно ухудшилось финансовое состояние предприятий строительного комплекса. Каждое второе предприятие имеет дебиторскую или кредиторскую задолженность, каждое пятое - убыточно. По объектам социально-культурного назначения объем незавершенного строительства составляет около 30 млрд. рублей.
Как видим, строители не смогли найти адекватные ответы вызовам времени, прежде всего, в вопросах снижения издержек производства и повышения эффективности строительства, наполнения портфеля заказов за счет спроса на внутреннем и внешнем строительных рынках, хотя Правительство республики еще до начала кризиса ставило эти задачи.
Пассивность руководителей строительных организаций, необоснованные ожидания дешевых кредитов и государственных заказов, как минимум, бесперспективны и чреваты серьезными последствиями.
Минстрою республики совместно с Министерством финансов, администрациями городских округов и муниципальных районов необходимо кардинально пересмотреть позицию в инвестиционной сфере и разработать механизмы замещения бюджетного финансирования альтернативными схемами и источниками. Задача заключается в том, чтобы продолжить капитальное строительство за счет долгосрочных негосударственных инвестиций.
Значительная часть подрядных организаций смогла удержаться на плаву благодаря участию республики в освоении средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В 2009 году 8,8 млрд. рублей, в том числе 6,4 млрд. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направлено на реализацию 3 адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и 2 программ по капитальному ремонту многоквартирных домов. За счет средств муниципальных образований и собственников жилых помещений на капитальный ремонт домов израсходовано 1,35 млрд. рублей.
Вместе с тем, объем аварийного жилья на 1 января 2010 года составлял около 220,0 тыс. кв. м. Мы рассчитываем на получение федеральных средств и в текущем году. Но это - не панацея. Для дальнейшего улучшения жилищных условий населения необходимо привлекать в эту сферу средства частных инвесторов. Нет смысла затягивать процесс передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в частные руки.
Расходы консолидированного бюджета республики на строительство объектов социально-культурного и коммунального назначения составили в 2009 году 9,5 млрд. рублей. Возведены и открыты десятки новых школ, дошкольные, больничные, санаторно-поликлинические учреждения, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные комплексы.
На содержание, ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения из бюджета республики выделено 5,4 млрд. рублей. За год введено в эксплуатацию 46,6 км автомобильных дорог и 41 пог. м. мостов, отремонтировано 562 км автомобильных дорог и 298 пог. м. мостов.
Грузооборот по всем видам транспорта составил 189,7 млрд. тонно-км и снизился на 10,0%, пассажирооборот составил 7,6 млрд. пасс. км со снижением на 13,2%. В этом году необходимо завершить реформирование ГУП «Башавтотранс» с целью организации пассажирских перевозок в границах муниципальных образований, как того требует Федеральный закон №131.
Объем доходов, полученных в 2009 году всеми предприятиями связи, превысил 21 млрд. рублей и вырос в фактически действующих ценах на 4,0%.
Использование информационных технологий в республике вышло на качественно новый уровень. Во всех городах велось формирование инфраструктуры доступа – строительство домовых оптических сетей, ввод которых в 2009 году составил 27668 портов. Республика стала одним из первых регионов в России, достигших стопроцентной цифровизации сельской телефонной связи.
Сейчас у нас созданы все базовые элементы, необходимые для построения электронного правительства и оказания услуг в электронном виде.
Не останавливаясь на достигнутом, следует развернуть региональный портал государственных и муниципальных услуг, определить первоочередные государственные услуги и уже в текущем году перевести их в электронный вид.
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2011 года государственные и муниципальные заказчики республики будут обязаны практически весь объем заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг размещать путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Поэтому до конца текущего года перед всеми заказчиками и участниками размещения заказа стоит задача - обеспечить готовность к организации и проведению электронных аукционов.
Следуя установкам Президента республики М.Г.Рахимова, Правительство усилило внимание вопросам качества жизни, адресной социальной поддержки различных слоев населения.
В начале выступления я уже отметил, что в 2009 году социальные обязательства государства выполнены в полном объеме, а по некоторым позициям - с превышением.
Позвольте остановиться на вопросах социальной сферы более детально.
Несмотря на замедление темпов роста, денежные доходы населения имели положительную динамику. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2009 году увеличились на 2,8%. Среднедушевые денежные доходы населения составили 16119,1 рублей и выросли на 13,1%. По соотношению денежных доходов и прожиточного минимума на душу населения республика входит в первую десятку регионов России.
Среднемесячная заработная плата за 2009 год составила 14987,2 рублей, увеличение в номинальном выражении на 7,4%. Следует отметить увеличение доли средней заработной платы по отношению к общереспубликанскому уровню в образовании, здравоохранении, предоставлении коммунальных и социальных услуг, сфере культуры и спорта. Но в отдельных видах экономической деятельности допущено снижение уровня среднемесячной заработной платы: в металлургическом производстве и производстве транспортных средств и оборудования - на 10,5%, в обработке древесины и изделий из дерева – на 10,0%, в строительстве – на 6,8%.
Реальная заработная плата с учетом инфляционных процессов сократилась на 2,7% к уровню 2008 года. Это нездоровый симптом. Мы не будем мириться с тем, что работодатели решают свои проблемы за счет трудящихся, сокращения стоимости рабочей силы. Замораживание уровня заработной платы, равно как и задержки выплаты приводят к сокращению внутреннего спроса, подрывают социальную уверенность людей.
Министерству труда и социальной защиты совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований необходимо оперативно реагировать на негативные тенденции на основе мониторинга динамики заработной платы. Недопустимо, когда предприятия идут по легкому пути – снижают расходы, не обременяя себя поиском новых точек роста.
По государственным и муниципальным учреждениям среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 23%.
Объем просроченной задолженности по заработной плате сложился на начало 2010 года в сумме 17 млн. 563 тыс. рублей, что в расчете на одного работника составило 19536,0 рублей. Вся эта сумма приходится на два вида экономической деятельности: строительство – 59,7% и обрабатывающие производства – 40,3%. Актуальной остается задача взыскания задолженности по заработной плате на основании вступивших в законную силу судебных актов.
Доля работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека, за два года сократилась почти в 3 раза (с 19,7% в апреле 2007 года до 6,9% - в апреле 2009 года). Вместе с тем, высокая доля таких работников сохраняется в сельском хозяйстве (21%).
Территориальными органами Минтруда выявлены нарушения трудового законодательства о минимальном размере оплаты труда (4330 руб.) в 40 муниципальных районах, в том числе в Альшеевском, Аургазинском, Буздякском, Бурзянском, Кармаскалинском, Краснокамском районах. Напомню, что ответственность за данное нарушение четко прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Оборот розничной торговли за год составил 458,9 млрд. рублей и снизился по отношению к 2008 году на 2,0%. В потребительских предпочтениях произошло смещение в пользу более дешевых товаров, в том числе продуктовых.
За год платных услуг населению оказано в объеме 141 млрд. рублей. Из них 76,3% занимали жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные и услуги связи, то есть в основном услуги «обязательного характера», не эластичные к доходам населения.
Снижению напряженности на рынке труда способствовали мероприятия программы занятости населения. Расходы на ее реализацию составили 1,94 млрд. рублей, включая федеральные субвенции. На реализацию программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда израсходовано 781,2 млн. рублей. Всего за 2009 год трудоустроено 113,4 тыс. человек. Финансовую поддержку на организацию предпринимательской деятельности из бюджета республики получили 1159 граждан.
Потребность организаций в работниках на начало 2010 года составила 12,7 тыс. человек против 10,5 тыс. человек на начало 2009 года. При этом коэффициент напряженности на рынке труда остается высоким и составляет 3,6.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан увеличилась за год на 13,5 тыс. человек и на 1 января 2010 года составила 43,9 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1% экономически активного населения.
Поддержка развития малого и среднего бизнеса в 2009 году стала важной составляющей антикризисной программы. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось за год на 7,6% и составило 125,0 тыс. В этой сфере трудится около 330 тыс. человек или каждый четвертый из числа занятых в экономике. Суммарный оборот малых и средних предприятий составляет четвертую часть республиканского оборота.
На государственную поддержку предпринимательства в 2009 году было выделено 1,8 млрд. рублей, что в 20 раз больше, чем в 2008 году. Финансовая поддержка оказана более тысяча ста субъектам малого и среднего предпринимательства.
На субсидирование начальной стадии становления бизнеса (по программе старт-ап) из бюджетов разных уровней выделено 116 млн. рублей.
Поддержку получили 406 субъектов малого предпринимательства, со средним объемом финансирования в расчете на одного получателя – 286 тысяч рублей. Более 230 млн. рублей выделено на субсидирование ранее понесенных затрат 184 субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году предприниматели начали получать микрозаймы под поручительство крупных промышленных предприятий. Выдано 5,4 млн. рублей под поручительство ОАО «УЗЭМИК».
Много было разговоров о том, что полиэфирный комплекс в г. Благовещенске станет площадкой для развития целого ряда малых предприятий. Но Министерство промышленности и Госкомитет по предпринимательству и торговле так и не сумели организовать данный процесс.
В целях развития инфраструктуры венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере», актив которого составляет 400 млн.рублей.
Финансирование проектов в области инновационного развития планируется также за счет активов Башкирской венчурной компании, уставный капитал которой сформирован из государственных пакетов акций предприятий республики в сумме более 9 млрд. рублей. В этом году Министерству земельных и имущественных отношений следует начать реальное финансирование проектов, находящихся на завершающей стадии, из средств венчурной компании.
Как видим, малому и среднему бизнесу оказана существенная помощь, но оценивать эффективность освоения средств еще преждевременно. Хотя по ряду муниципальных образований определенные оценки уже складываются. Судя по количеству заявлений на субсидирование, предприниматели отдельных городов и районов за весь год не запросили ни рубля или подали единичные заявления. Это свидетельствует о недостаточной информационной и организационной работе администраций муниципальных образований в части поддержки малого бизнеса. Более конструктивную позицию следует занимать и Госкомитету по предпринимательству и торговле, не ограничиваясь ролью статиста и распределителя бюджетных средств.
В 2009 году, впервые за 16 лет, рождаемость превысила смертность на 2,3 тыс. человек. Прирост населения с учетом положительного сальдо миграции составил 8,5 тыс. человек.
В социальной политике обеспечено сохранение базовых гарантий и жизненного уровня многодетных и малоимущих семей, граждан старшего поколения и инвалидов. В республике начато предоставление многодетным семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В 2009 году на указанные цели выделен из бюджета республики 61 млн.рублей, улучшили жилищные условия 28 многодетных семей. Выплачено ежемесячное пособие на ребенка в сумме 732,0 млн. рублей. Общий объем дополнительных видов пособий отдельным категориям многодетных семей, семьям, проживающим в сельской местности, при рождении ребенка, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом составил 226,0 млн. рублей.
В рамках республиканской Программы социальной поддержки населения 85,4 тыс. человек получили социальные пособия и 17 тыс.чел. единовременную материальную помощь на сумму 157,6 млн. рублей. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами предоставлены 82 тысячам семей на общую сумму 562,3 млн. рублей. Средний ежемесячный размер субсидии на одну семью составил 860 рублей.
В 2009 году общее число зарегистрированных преступлений сократилось на 3,2% и составило 75,5 тыс. Количество преступлений в расчете на 10 тыс. населения в республике ниже, чем в Приволжском Федеральном округе и по России.
Несмотря на снижение преступности среди несовершеннолетних, участились факты ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, случаи суицида. В 2009 году покончили жизнь самоубийством 2250 человек, из них 62% – в состоянии алкогольного опьянения. Это – тревожный сигнал для органов государственной власти и местного самоуправления, всего общества. Администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо проанализировать причины смертности, вести конкретную работу с неблагополучными семьями, задействовать в профилактическую работу сотрудников правоохранительных органов, педагогов, врачей, психологов, работников культуры, и общими усилиями переломить ситуацию к лучшему.
Основа хозяйственной и социальной деятельности сосредоточена в муниципальных образованиях. Администрации городов и районов, населенных пунктов работают напрямую с населением, трудовыми коллективами. Поэтому в республике большое внимание уделяется развитию местного самоуправления.
В рамках оптимизации бюджетных расходов в 2009 году 389 бюджетных учреждений реорганизованы в автономные учреждения.
Планы мероприятий по реструктуризации бюджетной сети на 2009 год выполнили в полном объеме все 63 муниципальных образования. Реструктуризация сети учреждений продолжается и в текущем году, что будет способствовать дальнейшему сокращению неэффективных расходов и развитию конкурентной среды в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Более 80 процентов неэффективных расходов местных бюджетов приходится на образование, общая сумма которых в 2009 году превысила 5 млрд. рублей.
Реализация планов по оптимизации сети общеобразовательных учреждений за 2007-2009 годы позволила увеличить количество учителей к административно-управленческому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу с соотношения 50 на 50 до 55 на 45 (при нормативе 65 на 35), а высвободившиеся средства направить на оплату труда работников общеобразовательных учреждений и обеспечить рост их среднемесячной номинальной заработной платы в 1,6 раза.
За 2009 год неэффективные расходы в образовании снизились на 643,6 млн. рублей, или на 11,1 процента.
Общий объем финансирования сферы здравоохранения в 2009 году составил 25 млрд.рублей, что на 5% больше уровня 2008 года. Фактические расходы на 1 жителя республики возросли на 23% и достигли 6162 рублей. Тем не менее, это на 19% ниже рекомендуемого федерального норматива. По обеспеченности врачами - узкими специалистами мы отстаем от среднероссийского показателя (по России – 18, в республике – 16). Это говорит о том, что администрации муниципальных районов и городов совместно с Министерством здравоохранения не принимают достаточных мер по закреплению молодых специалистов на местах. Мало того, за прошлый год администрациями районов отказано в приеме на работу 35 целевым выпускникам медицинского университета.
Начиная с 2009 года в республике проводится ежеквартальный мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Результаты оценки позволяют фокусировать внимание на наиболее острых проблемах, формировать перечень мероприятий по повышению качества и объема услуг, предоставляемых населению.
В этой связи акцентирую ваше внимание на вопросе энергосбережения. Правительством России поставлена задача снижения энергопотребления в бюджетной сфере в течение ближайших пяти лет на 15%. Введен и дополнительный показатель оценки эффективности органов местного самоуправления - «Снижение потребления электроэнергии к соответствующему периоду прошлого года, в процентах».
Считаем целесообразным разработать комплексные программы социально-экономического развития во всех 63 территориях республики на 2011-2015 годы, поскольку названный период соответствует второму этапу реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
2009 год прошел в соответствии с Указом Президента республики как Год поддержки и развития молодежных инициатив. В этой сфере достигнуты конкретные результаты, о чем мы подробно отчитались в декабре прошлого года. Государственная поддержка подрастающего поколения во всех ее начинаниях будет продолжена.
Республика располагает большими возможностями для развития инфраструктуры туризма. В настоящее время в муниципальных районах Бурзянский, Гафурийский, Абзелиловский, Зилаирский, Мелеузовский, Архангельский, Кугарчинский выделены туристско-рекреационные зоны. В ближайшее время силами ГУП «Управление малоэтажным строительством» будут поставлены 10-15 объектов для организации типовой туристической стоянки в Бурзянском районе.
В 2009 году благодаря финансовым возможностям республики 16192 наших спортсмена приняли участие в 354 всероссийских и международных соревнованиях и удостоились 1067 медалей, том числе на чемпионатах мира – 106, Европы – 78. На Олимпийских играх в Ванкувере приняли участие 11 спортсменов республики, еще 4 спортсмена - на Паралимпийских играх.
У нас много незадействованных резервов в развитии массового спорта. Созданная материально-техническая база спорта позволяет открыть десятки и сотни спортивных кружков и секций, системно и на качественном уровне проводить соревнования по различным видам спорта.
2010 год для нашей страны особенный. Это год празднования 65-й годовщины Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Республиканским законодательством установлены и выплачиваются существенные доплаты к пенсиям ветеранов, в прошедшем году их получили почти 15 тыс. граждан на общую сумму свыше 76 млн. рублей.
Под особым контролем находится вопрос обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны. В 2009 году жилищные условия улучшили 393 ветерана, в январе, феврале 2010 года - еще 36 ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Наш священный долг – сделать все возможное, чтобы окружить вниманием и заботой каждого ветерана и достойно провести великий праздник.
2010 год объявлен Годом Республики, в рамках которого мы должны осмыслить путь, пройденный за годы коренных преобразований. Значимым событием года станет проведение ІII Всемирного курултая башкир, подготовка которого вступила в завершающую фазу. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося ученого и общественного деятеля Ахмет-Заки Валиди Тогана.
Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
Из объективного анализа итогов 2009 года следует, что хозяйственный комплекс республики выдержал испытание на прочность и жизнеспособность, сохранил потенциал для обновления.
Главные задачи развития нашей республики в 2010 году, изложенные в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию – Курултаю "Дальнейшая модернизация Башкортостана – путь к благополучию и процветанию в 21-м веке", приняты Правительством к исполнению в формате Комплексной ежегодной Программы и потребуют максимальной концентрации экономических, финансовых, административно-правовых и кадровых ресурсов.
Позвольте выразить уверенность в том, что ответственное и продуктивное участие всех уровней государственной власти и местного самоуправления в реализации поставленных Президентом задач послужит успешному развитию Республики Башкортостан.