Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.87 ↓

EUR 68.69 ↓

7 декабря Среда

Уфа   °

"Эффективное местное самоуправление как фактор дальнейшего развития Республики Башкортостан"

18 января 2010 года в Уфе начал работу семинар глав администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан «Эффективное местное самоуправление как фактор дальнейшего развития республики».

С докладом на открывшемся форуме выступил Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Далее приводим текст выступления главы региона.

"Уважаемые участники семинара!

Мы с вами собрались на наш традиционный семинар в самом начале наступившего 2010 года. И это – серьезный, значимый момент в нашей совместной работе.

Этот год должен стать во многом переломным в преодолении кризисных явлений и создании основ для дальнейшего уверенного социально-экономического роста. Он у нас объявлен как Год республики, и есть возможность глубоко осмыслить путь,  пройденный за два десятилетия преобразований. А также – стратегию дальнейшего нашего развития.

За нашими плечами – непростые, но весьма плодотворные годы, годы напряженного созидания. Нам многое удалось достичь благодаря эффективной системе управления, целенаправленной государственной политике. Отработаны формы совершенствования вертикали власти, местного самоуправления. Большое внимание уделяется кадровой политике, что недавно мы обстоятельно обсудили на Президентском Совете. Думается, внимание к кадрам в городах и районах было наиболее весомым звеном в нашей стратегии управления.

Напомню, у нас сложилась хорошая традиция выездных августовских педсоветов, когда на примере нескольких регионов наши руководители могут анализировать перспективы развития системы образования. За эти годы десятки районов и городов серьезно продвинулись в укреплении материально-технической базы своих школ.

То же самое можно сказать о медицине. Ежегодные выездные заседания Совета республики по здравоохранению стали эффективной формой обсуждения задач в области здравоохранения, важнейшим инструментом укрепления материально-технической базы наших лечебных учреждений не только в столице, но и в десятках  городов и районов.

В результате, уже многие годы мы сохраняем лидерство в строительстве объектов здравоохранения и образования, как ключевом направлении социальной политики.»

Но среди названных форм работы хочу отметить еще одну. Это выездные семинары глав администраций, последовательно охватившие всю территорию республики. Подготовка к ним всегда была серьезным этапом в благоустройстве все новых городов и районов, в подтягивании их экономики и социальной сферы к лучшим образцам, в обмене опытом работы. Наши руководители смогли последовательно ознакомиться со всеми экономическими зонами республики.

Если вспомнить, то на семинарах у нас выступали и руководители республики, и сами главы администраций, и крупные ученые, специалисты, включая представителей федерального центра.

Отрадно, что эти формы работы стали по-настоящему традиционными. Их актуальность значительно возросла в связи с последовательным совершенствованием нашей системы местного самоуправления. В этой сфере проделана огромная работа по подготовке действенной нормативно-правовой базы, распределению полномочий, определению границ и оптимизации размеров муниципальных образований. Особо хочу выделить меры по повышению квалификации кадров муниципальных служащих. И в этих вопросах мы признанно находимся на уровне лучших регионов страны.

Но было бы принципиальной ошибкой считать, что у нас в этой сфере все вопросы решены должным образом. Тем более, что требования к развитию системы местного самоуправления непрерывно ужесточаются.

Я понимаю, что не все зависит от вас. Многие полномочия местного самоуправления пока не подкреплены достаточными финансовыми ресурсами. Но, согласитесь, есть тенденции, которые всецело зависят от самих муниципалитетов, и они не могут не тревожить. Разве секрет, что большинство обращений к руководству страны фактически местного значения! Хотелось бы напомнить недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».

Основные вопросы, а нередко и претензии вышестоящих органов,  приходятся на исполнение следующих полномочий  местного самоуправления:

– обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений;

– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

– организация в границах поселения электро-, тепло-,  газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.

Сеть автомобильных дорог является одним из важнейших элементов успешного функционирования и устойчивого развития района. Она оказывает огромное влияние на стабилизацию и подъем экономики, повышение уровня и улучшение условий жизни населения, эффективное использование трудовых, природных, производственных и инвестиционных ресурсов.

Плохое состояние отдельных участков автодорожной сети – это фактор, сдерживающий развитие экономики района. Здесь нужно повседневное внимание. Необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на цели модернизации, реконструкции, технического обслуживания, а также сохранения и развития сети автомобильных дорог общего пользования.

Кроме этого, необходимо отметить, что есть еще административные правонарушения, которые говорят о недостаточной подготовленности и дисциплинированности отдельных глав. Это – несвоевременное представление налоговых деклараций, ошибки в регистрации и обнародовании муниципальных правовых актов.

Вообще, большой проблемой в деятельности органов местного самоуправления является недооценка правовой работы. Понятно, что среди глав администраций  большинство с техническим, сельскохозяйственным, медицинским и педагогическим образованием. Они имеют большой опыт практической работы, но у многих юридическая подготовка пока недостаточная. Это отражается не только на принятии решений, но и на качестве издаваемых муниципальных нормативных актов. Увеличение интенсивности нормотворческой деятельности органов местного самоуправления обостряет проблему соблюдения требований к муниципальным нормативным правовым актам.

Зачастую они не соответствуют законодательству, противоречат ему и нарушают права и свободы граждан. Проводимой нами работы здесь уже недостаточно. Хотелось бы, чтоб обучение кадров проводилось и на уровне муниципальных образований. Чтобы муниципальные районы и городские округа самостоятельно работали в этом направлении, а не только ждали обучения «сверху».

Кроме того, хотелось бы высказать идею о создании определенной государственной структуры, которая бы помогала муниципалитетам в осуществлении ими нормотворчества.

Так, в ходе судебных разбирательств выявились некоторые негативные тенденции в складывающейся практике рассмотрения судами различных инстанций дел, затрагивающих интересы муниципальных образований. На сегодняшний день многочисленная судебная практика свидетельствует о понуждении органов местного самоуправления со стороны органов прокуратуры к принятию мер по постановке на учет бесхозных объектов (как, например, скотомогильников). При этом не учитывается вид имущества, которое может находиться на том или ином уровне публичной власти в соответствии с законодательством.

У муниципальных образований часто возникают проблемы при решении вопроса местного значения, таких как  организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. С целью улучшения состояния законности в рассматриваемой сфере необходимо решить вопросы обеспечения эффективной работы государственных контролирующих органов, неукоснительного исполнения органами местного самоуправления своих обязанностей в этой области.

Нужно обеспечивать и финансовую основу для реализации муниципальными образованиями, особенно сельскими поселениями, своих полномочий в данной сфере. Ситуация остается сложной также вследствие недостатка квалифицированных кадров и их заинтересованности в результатах своего труда.

Вызывают беспокойство и такие проблемы, как отсутствие соответствующих коммунальных служб, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и специального транспорта для вывоза этого мусора. Сохраняется и неопределенность мест складирования и хранения отходов между некоторыми селениями. И, как следствие – многочисленные несанкционированные свалки, неблагоприятная экологическая обстановка.

Уважаемые товарищи!

Сегодня главное, чтобы местное самоуправление опиралось на прочную экономику, на развитое современное производство товаров и услуг. И здесь делается далеко не всё, что в ваших силах, хотя руководство республики, наши финансовые органы максимально идут вам навстречу.

На местах надо более настойчиво и продуманно использовать землю и имущество, укреплять налогооблагаемую базу, действительно поддерживать малое и среднее предпринимательство. На самом же деле предпринимателям приходится преодолевать десятки искусственных препятствий, выбивать разрешения, и далеко не у всех хватает терпения и сил начать свое дело. В этой сфере мы несем наибольшие потери!

Те реальные возможности, которые есть в городах и районах, в условиях кризиса используются неэффективно, недостаточно энергично.

Развитие муниципальных образований определяется развитием предпринимательства, в том числе малого. Решение любых задач, стоячих перед муниципалитетами, – проблемы эффективной занятости, повышения его благосостояния, развитие сети услуг, оказание социальной помощи нуждающимся и многие другие – достигается, в первую очередь, за счет предпринимательства. Следовательно, и государство, и местное самоуправление не только должны быть заинтересовано в его развитии, но и содействовать этому процессу.

Задача муниципалитетов – оградить предпринимателей от недобросовестной конкуренции, строго требовать соблюдения законов о монополизме. Необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые наиболее предпочтительны для данной территории.

Местные органы власти, регистрирующие новые предприятия по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс, чтобы предприниматели, внедряющие новые формы хозяйствования, наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач.

Нынешний год показал, что развитие даже базовых отраслей хозяйства в районах довольно уязвимо. На богатейших угодьях, с большими запасами всякого сырья, с хорошими трудовыми ресурсами сплошь и рядом не хватает именно предприимчивости, хватки, активности. Особенно это касается использования возможностей личных подворий, развития перерабатывающих отраслей, традиционных ремесел и производств, сферы услуг на селе. Хотя заметьте, о некоторых дополнительных, даже традиционных для края направлениях работы на селе мы говорим годами!  

Можно утверждать, что кризисные явления стали своего рода суровым предупреждением, что по старому действовать, медленно раскачиваться больше не допустимо. Нельзя же вместе со всей страной надеяться только на благоприятную стоимость барреля нефти! Задачи, которые зависят от вас, надо решать четко и целеустремленно, в интересах людей.  

Поэтому убежден, что главы администраций должны постоянно учиться, расширять свой кругозор. Это обстоятельство теперь усиливается по ряду причин.

Первое. Растет количество новых нормативно-правовых документов. Только за последние месяцы приняты десятки новых законов, указов и постановлений.  Все они должны быть вам известны и строго соблюдаться.

Второе. Перед регионами, органами местного самоуправления  ставятся новые серьезные задачи – как в экономике, так и в социальной сфере. Послание Президента страны проникнуто идеей одной ключевой задачи – модернизация.

После нынешнего мирового финансового кризиса уже невозможно развиваться по старому, и, думается, в национальной экономике России неизбежные большие перемены. Они отвечают стратегическому курсу нашей республики, и в них мы должны принять самое активное участие.

Преобразования уже начались. Меняется система госзаказов, некоторые крупные предприятия получают инвестиции на развитие. Неизбежные структурные, организационные изменения.

К числу острых проблем также следует отнести недостаточно эффективное информационное обеспечение реформы местного самоуправления и доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Информация о деятельности органов местного самоуправления должна быть открытой, прозрачной и доступной для всех. Многие услуги следует оказывать через электронные формы.

Но, к сожалению, до сих пор не все муниципальные образования имеют свои сайты. Информационные технологии должны быть в кратчайшие сроки внедрены в российскую сельскую действительность. Только тогда возможно быстрее и лучше оценивать ситуацию и принимать верные решения.

Третье, и об этом хочу сказать подробнее, поскольку это наиболее мощный и доступный ресурс развития. Имею в виду передовой опыт, накопленный самими регионами. Одно только восприятие, распространение и внедрение всего лучшего, что есть в наших городах и регионах, позволило бы существенно улучшить развитие производства, инфраструктуры экономики, выполнение социальных программ.

Посмотрите, как высоко по стране оценена эффективность  «Социальной карты» нашей республике! А ведь это только один из многих проектов, реализуемых нами.

Недопустимо, когда два примерно равных соседних региона, практически в одинаковых условиях хозяйствования резко отличаются по социально-экономическим показателям. Это сигнал о больших, упускаемых резервах развития.  

Приведу примеры, не называя пока конкретных городов и районов. Так, по отгрузке товаров собственного производства по всем видам экономической деятельности в темпах роста за 11 месяцев прошлого года к соответствующему периоду 2008 года  – разница среди районов и городов от 147,3% до 61,4%; по индексу промышленного производства – от 135,3% до 52,7%!

По введенному жилью в темпах роста различия особенно велики – от 210% до 31,9%!  То же – по среднемесячной заработной плате на крупных и средних предприятиях – от 152,8% до 91,5%.  

Такой важный показатель, как уровень безработицы на 1 декабря при среднем по республике  1,91%, по городам и районам колеблется от 0,65% до 3,38%! Это значит – более, чем в пять раз!

Наконец, такой суммарный показатель, как обеспеченность расходов местного бюджета собственными доходами: за 11 месяцев в среднем по республике –  43,2%, а по городам и районам колеблется от 57,5% до всего 16,4%! При этом собираемость жилищно-коммунальных платежей в одних местностях превышает 103,2%, в других – только около 82,3%. И здесь вам есть, над чем подумать!

Поэтому, организуя семинары, мы стремимся выравнивать ваши показатели и достижения, сделать наиболее интересные начинания регионов и городов общим достоянием. Каждая территория может внести что-то свое в общую копилку, показать пример, научить и научиться чему-то.

Убежден, наши семинары должны становиться подлинными школами передового опыта! Эту традицию еще советских времен надо возрождать и сохранять, как и другие полезные формы работы.

Сегодня вам предлагается большой политико-правовой блок занятий, где будут лекции ученых, специалистов и руководителей, практикумы по вопросам местного самоуправления. С основным докладом по этой проблеме выступит Председатель Государственного Собрания- Курултая республики Константин Борисович Толкачев.  

Завтра предстоят теоретические и практические занятия по крупному экономическому блоку, который будет вести Премьер-министр Правительства Раиль Салихович Сарбаев.

На третий день работы под руководством первого заместителя Премьер-министра Правительства Шамиля Хуснулловича Вахитова планируется подробно рассмотреть один из ключевых вопросов – эффективное управление земельно-имущественным комплексом. Будут одновременно проведены три круглых стола по темам, имеющим важнейшее значение для дальнейшего развития системы самоуправления в республике.

Отдельный день работы посвящен социальным вопросам, с докладами заместителей Премьер-министра Правительства Фидуса Аглямовича Ямалтдинова, Ильдуса Губайдулловича Илишева, Председателя Федерации профсоюзов Амирхана Миркадамовича Самирханова и другими занятиями.

Секретарем межведомственного совета безопасности Александром Ивановичем Шабрином будет организован блок занятий по проблеме «Общество, безопасность, взаимодействие с органами прокуратуры, МВД и МЧС».

Наконец, в завершающий день Руководитель Администрации Президента Николай Андреевич Курапов проведет с вами блок занятий по информационно-кадровым вопросам, подготовке и проведению избирательных кампаний, Всероссийской переписи населения. Все эти задачи представляют для нас огромную актуальность и важность. Сразу скажу, вместе с БАГСУ и другими вузами вы должны обсуждать и решать вопросы надлежащего кадрового обеспечения информационных технологий, как того настоятельно требует сейчас Федеральный центр.

В заключение семинара, для проверки будет проводиться тестирование, затем вам вручат удостоверения о завершении краткосрочных курсов повышения квалификации.

Как видите, предстоит большая, обстоятельная работа. Соответствующая программа, подготовленные нашими службами раздаточные материалы у вас на руках. Семинар намечается содержательный, насыщенный и, надеюсь, станет полезным для каждого из вас!

Желаю вам всем успешно поработать, и  немного, по возможности, отдохнуть.

Благодарю за внимание".

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть