Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

УФАС по РБ займется расследованием картелей

Сложный в экономическом плане прошлый год дал толчок развитию законодательной базы страны, считает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Зульфира Акбашева. Российские законы все больше идут по пути прозрачности и открытости, интегрируясь в европейские. О том, как отразится этот процесс на деятельности...

Сложный в экономическом плане прошлый год дал толчок развитию законодательной базы страны, считает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Зульфира Акбашева. Российские законы все больше идут по пути прозрачности и открытости, интегрируясь в европейские. О том, как отразится этот процесс на деятельности вверенного ей ведомства, Зульфира Хабибулловна рассказала сегодня на пресс-конференции в информационном агентстве "Башинформ".

Как известно, 11 января этого года Правительство России внесло на обсуждение в Госдуму проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции". Положения, предлагаемые проектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. Особенно, в части применения к государственным и муниципальным служащим мер административной ответственности в виде дисквалификации, а также установления ответственности должностных лиц.

В том, что законы становятся более прозрачными, антимонопольщики убедились еще в прошлом году. Объем работы управления за 2008 год превысил предыдущий в два с лишним раза. По признакам нарушения антимонопольного законодательства, законов о естественных монополиях, рекламе, размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, административных правонарушений было возбуждено и рассмотрено 1413 дел (в 2007 году — 738). Примечательно, что это не гонка за количеством. Рост числа обращений вызван изменением отношения государства к бизнесу. Последний почувствовал, что ему пошли навстречу.

Управление продолжало контролировать, так сказать, экономическую концентрацию на товарных и финансовых рынках. В этом разделе было рассмотрено 2240 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по данным на 1 января, включено 169 хозсубъектов. Проведен анализ состояния конкурентной среды на 20 товарных рынках, рассмотрено более 650 обращений граждан. Антимонопольщики участвовали в двухстах с лишним заседаниях судов различных инстанций.

Зульфира Акбашева более подробно рассказала о возбуждении и рассмотрении 421 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Из этого количества по инициативе управления заведено 67 процентов дел. Между прочим, нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения. В отраслевом разрезе по-прежнему преобладают дела по фактам нарушений при проведении операций с недвижимым имуществом, в том числе и по предоставлению земельных участков.

Еще одно из распространенных нарушений — злоупотребление доминирующим положением. По этой статье возбуждено и рассмотрено 33 дела. Среди выявленных фактов наиболее характерны — навязывание невыгодных условий договора, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, нарушение порядка ценообразования.

В разговоре с журналистами были затронуты и реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, и установление на этом рынке новых правовых взаимоотношений между субъектами. Неурегулированность в этих сферах стала причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике. Антимонопольный орган в прошлом году 132 раза проверил деятельность хозяйствующих субъектов, которые занимаются куплей-продажей и передачей электроэнергии по своим сетям. В результате проверок было установлено, что 73 хозсубъекта отказались от своей деятельности в пользу гарантирующего поставщика, а 54 — формально соблюдают запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике. То есть отпускаемый каждый месяц объем электрической энергии не превышает объем ежемесячного собственного потребления. При этом поставщиками не взимается плата за транспортировку электроэнергии.

Вопиющим фактом недобросовестной конкуренции руководитель УФАС по РБ считает навязывание невыгодных условий по оплате коммунальных услуг. При этом, в частности, субъектам малого бизнеса часто угрожают отключением энергоустановок.

Одно из приоритетных направлений деятельности управления  — выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий госорганов и хозяйствующих субъектов. В прошлом году по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий рассмотрено 6 дел, по выявленным фактам согласованных действий госорганов — 80.

41 нарушение антимонольный орган выявил при осуществлении контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций.

Как сказала Зульфира Акбашева, основная форма недобросовестной конкуренции — введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей. В 2008 году по таким фактам возбуждено 11 дел.

Конечно, представителей средств массовой информации интересовали дела, связанные с нарушением законодательства о рекламе. После рассмотрения 225 дел было выдано 97 предписаний о прекращении таких нарушений. В основном они касались распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, медицинских услуг, несоблюдения общих требований при рекламе финансовых услуг. Еще в 2007 году в Башкортостанском УФАС был образован Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. В его состав вошли представители государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалисты в отдельных областях знаний. В 2008 году на заседаниях Совета обсуждалось использование в рекламе различных товаров образов полуобнаженных женщин и мужчин, в рекламе компьютерной и бытовой техники всемирно известных произведений искусства.

Среди задач на текущий год руководитель антимонопольного органа назвала усиление работы по контролю за антиконкурентными действиями органов власти, разработку эффективного закона о естественных монополиях и активизацию расследований картелей совместно с правоохранительными органами.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Марият Артюхова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть