Сегодня отмечается 15-летие принятия Конституции Республики
Башкортостан. Агентство "Башинформ" публикует статью председателя
Конституционного суда Республики Башкортостан Ильдуса Адигамова,
посвященную этой знаменательной дате:
"В этом году исполняется пятнадцать лет со дня принятия Конституции
Республики Башкортостан 1993 года.
Ее подготовка проходила в острой общественно-политической
ситуации, сложившейся тогда в стране, - октябрьский кризис 1993 года,
роспуск Верховного Совета Российской Федерации, обстрел и штурм
"Белого дома" в Москве. Но этот неблагоприятный исторический фон не
остановил работу и не помешал принятию Конституции республики. Почти
одновременно с Россией, с разницей всего в две недели, 24 декабря 1993 года
депутаты Верховного Совета приняли новую Конституцию, в которой
республика была провозглашена суверенным демократическим правовым
государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и
интересы всего многонационального народа.
С высоты сегодняшних дней стали очевидными фундаментальность
норм Конституции Республики Башкортостан и большой, рассчитанный на
длительное время, ее потенциал. Не будет преувеличением сказать, что
политическая стабильность и межнациональное согласие в Башкортостане,
позитивные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве - все это
результат реализации положений Основного закона республики.
Конституция закрепила международные стандарты в области прав и свобод
человека и гражданина, принципы правового государства, установила новую
систему республиканских органов власти, в основу которой положен
принцип разделения властей.
Как известно, стабильность Конституции - основа стабильности
политического и государственного строя особенно в переходные периоды,
связанные с коренными преобразованиями в политической системе и
экономической инфраструктуре. Во всей мировой практике принципиальные
изменения Конституции - явления чрезвычайные. Например, в Конституцию
США за 200 лет ее существования внесено лишь 27 поправок. И это не
случайность, так как в этом главном для страны законе содержатся
основополагающие для общества "правила игры", рассчитанные на
десятилетия.
Вместе с тем, жизнь не стоит на месте, общество развивается, меняется
реальность. Появляется необходимость корректировки и конституционных
норм. Наглядным примером тому служат инициированные Президентом
страны Д.А.Медведевым недавние поправки в главу 9 Конституции
Российской Федерации, касающиеся, в частности, увеличения срока
полномочий Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы России.
Сказанное в полной мере относится и к Конституции Республики
Башкортостан. К концу 90-х годов стало очевидно, что некоторые положения
нашей Конституции требуют уточнения и развития. В частности, требовал
решения вопрос о различиях между текстами Конституции и подписанного в
1994 году Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о
разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Башкортостан.
В феврале 2000 года в Башкортостане по инициативе Президента
Республики Башкортостан, задолго до начала "кампании" по приведению
норм конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие
с изменившимся федеральным законодательством, была создана
согласительная комиссия, которая начала работу по поиску "точек
соприкосновения" в законодательной сфере. В мае того же года Президент
России Владимир Путин в письме, направленном Государственному
Собранию республики, сформулировал свои рекомендации по
совершенствованию Конституции Башкортостана. С их учетом комиссия
разработала изменения и дополнения в Основной закон Республики
Башкортостан. 3 ноября 2000 года этот законопроект был единогласно
принят депутатами республиканского парламента в виде новой редакции
Конституции Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов тогда отметил: "У
нас принята не новая Конституция, а внесены изменения и дополнения в
Основной закон Республики Башкортостан 1993 года. Внося изменения в
Конституцию, мы исходили из того, что в условиях динамичного
реформирования всех сфер общественной жизни, включая обновление
федеративных отношений, устаревшие положения Конституции могут стать
тормозом в осуществлении преобразований. А с учетом наметившейся в
последнее время тенденции укрепления вертикали власти в стране такие
положения могут привести к ничем не оправданному нарастанию
напряженности во взаимоотношениях с центром. Так что необходимость
обновления Конституции подсказана самой жизнью, интересами республики
и ее граждан".
Принципиально важным является то, что в Конституцию новой
редакции в качестве части I был включен Договор Российской Федерации и
Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном
делегировании полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики
Башкортостан", названный в письме Президента Российской Федерации В.В.
Путина главным документом, характеризующим взаимоотношения России
и Башкортостана. Более четко были очерчены права Башкортостана во
внешнеэкономической деятельности, подверглись корректировке статьи,
касающиеся вопросов гражданства, судебной системы, местного
самоуправления, прав и свобод граждан. При этом были сохранены основные
положения, затрагивающие интересы многонационального народа
Башкортостана. Всего в текст Конституции Республики Башкортостан было
внесено более ста поправок.
Следующий этап в обновлении Конституции Республики
Башкортостан приходится на 2002 год. Необходимость пересмотра
конституционных норм в этот период была вызвана дальнейшим развитием
федерального законодательства, процессом укрепления государственной
власти, изменением принципов формирования органов государственной
власти, совершенствованием системы местного самоуправления. Жизнь
потребовала глубокого осмысления новых реалий в развитии как
Российского федеративного государства, так и Республики Башкортостан,
учета положительного опыта государственного и правового строительства.
Это означало, что необходимо не просто вносить отдельные изменения и
корректировки в наше законодательство, а провести конституционную
реформу. Главными ее приоритетами стали: преемственность в развитии
Конституции при условии сохранения всех важнейших достижений
государственно-правового развития; комплексный, системный характер
Основного закона республики; укрепление единого правового пространства
страны; повышение эффективности деятельности органов государственной
власти, роли парламента, создание новой схемы исполнительной власти
республики.
В ходе конституционной реформы были учтены и пожелания
федерального центра по основным положениям, касающимся
государственно-правового статуса республики, и всем спорным вопросам о
предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов. В частности, это
вопрос о суверенитете. Несмотря на отказ от употребления самого этого
термина, была введена конституционная формулировка о том, что
Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти
вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения России и Республики
Башкортостан, связанное с новым понятием - "государственность
Республики Башкортостан". Как государство в составе Российской
Федерации Башкортостан имеет свою территорию, население, систему
органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а
также государственные языки и символы.
Был изменен также ряд формулировок о высшей юридической силе
Конституции республики, государственной собственности, порядке
управления и распоряжения природными ресурсами. Из текста Конституции
были исключены нормы, не совпадающие с принципами единого
гражданства России, уточнены нормы, регулирующие вопросы, отнесенные к
предметам ведения Российской Федерации в области кредитного и
таможенного регулирования.
В итоге удалось выработать такие формулировки Основного закона,
которые отвечали интересам как республики, так и федерального центра.
Многие нормы Конституции Республики Башкортостан стали образцом для
других субъектов Федерации при внесении изменений в свои конституции
(уставы). Наша Конституция была признана соответствующей всем
современным правовым стандартам, стала надежной правовой основой для
дальнейшего развития республики.
Очень большую роль в процессе совершенствования Конституциии
сыграла правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации,
выраженная в Постановлении от 18 июля 2003 года, согласно которой
конституционность Основного закона субъекта Российской Федерации
устанавливается посредством только конституционного судопроизводства.
Определенные изменения были внесены в Конституцию Республики
Башкортостан в 2006 году. Они связаны с реализацией инициатив по
укреплению вертикали исполнительной власти в стране, изменением порядка
наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской
Федерации, проведением муниципальной реформы. И, наконец, в 2008 году в
связи с подготовкой текста Государственного гимна Республики
Башкортостан была уточнена статья 122 Конституции Республики
Башкортостан.
Как видим, изменения в нашу Конституцию вносились уже четыре
раза. В то же время хотелось бы отметить, что в Конституцию Республики
Татарстан - уже 13, в Конституцию Республики Саха (Якутия) - 15, в
Конституцию Удмуртской Республики - 9 раз. Так же обстоит дело и с
изменениями и дополнениями текстов уставов иных субъектов Российской
Федерации.
Говоря в целом, вышеизложенные конституционные изменения было
бы неправильным оценивать как отход от ранее принятых конституционных
положений, как изменение концептуальных основ Конституции Республики
Башкортостан 1993 года, как пересмотр прежних ценностей и ориентиров.
Наоборот, основополагающие, фундаментальные положения действующей
Конституции республики в результате конституционных поправок были не
только сохранены, но и получили дальнейшее развитие и современное
звучание. Более совершенная Конституция Республики Башкортостан
обеспечила преемственность заложенных в ее основу идей, сохранение
базовых принципов построения нашей правовой системы.
Нельзя не отметить и то, что как принятие самой Конституции
Республики Башкортостан, так и внесение в нее изменений осуществлялись
на демократической основе. Так, в ходе подготовки Конституции Республики
Башкортостан специально созданной для этого Конституционной комиссией
одновременно рассматривались несколько альтернативных проектов
Основного закона. Внесенный в Государственное Собрание Республики
Башкортостан для принятия в первом чтении проект дважды публиковался в
средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
Высокий уровень демократизма также был обеспечен и при подготовке
конституционных поправок в текст Конституции республики. Например, в
2000 году указом Президента Республики Башкортостан была образована
специальная Государственная комиссия, состоявшая из депутатов
федерального и республиканского уровней, государственных деятелей,
известных ученых. А в обсуждении поправок приняли участие десятки тысяч
граждан республики. В 2002 же году для разработки предложений по
совершенствованию Конституции был созван еще более представительный
форум - Конституционное совещание, за время работы которого было
рассмотрено более 900 предложений ее участников, подготовлено около 400
поправок в 103 статьи Основного закона.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что за время действия
Конституции Республики Башкортостан утвердился стабильный
конституционный правопорядок, на основе которого обеспечивается
эффективное регулирование общественных отношений в республике. В
экономической сфере - на основе равенства всех форм собственности,
свободы предпринимательства; в сфере организации публичной власти -
действия сформированных институтов в пределах их конституционных
полномочий и компетенций; в сфере взаимоотношений гражданского
общества и государства - в условиях отсутствия конфликта их интересов,
ответственности власти за обеспечение непосредственно действующих прав
и свобод человека и гражданина.
По своему содержанию и с точки зрения защиты прав человека и
гражданина конституционное поле является наиболее важным достижением
современной России. Конституция Республики Башкортостан в этой
правовой конструкции является одним из важнейших составляющих ее
элементов".
Фото Олега Яровикова.
Автор: