Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30

EUR 67.20

11 декабря Воскресенье

Уфа   °

Золотой стержень взаимопонимания

Исполнилось 220 лет со дня основания Оренбургского магометанского духовного собрания. Его правопреемником является Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России - самая крупная централизованная мусульманская организация страны. Она объединяет последователей ислама от берегов Балтийского моря...

Исполнилось 220 лет со дня основания Оренбургского магометанского духовного собрания. Его правопреемником является Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России — самая крупная централизованная мусульманская организация страны. Она объединяет последователей ислама от берегов Балтийского моря до Сахалина. Волею судеб в эти дни юбилей отмечает и бессменный руководитель ЦДУМ на протяжении последних 28 лет, Верховный муфтий России, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Ему исполняется 60 лет. В интервью агентству "Башинформ" Талгат Таджуддин рассказывает о роли ислама в истории России и значении религиозной веры в жизни человека.

— Глубокоуважаемый муфтий хазрат! История нашей родины неразрывно связана с исламом, а история ислама — с деятельностью Центрального духовного управления мусульман России и его прародителя Оренбургского магометанского духовного собрания. Как отражались перипетии истории нашей страны на жизни мусульманской общины?

— История ислама в нашей стране насчитывает многие века. Еще со времен пророка Мухаммеда через его сподвижников наши предки познакомились с исламом и начали принимать эту веру. В 922 году наши предки приняли ислам добровольно как государственную религию Волжской Булгарии. Более четырех веков мы живем в составе Российского государства. И вот в 1788 году 22 сентября императрица Екатерина II подписала указ о создании Оренбургского магометанского духовного собрания. Оно ведало и богословскими делами, обучением, образованием, назначением имамов, экзаменацией и также представляло интересы мусульман обширного государства — империи перед правителями. Если раньше, до 1917 года, муфтии назначались указами императоров, то с 1917 года муфтии начали избираться.

За 220 лет, конечно, были и радостные дни, были и трагические... Много изменений произошло в нашей стране в годы культа личности, когда более 14 тысяч мечетей было разрушено, 60 тысяч религиозных деятелей репрессировано. В 1936 году духовное управление было практически полностью разгромлено. Религия была объявлена "опиумом для народа". Ее пытались изгнать из жизни людей.

Даже по Башкортостану осталось только 16 мечетей. В 1980 году Духовное управление объединяло всего 94 общины. Сейчас же в состав Центрального духовного управления входит около трех десятков региональных духовных управлений во всех регионах нашей страны, более полутора тысяч общин.

— Вам пришлось возглавить ЦДУМ, тогда оно называлось Духовное управление мусульман европейской части СССР, в очень непростое время. Как отразились изменения последних лет на деятельности возглавляемой вами организации?

— Произошли, конечно, важные изменения. Ведь и Советский Союз распался. Изменения коснулись и нашей духовной жизни. Духовные управления Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа тоже разделились на части. Это коснулось и нас. Несмотря на это, все духовные управления, духовные центры мусульман нашей страны сотрудничают во имя сохранения мира и стабильности на земле нашей Отчизны. Мы вместе противостоим экстремизму, распространению радикальных течений.

Сейчас с помощью государства налаживается подготовка кадров, идет аккредитация духовных учебных заведений, получение лицензий. Роль духовных управлений на сегодняшний день важна и для развития межконфессионального диалога, чтобы народы нашей страны всегда жили в согласии и взаимном уважении, чтобы каждый вносил достойный вклад в возрождение нашего общества.

На наших глазах произошли большие изменения в политической, экономической, общественной жизни. Когда раскололся Советский Союз произошла переоценка многих ценностей. Но, слава Всевышнему, религия, духовность всегда востребованы в обществе. Роль муфтия — возглавлять духовную жизнь, основываясь на Священном Коране и сунне пророка Мухаммеда. Муфтий обязан служить сохранению традиционного ислама, чтобы верующие, в особенности молодежь, воспринимали основы истинной религии и сохраняли традиции наших предков.

— Талгат хазрат! В исламе считается, что каждый человек рождается с верой в Бога. И все-таки, какие обстоятельства повлияли на ваше решение связать свою жизнь с деятельностью имама?

— В годы моей юности в мечети ходили в основном пожилые люди, молодежи было очень мало. Но традиции тогда не были еще искоренены полностью. Мои родители, бабушки, дедушки придерживались норм ислама в жизни, быту. Будучи учеником средней школы, мне захотелось изучить арабский язык и основы религии. На нашей улице жило много пожилых людей  — бабаев, которые ходили в единственную в Казани мечеть, мечеть аль-Марджани. Я тоже стал ее посещать, участвовать в праздниках. Там же я смог ознакомиться с редкими в то время книгами по исламу, по арабскому языку. Арабский язык изучал по учебнику Владимира Сегаля, который был в мечети.

Большое влияние оказал мой духовный учитель Ахмедзаки хазрат Сафиуллин, имам мечети аль-Марджани. Общение с ним дало мне очень многое, особенно в области богословских наук. Это был образованнейший человек, видный богослов. Он был из репрессированных.

Слава Всевышнему, община мечети и Духовное управление мусульман европейской части СССР направили меня учиться в медресе в Бухару. Я хотел познать религию и придерживаться основ веры. Затем судьба распорядилась так, что я отправился учиться во всемирно известный исламский университет аль-Азхар в Каире. После его окончания стал служить в той же мечети в Казани.

— Наверняка, многие были против того, чтобы вы пошли по религиозной стезе. Вас отговаривали от решения поехать учиться в медресе?

— Многие были против. Школьные учителя, чиновники, представители партийной номенклатуры говорили, что я совершаю ошибку, скоро последние мечети закроются, и религия умрет. Говорили, что я навлеку позор и на школу, в которой учился, и на весь город. Предлагали поступить в любой вуз без конкурса.

— Думали ли вы, что когда-нибудь возглавите мусульманскую общину страны?

— Нет, я никогда не хотел быть муфтием. Молодой возраст, большая ответственность... Сопротивлялся избранию. Но когда мой духовный наставник сказал, что Всевышний дал мне возможность получить знания, и теперь я обязан послужить возрождению веры народа, я согласился.

— 1980-й год. Вы, молодой образованный имам, с чего начали свою деятельность на посту муфтия?

— Тогда была мечта выучить хотя бы 40 студентов. С учетом того, что к середине 1980-х годов в стране осталось всего 94 мечети, мы рассчитывали, что сможем хотя бы наполовину покрыть наши потребности в священнослужителях. Постепенно началось возрождение религии. Начиная с 1986 года по сегодняшний день открылось более двух тысяч мечетей. Только в Башкортостане открыто почти тысяча мечетей, и каждый год в республике строится 15-20 мусульманских храмов. В 1989 году построена мечеть "Ляля-Тюльпан", открыто медресе, на базе которого организован Российский исламский университет. Со дня основания в университете подготовили более тысячи имамов. Все они служат в мечетях. И сейчас по-прежнему самой актуальной задачей остается подготовка кадров.

— Муфтий хазрат, хотелось бы знать ваше мнение по поводу того, насколько в современной жизни актуальными являются религиозные знания. Насколько вера в Бога, в потусторонний мир, жизнь после смерти могут определять жизнь человека?

— Пророк Мухаммед сказал: "Жизнь в этом мире есть житница вечного бытия". Потусторонний мир — мы называем его "Ахират" или "неземной жизнью" — является одним из критериев веры во Всевышнего, Его пророков, ангелов и Воскресение (Судный день). Верующий человек во всем окружающем видит творения Всевышнего, ощущает, чувствует милость Создателя. И все деяния должны сопоставляться с этим чувством. Чтобы он ни делал, он должен вопрошать: "Будет ли доволен Всевышний Творец? Соответствуют ли мои дела примеру посланника?" Эта вера укрепляет и дает силы.

Есть те, кто говорят, что верят в Создателя, но не верят в потусторонний мир. Это не так. Сейчас уже и современная наука доказывает то, что мы всегда чувствуем своим нутром, — все мирозданье ежесекундно и всегда нуждается во Всевышнем Творце. Все законы мироздания убедительно говорят о том, что мир и бытие существуют по воле Всевышнего. Милость его безгранична!

И человеку дана свобода выбора. Человек не ангел, а потому — "что посеешь, то и пожнешь". "О сын Адама. Если не стыдишься предстать со своими деяниями перед Всевышним, то твори, что пожелаешь!", — сказано в Священном Коране. Вера — это не только обряды, поклонение и пост, это взаимоотношения с Создателем и миром, с людьми. "Ни один из вас не войдет в рай, пока не уверует. А вера ваша не будет искренней, пока вы не полюбите друг друга", — говорит посланник Аллаха.

Религия идет от пророков Адама, Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса)... Мы посланники Божьи — дети разных матерей, но вера у нас одна, говорит пророк Мухаммед. И установление божественного порядка во взаимоотношениях людей, чтоб люди жили между собой, как братья и сестры, — вот что связывает и объединяет людей. Первейшая задача всех священнослужителей, муфтиев и имамов — призывать к вере в Единого Создателя, к миру и согласию между людьми. Бог один и един, а жизнь в этом мире преходяща. Все мы на пути возвращения, на пути к Всевышнему Творцу, в вечный мир.

— Известно, что в исламе существуют различные течения, религиозно-правовые школы. В каждой из стран существуют свои традиции исповедания этой религии. По вашему мнению, как можно было бы охарактеризовать особенности российского ислама?

— Ислам он один. Основан на Священном Коране и сунне пророка Мухаммеда. Но при его распространинии по миру каждый народ привнес в религию свою культуру, традиции и обычаи, одновременно исправив те из своих обычаев, которые противоречат исламу. Религия, таким образом, отражает основные обстоятельства жизни того или иного народа. На территории России еще до возникновения здесь государственности началось распространение ислама. Три сахаба (сподвижника пророка) отправились на берега Волги распространять здесь ислам. В 922 году в Волжской Булгарии приняли ислам добровольно как государственную религию. Вот уже почти пять веков единое российское государство связывает единой судьбой жизнь более чем сотни народов. Эти народы — не просто соседи, а соотечественники. На этой благословенной земле — Святой Руси, как называют ее наши православные братья, — Отчизна для каждого из нас.

"Любовь к Отчизне — это частица твоей веры", — говорит пророк. Здесь произошло взаимопроникновение культур, цивилизаций, и наши предки во взаимном уважении выработали "золотой стержень" мира и согласия, который заповедали хранить и нам, ибо это взаимоуважение выработано на основе духовно-нравственных традиций наших народов. И это полностью соответствует требованиям Корана и сунны пророка!

Фото автора.

Автор: Булат Юлбарисов

Теги: религия
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть