Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Раиль Сарбаев: развитие местного самоуправления возможно лишь в условиях, когда на территории есть собственные ресурсы и стимулы к их мобилизации

Ход реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Башкортостане обсуждался сегодня на селекторном совещании в Доме республики. Как отметил Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев, в 2008 году завершается переходный период реформирования этого уровня власти, и это принципи...

Ход реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Башкортостане обсуждался сегодня на селекторном совещании в Доме республики. Как отметил Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев, в 2008 году завершается переходный период реформирования этого уровня власти, и это принципиально меняет систему его финансирования.

В соответствии с изменениями, внесенными в редакцию вышеназванного ФЗ, перечень полномочий органов местного самоуправления увеличился почти вдвое. В настоящее время проблема дефицита их бюджетов решается путем предоставления субсидий и дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов. Однако с 1 января 2009 года территории должны будут самостоятельно осуществлять полномочия. А это потребует соответствующих доходов в местных бюджетах.

Как известно, на II Съезде муниципальных образований Башкортостана была поставлена задача оптимизации количества муниципальных образований в республике. Речь идет о сокращении не менее 150 сельских поселений. Общее количество сельских поселений после этого не должно превышать 800.

В настоящее время 272 поселения — это около трети всех поселений  — являются малочисленными. В них проживает до одной тысячи человек. При этом удельный вес расходной части их бюджетов составляет всего десять процентов в общем объеме расходов поселений (363 миллиона рублей). Например, в Кугарчинском, Зианчуринском, Архангельском районах есть сельские поселения с численностью 227, 232, 260 человек. В Аскинском районе в 17 поселениях из 22 живет от 400 до 900 человек, в Бакалинском  — в 18 из 26 — от 400 до 1000, в Благовещенском — в 10 из 17  — от 400 до 1000 человек. Такое же положение в Ермекеевском, Федоровском, Нуримановском, Стерлибашевском, Янаульском районах.

Среди бюджетов поселений наблюдается стократный разрыв между максимальным и минимальным уровнем среднедушевого бюджетного дохода. Наибольший объем налоговых и неналоговых доходов имеют такие сельские поселения, как Такарликовский сельсовет Дюртюлинского района — 14,9 миллиона рублей, Михайловский сельсовет Уфимского района — 14,7 миллиона, при этом они полностью обеспечивают свои расходные полномочия. Наименьший — Калмашевский сельсовет Дуванского района — 34 тысячи рублей.

В 640 поселениях из 956 обеспеченность расходных обязательств за 2007 год не превышала 30 процентов. Только управленческие расходы бюджетов сельских поселений больше объема их налоговых и неналоговых доходов в среднем по всем поселениям на 47 процентов. По целому ряду поселений эти расходы превышают собственную доходную базу в 10-30 раз. Такая диспропорция наблюдается в Аскинском, Белебеевском, Белокатайском, Гафурийском, Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Кугарчинском, Учалинском и других районах.

Например, Верхнесуянский сельский совет Караидельского района при собственной доходной базе в 36 тысяч рублей имеет управленческие расходы в сумме 873 тысячи рублей, Архангельский сельский совет Гафурийского района при 34 тысячах рублей доходов тратит 1,32 миллиона рублей.

Кроме того, на местах обнаруживается стремление к минимизации собственных полномочий. Так, в этом году на уровень муниципального района передали часть своих полномочий 673 из 942 сельских поселений и все 14 городских поселений на сумму в 703,4 миллиона рублей по 14 вопросам местного значения. Чаще всего это такие позиции, как создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (332 поселения из 956); организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (303 поселения); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (300 поселений).

В Татышлинском районе на уровень муниципалитета передано 64 процента расходных полномочий поселений, в Благовещенском — 60,9, в Янаульском — 58,4. В то же время в Абзелиловском, Зилаирском, Кигинском, Куюргазинском все поселения выполняют свои расходные полномочия самостоятельно.

По словам Премьер-министр, для того, чтобы успешно завершить муниципальную реформу, нужно оптимизировать количество муниципальных образований, в том числе объединив поселения по признаку низкой и высокой финансовой обеспеченности.

— Мы должны понимать, что развитие местного самоуправления возможно лишь в условиях, когда на территории есть собственные ресурсы и стимулы к их мобилизации, — сказал Раиль Сарбаев.

Процесс разграничения государственной и муниципальной собственности на землю, предполагающий проведение работ по землеустройству и переоформлению прав на землю, позволяет определить новые границы муниципальных образований без дополнительных издержек для собственников земли.

— Прошу подготовить и внести в Правительство Республики Башкортостан предложения по оптимизации количества сельских поселений, — обратился к главам администраций территорий и председателям Советов муниципальных образований Премьер-министр Правительства РБ.

Автор: Марият Артюхова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть