Ход реализации Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в
Башкортостане обсуждался сегодня на селекторном совещании в
Доме республики. Как отметил Премьер-министр Правительства РБ
Раиль Сарбаев, в 2008 году завершается переходный период
реформирования этого уровня власти, и это принципиально меняет
систему его финансирования.
В соответствии с изменениями, внесенными в редакцию вышеназванного
ФЗ, перечень полномочий органов местного самоуправления увеличился
почти вдвое. В настоящее время проблема дефицита их бюджетов решается
путем предоставления субсидий и дотаций из фонда финансовой поддержки
муниципальных районов и городских округов. Однако с 1 января 2009
года территории должны будут самостоятельно осуществлять полномочия.
А это потребует соответствующих доходов в местных бюджетах.
Как известно, на II Съезде муниципальных образований Башкортостана
была поставлена задача оптимизации количества муниципальных образований
в республике. Речь идет о сокращении не менее 150 сельских поселений.
Общее количество сельских поселений после этого не должно превышать 800.
В настоящее время 272 поселения - это около трети всех поселений
- являются малочисленными. В них проживает до одной тысячи человек. При этом
удельный вес расходной части их бюджетов составляет всего десять
процентов в общем объеме расходов поселений (363 миллиона рублей).
Например, в Кугарчинском, Зианчуринском, Архангельском районах есть сельские
поселения с численностью 227, 232, 260 человек. В Аскинском районе
в 17 поселениях из 22 живет от 400 до 900 человек, в Бакалинском
- в 18 из 26 - от 400 до 1000, в Благовещенском - в 10 из 17
- от 400 до 1000 человек. Такое же положение в Ермекеевском,
Федоровском, Нуримановском, Стерлибашевском, Янаульском районах.
Среди бюджетов поселений наблюдается стократный разрыв
между максимальным и минимальным уровнем среднедушевого бюджетного
дохода. Наибольший объем налоговых и неналоговых доходов имеют
такие сельские поселения, как Такарликовский сельсовет
Дюртюлинского района - 14,9 миллиона рублей, Михайловский сельсовет
Уфимского района - 14,7 миллиона, при этом они полностью обеспечивают
свои расходные полномочия. Наименьший - Калмашевский сельсовет
Дуванского района - 34 тысячи рублей.
В 640 поселениях из 956 обеспеченность расходных обязательств за
2007 год не превышала 30 процентов. Только управленческие расходы
бюджетов сельских поселений больше объема их налоговых и неналоговых
доходов в среднем по всем поселениям на 47 процентов. По целому ряду
поселений эти расходы превышают собственную доходную базу в 10-30 раз. Такая
диспропорция наблюдается в Аскинском, Белебеевском, Белокатайском,
Гафурийском, Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском,
Кугарчинском, Учалинском и других районах.
Например, Верхнесуянский сельский совет Караидельского района при
собственной доходной базе в 36 тысяч рублей имеет управленческие
расходы в сумме 873 тысячи рублей, Архангельский сельский совет
Гафурийского района при 34 тысячах рублей доходов тратит 1,32
миллиона рублей.
Кроме того, на местах обнаруживается стремление к минимизации
собственных полномочий. Так, в этом году на уровень муниципального
района передали часть своих полномочий 673 из 942 сельских
поселений и все 14 городских поселений на сумму в 703,4 миллиона
рублей по 14 вопросам местного значения. Чаще всего это такие позиции,
как создание условий для организации досуга и обеспечения жителей
поселения услугами организаций культуры (332 поселения из 956);
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и
обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения
(303 поселения); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (300 поселений).
В Татышлинском районе на уровень муниципалитета передано
64 процента расходных полномочий поселений, в Благовещенском - 60,9, в Янаульском - 58,4. В то же время в Абзелиловском, Зилаирском,
Кигинском, Куюргазинском все поселения выполняют свои расходные
полномочия самостоятельно.
По словам Премьер-министр, для того, чтобы успешно завершить
муниципальную реформу, нужно оптимизировать количество
муниципальных образований, в том числе объединив поселения по
признаку низкой и высокой финансовой обеспеченности.
- Мы должны понимать, что развитие местного самоуправления
возможно лишь в условиях, когда на территории есть собственные
ресурсы и стимулы к их мобилизации, - сказал Раиль Сарбаев.
Процесс разграничения государственной и муниципальной
собственности на землю, предполагающий проведение работ по
землеустройству и переоформлению прав на землю, позволяет определить
новые границы муниципальных образований без дополнительных издержек
для собственников земли.
- Прошу подготовить и внести в Правительство Республики Башкортостан
предложения по оптимизации количества сельских поселений, - обратился
к главам администраций территорий и председателям Советов муниципальных
образований Премьер-министр Правительства РБ.
Автор: Марият Артюхова