Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Ильшат Насыров: лучший ответ ваххабизму содержится в самом исламе

Противодействие распространению ваххабизма и экстремистских идеологий стало лейтмотивом пресс-конференции, прошедшей сегодня в агентстве "Башинформ". Пресс-конференция была посвящена жизни и деятельности суфийского шейха Зайнуллы Расулева, 175-летие которого отмечается в этом году в Башкортостане.
На вопросы журналистов отвечали извест...

Противодействие распространению ваххабизма и экстремистских идеологий стало лейтмотивом пресс-конференции, прошедшей сегодня в агентстве "Башинформ". Пресс-конференция была посвящена жизни и деятельности суфийского шейха Зайнуллы Расулева, 175-летие которого отмечается в этом году в Башкортостане.

На вопросы журналистов отвечали известный исследователь арабо-мусульманской философии и суфизма, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Ильшат Насыров и заведующий отделением литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидат филологических наук Минлегали Надергулов.

— Ваххабизм опасен тем, что он разрушает основы ислама как религии, — заявил Ильшат Насыров. — Ваххабиты выступают за то, что ислам монолитен, но это несовместимо с духом ислама.

Он отметил, что согласно самому мусульманскому вероучению, ислам не является какой-то новой религией — истины ислама уже дважды провозглашались через иудаизм и христианство. И миссия пророка Мухаммеда, как он сам о ней говорил, заключалась в восстановлении единобожия. Это, по словам Ильшата Насырова, и обуславливает внутренне присущую исламу веротерпимость. Поэтому в этой религии не может быть никаких оснований для того, чтобы делить мусульман на "правильных" и "неправильных", как это делают фундаменталисты.

Ваххабизм — это одно из проявлений исламского фундаментализма. Его сторонники призывают отказаться от изменений, произошедших в жизни мусульман в пользу, как они говорят, истинного ислама времен пророка Мухаммеда и первых трех поколений мусульман. Ильшат Насыров заметил, что внешне идеи ваххабитов звучат привлекательно, поскольку ваххабиты выступают за незыблемость основ исламского вероучения, защищают догмат о единобожии, выступают против нововведений и требуют восстановления идеалов раннемусульманской общины. Но вместе с тем, заметил он, ваххабизм подрывает основы мусульманской религии.

В исламе нет церкви, то есть института, который бы определял, что какое-то направление является истинным, а остальные — неистинными или еретическими. В исламе, отметил исследователь, нет такого органа, который выносил бы суждения, обязывающие мусульман разделять принципы только одно направления и отказываться от принципов, присущих другому направлению этой религии.

— Веротерпимость встроена в саму конструкцию ислама, - сказал ученый.

Распространение же ваххабизма, по его словам, возможно в тех частях мира, где население попросту неграмотно и не знает основ своей религии. Ильшат Насыров рассказал, что за время учебы в университете короля Сауда (Королевство Саудовская Аравия) ему неоднократно приходилось слышать от представителей исламистских организаций, что им легко работать в России, потому что здесь ислам находится в плачевном состоянии. Они признавали, что в других частях мусульманского мира, где есть сильные богословы и распространена религиозная просвещенность среди населения, вести пропаганду своих идей очень трудно.

Ильшат Насыров отметил, что ваххабизм не смог пустить корни в конце XIX — начале XX века в России, потому что тогда уровень религиозного образования был очень высоким и была просвещенная элита, представителем которой и был шейх Зайнулла Расулев.

— Они смогли противостоять ваххабизму, объяснить коренные изъяны этого учения, — сказал ученый.

Ильшат Насыров признал, что необходимы и превентивные меры, когда речь идет об экстремизме, прикрывающемся исламом. Тут должен говорить Закон, и соответствующие органы должны предпринимать усилия, но самым действенным средством, по словам Ильшата Насырова, является религиозное просвещение.

— Опасность ваххабизма именно в том, что он делает упор именно на невежестве, — сказал ученый. — И по сути, ваххабизм - это отрицание исламских принципов, подрыв многих устоев ислама. В частности, есть внешние и внутренние факторы веротерпимости в исламе, а ваххабизм выступает против них, проводя политику такфира — то есть обвинения в вероотступничестве мусульман, чего вообще не должно быть в исламе.

Поясняя свою позицию, Ильшат Насыров заявил:

— Если для ислама характерна веротерпимость, то в суфизме, ярким представителем которого был шейх Зайнулла Расулев, веротерпимость широчайшая. Да, мусульманин может говорить, что его вероубеждение истинно, но он не имеет права говорить, что его вероубеждение исключительно. Он не может настаивать на эксклюзивности своей истины. Он не может говорить, что только его конфессия истинна, а остальные люди заблудшие и обречены на погибель. Ты можешь говорить, что твоя вера истинна, но при условии, что ты одновременно признаешь и другие вероисповедания как условие своего вероубеждения, — сказал ученый.

Несмотря на парадоксальность, именно в этом, по словам Ильшата Насырова, заключается особенность суфийского отношения к истинной вере.

— Когда говорят, что ислам веротерпим, это вовсе не означает, что мусульмане делают уступку — дескать, раз уж вместе живем, у каждого есть возможность придерживаться своей веры. Это не так, веротерпимость встроена в саму конструкцию ислама и возведена в принцип, — заявил он.

Наследие Зайнуллы Расулева, по словам Ильшата Насырова, содержит огромный положительный потенциал, который может быть востребован для противостояния мусульманскому фундаментализму.

Ислам, по определению, многолик и предполагает плюрализм мнений, в исламе все направления равноценны, сказал Ильшат Насыров. И это как раз то, против чего борются ваххабиты.

Он отметил, что в России не только рядовые мусульмане, но и многие представители духовенства не имеют богословского образования, и это делает возможным деятельность миссионеров ваххабитских организаций.

— Ваххабиты пользуются неграмотностью самих же мусульман, и самый действенный метод противостояния им — просвещение мусульман, — сказал Ильшат Насыров.

Ваххабиты и различные миссионеры для обоснования собственной исключительности часто пользуются высказыванием пророка Мухаммеда о том, что после его смерти мусульманская община распадется на 73 направления, и лишь последователи пророка Мухаммеда проследуют в рай. Комментируя данный тезис, ученый отметил, что есть и другой хадис, согласно которому разногласия среди мусульман являются благом. Также ваххабиты, полемизируя с суфиями, настаивают на невозможности богопознания и приводят аят из Корана, в котором говорится, что нет ничего подобного Богу. Но при этом, отметил Ильшат Насыров, они не берут в расчет другой аят, в котором сказано, что Бог ближе к человеку, чем вена его шейная.

— В Коране и в сводах высказываний пророка Мухаммеда можно найти высказывания, опровергающие ваххабизм. То есть бороться с ваххабизмом можно средствами самого ислама, — сказал Ильшат Насыров.

Фото автора.

Автор: Булат Юлбарисов

Теги: религия
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть