Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Пять причин, по которым не трудоустраивается выпускник

Проблему трудоустройства выпускников обсуждали участники "круглого стола", прошедшего в агентстве "Башинформ". Основные проблемы, на которых было акцентировано внимание представителей органов власти, бизнеса, вузов, молодежных общественных объединений и самого студенчества, общеизвестны. И, как считают участники дискуссии, тем не менее к ним приходится возращаться...

Проблему трудоустройства выпускников обсуждали участники "круглого стола", прошедшего в агентстве "Башинформ". Основные проблемы, на которых было акцентировано внимание представителей органов власти, бизнеса, вузов, молодежных общественных объединений и самого студенчества, общеизвестны. И, как считают участники дискуссии, тем не менее к ним приходится возращаться вновь и вновь, так как рецепт всеобщей востребованности дипломированных специалистов не найден. И до этого еще далеко. 75 процентов выпускников испытывают проблемы с трудоустройством.

Первая проблема — дисбаланс на рынке труда. Юристы, экономисты продолжают возглавлять список так называемых "ненужных" сегодня специалистов. К сожалению, в список испытывающих трудности с трудоустройством попадают и педагоги. Парадоксально, но при этом проблема нехватки учительских кадров стоит очень остро.

Эту ситуацию объяснил ректор Башкирского государственного педагогического универстета Раиль Асадуллин. Причина главная — работодатели никак не желают заинтересовать новоиспеченных учителей. Примеры из жизни, которые привел ректор ведущего педагогического учебного заведения республики, показывают, что молодые специалисты, получая зарплату, не всегда превышающую даже четыре тысячи рублей, просто вынуждены искать новую область применения своих знаний. Разумеется, там, где платят — если не баснословные, то хотя бы реальные деньги. Из 54 районов республики только Архангельский подошел к решению проблемы дефицита педагогических кадров, так сказать, по-взрослому. Представители местной администрации приехали в педуниверситет и предложили пять квартир выпускникам, которые согласны учительствовать в районе.

Вторая проблема — отсутствие у студентов и выпускников необходимых навыков в поиске работы и адаптации на рынке труда.

Как отметил председатель Торгово-промышленной палаты РБ Борис Бондаренко, к сожалению, молодые специалисты не готовы к реальной жизни. При всем спектре знаний, полученных выпускниками, их нигде не учат трудоустраиваться, общаться с работодателями. Борис Андреевич обратился к опыту западных стран, где ТПП является ведущей организацией по проведению такого обучения. Здесь, как он рассказал, подготовка специалистов для производства и бизнеса начинается с малолетства.

Кстати, членство в ТПП на Западе обязательное, в нашей стране — добровольное. За счет членских взносов у них организуются школы бизнеса. ТПП берет на себя прогнозирование востребованности будущих специалистов, отслеживает их трудоустройство. К этому придет и Россия, считает Борис Бондаренко.

Профориентационная работа, или, точнее говоря, недостаточность таковой, стала третьей проблемой, на которой остановились участники "круглого стола".

Были приведены такие факты. В России на тысячу человек приходится в пять раз больше людей, имеющих ученую степень, чем в Китае — с его немыслимым количеством населения. В 2,5 раза опережает наша страна и по количеству инженеров различного ранга.

Не нужно делать ставку лишь на крупные предприятия, которые должны быть двигателем развития инновационных технологий, считает Борис Бондаренко.  — Наше будущее — средний класс, который рождается путем создания малого бизнеса, перерастающего затем в средний бизнес, — отметил он.

Руководитель ТПП РБ выделил три причины, по которым работодатели не заинтересованы работать с вузами.

Первая — нет дефицита специалистов с высшим образованием. Это касается опять-таки юристов, экономистов и ряда других профессий.

Вторая причина — бизнес-структуры не заинтересованы в квалифицированных специалистах, которые потребуют соответствующую своему уровню зарплату. Вместо этого они предпочитают задействовать студентов, которые согласны делать ту же работу за меньшую оплату.

В-третьих, многие предприятия не хотят вкладывать средства в человеческий потенциал.

Разговор на тему привлечения к труду студентов продолжил директор Уфимского филиала ОАО "Вымпелком" Владимир Орлов.

На примере своего предприятия он отметил, что дефицит специалистов с техническим образованием чувствует остро. Поэтому фирма вынуждена оформлять на полставки молодежь, еще не успевшую получить диплом. При этом в выигрыше остается и сам студент, и работодатель.

— Он получает у нас образование, которое действительно использует на практике, а мы — хорошего специалиста.

Четвертая проблема — отсутствие научно обоснованных методик определения потребности в кадрах с учетом развития приоритетных отраслей экономики.

Участники "круглого стола" отметили необходимость независимых прогнозных исследований на рынке труда на пять-десять лет с последующей публикацией данных. Это даст абитуриенту возможность выбрать ту специальность, которая востребована не сегодня, а будет актуальна к моменту получения им диплома. В ходе обсуждения возникало и немало других вопросов, к примеру, к вузовским центрам трудоустройства. Это стало пятой основной проблемой, вынесенной сегодня на обсуждение. Вузовские центры, как оказалось, недорабатывают в своей основной деятельности.

Для решения проблем или одной общей проблемы — трудоустройства выпускников — необходимы усилия всех социальных партнеров. Поэтому в резолюцию, принятую участниками "круглого стола", вошли предложения, адресованные ко всем. Например, к органам исполнительной власти — предусмотреть в республиканском бюджете финансирование программ в области вторичной занятости, трудоустройства; предусмотреть проведение систематических исследований и сбора достоверной информации о состоянии рынка труда. Вузам — ввести в образовательный процесс циклы семинаров по технологиям трудоустройства, создавать советы работодателей и разрабатывать свои образовательные программы в соответствии с требованиями работодателей, создавать возможности для студентов старших курсов совмещать работу и учебу, в водить гибкие учебные графики. Объединениям работодателей, Торгово-промышленной палате РБ — формулировать и презентовать требования работодателей к качеству образования и уровню подготовки молодых специалистов. Компаниям и предприятиям — поддерживать контакты с вузами, активно брать их учащихся на производственную практику с дальнейшим трудоустройством студентов старших курсов вузов, разрабатывапть свои проекты и программы, направленные на привлечение молодых специалистов.

Представителям молодежных общественных объединений — вести активную работу над повышением социальной активности молодежи, по продвижению имиджа востребованных профессий.

Получили предложения и СМИ — пропагандировать наиболее востребованные профессии. Организаторам проекта "Кадровый перекресток", в рамках которого и проходил "круглый стол", рекомендовано создать единый интернет-ресурс, посвященный трудоустройству выпускников вузов, систематизировать и распространить успешный опыт работы по трудоустройству Центра кадровых технологий "Ноосфера", выступившего одним из главных организаторов "круглого стола".

Фото Андрея Старостина.

Автор: Гульназ Шарафлисламова

Теги: молодежь
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть