Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Нормативно-подушевое финансирование образования - категория "социальная"

Нормативно-подушевое финансирование и новые условия оплаты труда - в перспективе они займут ведущее место в ряду наиболее обсуждаемых в системе образования вопросов. Это одна из важнейших составляющих реформирования организационно-экономического механизма отрасли, которое в республике будет осуществляться в предстоящие три года. Планируется начать с 1 сентября...

Нормативно-подушевое финансирование и новые условия оплаты труда — в перспективе они займут ведущее место в ряду наиболее обсуждаемых в системе образования вопросов. Это одна из важнейших составляющих реформирования организационно-экономического механизма отрасли, которое в республике будет осуществляться в предстоящие три года. Планируется начать с 1 сентября 2008 года. Переход к нормативно-подушевому финансированию уже осуществлен в других регионах. В Башкортостане этот момент оттягивался сознательно, с учетом особенностей сети образовательных учреждений — ведь у нас большое количество малокомплектных школ, а также общеобразовательных учреждений и детских садов с изучением родных языков. Опыт других регионов изучался тщательно.

В республике подготовлен проект Закона РБ "О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ" и проект Постановления Правительства РБ "Об утверждении методики определения нормативов финансовых затрат в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях".

В расчетах, прилагаемых к проекту закона РБ, максимально учтены неизбежные риски, возникающие при смене механизмов финансирования отрасли в части уменьшения объемов финансирования образовательных учреждений.

Так, например, школы, детские сады, школы-интернаты, гимназии, лицеи, в которых изучаются родные языки, а также малокомплектные школы выведены из-под норматива. Это связано с тем, что комплектование классов в названных учреждениях осуществляется независимо от наполняемости классов. Финансирование указанных учреждений будет осуществляться исходя из фактической потребности.

Как известно, нормативная основа формирования бюджета образовательных учреждений разного уровня была заложена Законом РФ "Об образовании" еще в 1992 году. Закон устанавливал, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основании федеральных, региональных и муниципальных нормативов. Однако с внесением последних изменений в действующее законодательство субъекты РФ получили право определять нормативы самостоятельно. Таким образом, в настоящее время существует три уровня нормативного финансирования: региональный, муниципальный и норматив образовательного учреждения.

С 1 сентября 2008 года планируется перевод муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование.

В Башкортостане предусмотрен переходный период на три года со дня вступления в силу Закона РБ о нормативном финансировании. Будут назначаться субвенции, учитывающие расходы не только на оплату труда работников учреждений образования, но и прочие расходы, связанные с организацией учебного процесса.

По словам заместителя начальника отдела экономики и планирования Министерства образования РБ Эльмиры Ялалетдиновой, поэтапный переход при назначении субвенций предусматривает сглаживание, выравнивание рассчитанных объемов субвенций в рамках допустимых отклонений от базовых расходов, исчисленных традиционным способом — то есть по уровню достигнутого в предыдущем году уровня расходов.

— Проведена большая аналитическая работа совместно с муниципальными органами власти. Цель ее — выявление возможных резких отклонений в финансировании и минимизация риска уменьшения объемов финансирования общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, — рассказала Эльмира Асхатовна. — До тех пор пока осуществляется финансирование сети образовательных учреждений, а не финансирование расходов на реализацию образовательной программы в расчете на каждого учащегося, руководители органов управления образования, директора школ будут постоянно ощущать нехватку средств. В условиях складывающейся демографической ситуации как в Башкортостане, так и в России в целом, растет число малочисленных школ, содержание которых становится все дороже. Нормативное финансирование должно стать инструментом управления процессом оптимизации сети образовательных учреждений, разработки и реализации региональных и муниципальных программ ее реструктуризации.

При этом Эльмира Ялалетдинова подчеркнула, что реструктуризация ни в коем случае не подразумевает, что те школы, которые не укладываются в норматив, должны быть немедленно закрыты. Ведь это повлечет снижение доступности образования, что недопустимо, отметила она.  — Проводя в жизнь программу реструктуризации сети образовательных учреждений, мы будем ориентироваться не только на экономические выгоды (хотя это важный фактор), но, прежде всего, на социальные и педагогические, — сообщила Эльмира Ялалетдинова. — Именно последние должны быть приоритетными в образовательной политике республики и муниципалитетов.

Одновременно с прохождением установленных этапов согласования проектов нормативно-правовых актов, связанных с переходом на новые условия финансирования, осуществляется переподготовка административного корпуса образовательных учреждений, экономистов, бухгалтеров муниципальных образований.

Кроме того, собран и обобщен аналитический материал в части оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений. Подготовлен проект Постановления РБ о системе оплаты труда работников системы образования, который предполагает введение некоего базового оклада и системы повышающих коэффициентов, которые будут учитывать квалификацию, стаж, уровень образования педагогов.

— Наличие базового оклада предполагает не ухудшение, а стабилизацию имеющейся ситуации сегодня, — сказала Эльмира Асхатовна. — То есть педагогам предоставляется возможность на основании увеличивающих коэффициентов получать более высокую зарплату.

Плюсов у предстоящих нововведений больше, считают специалисты.

Они имеют социалистический принцип: от каждого — по способностям, каждому  — по труду. Сюда заложен механизм поддержания, стимулирования, мотивации педагогов на лучшее качество обучения.

Новые нормативы обеспечивают прозрачность деятельности образовательных учреждений.

В ходе производимых расчетов специалисты увидели, в каких учреждениях явные перекосы со штатной численностью, в каких — с наполняемостью классов. Выявлены объективные и субъективные причины отклонений.

В настоящее время в Министерстве образования рассчитали региональный норматив, который предполагает перечисление субвенций на оплату труда и на учебные расходы. К этому нормативу присоединится муниципальный норматив, включающий коммунальные расходы.

Нормативно-подушевое финансирование имеет многоканальную природу: это могут быть и средства из федерального бюджета в рамках нацпроекта, и средства в рамках целевых программ, профинансированные из бюджета республики. Точно так же к финансированию образовательных учреждений может подключаться муниципалитет.

Сегодня в республике осуществлен расчет суммы, необходимой по нормативу, по каждому образовательному учреждению.

Большая роль в реализации столь масштабного проекта отводится директорскому корпусу. От того, насколько правильно руководители усвоят этот механизм, грамотно смогут организовать работу, будет зависеть успех нововведений в каждом образовательном учреждении, а значит, успех всего дела.

Пока далеко не все директора школ подготовлены в полной мере к воплощению реформ в своих учреждениях. Вооружить их необходимыми для этого знаниями — ответственная задача, которая поставлена перед Башкирским институтом развития образования. Составляется трехлетний план проведения курсов повышения квалификации директоров по данному вопросу. Лекции по нормативно-подушевому финансированию являются обязательными для всех слушателей республики.

— Наиболее важной мы считаем подготовку профессорско-преподавательского состава для проведения курсов повышения квалификации по вопросам нормативно-подушевого финансирования, — сказал заведующий кафедрой управления и экономики образования Башкирского института развития образования Ралиф Исмагилов.

Несколько преподавателей БИРО получили статус тьюторов (консультантов) по проекту формирования федерально-региональной сети повышения квалификации управленческих кадров по направлению "Управление образовательным учреждением".

Эльмира Ялалетдинова, получив наибольшее количество баллов по результатам федерального тестирования, попала в общероссийскую базу федеральных экспертов. Таким образом, наша республика получила право на самостоятельную организацию таких масштабных обучающих курсов без привлечения специалистов со стороны.

В самом институте организованы курсы повышения квалификации, профессорско-преподавательский состав проводит занятия с выездом в районы, в ходе которых значительный объем занятий отводится на вопросы нормативно-подушевого финансирования и новой оплаты труда.

— Подавляющее большинство слушателей, руководителей проявляют искренний интерес к этому вопросу и обращаются с просьбами более детально рассказать о введении и методике подушевого финансирования,  — поделился Ралиф Галимханович. — В то же время не все руководители до конца понимают и сложность, и важность данного вопроса. К сожалению, в анкетах слушателей есть и такие высказывания: "Мы не экономисты, чтобы заниматься такими вопросами". Тем не менее в ближайшее время перед руководителями образовательных учреждений возникнет необходимость разработать и внести изменения в существующие нормативные документы: дополнения к уставу, коллективные договоры, трудовой договор и так далее. Именно от позиции руководителя будет зависеть успех или неуспех решения данного вопроса.

Переход к нормативно-подушевому финансированию — это только начало, так как за ним последуют следующие шаги, которые нужно делать уже сейчас, а не завтра: создавать общественное мнение о необходимости перехода на отраслевую систему оплаты труда, оптимизации штатного расписания, реструктуризации сети образовательных учреждений и создания государственно- общественного управления образовательными учреждениями.

Директор школы должен стать знаменем, под которым соберется сплоченная команда, готовая воплотить в жизнь дела, которых ждет от школы общество.

Автор: Гульназ Шарафлисламова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть