Сегодня исполняется 90 лет Великой Октябрьской социалистической
революции, ставшей поворотным событием не только в российской,
но и в мировой истории. Политические метаморфозы последних двух
десятилетий перевернули многое в сознании наших соотечественников,
особенно юных. Сейчас у молодежи - своеобразное представление о
Великом Октябре, которое во многом формируют современные
учебники истории, зачастую не отличающиеся ни объективностью,
ни научным подходом. Тем более важно мнение о значимости
революции, которая "потрясла мир", ученых, занимающихся не только
исследовательской, но и преподавательской деятельностью.
Свой взгляд на Октябрьскую революцию высказывают ведущие
преподаватели Башкирской академии государственной службы и
управления при Президенте РБ.
Проректор БАГСУ по учебной и воспитательной работе, заведующий кафедрой
истории государства и права, кандидат исторических наук Римма
Федько.
- События в России в конце октября 1917 года с момента их
совершения и до сегодняшнего дня привлекают внимание не только
российских, но и зарубежных исследователей. Октябрьская революция,
несомненно, является центральным событием не только истории ХХ века,
но и всей российской истории в целом. Но взгляд на нее не должен
быть канонизированным. К революции надо подходить как к живому
историческому процессу. Конечно, сегодня многие из нас могут
задаться вопросами: была ли Октябрьская революция закономерной, и
не совершили ли большевики насилия над историей, повернув преждевременно
развитие России с "нормального буржуазно-демократического пути"
на неведомый - социалистический? Не оказалась ли наша революция
неудачным социалистическим экспериментом, затеянным группой фанатиков?
Не послужила ли Октябрьская революция той самой "черной дырой",
через которую наша страна скатилась к сталинизму и т.д.
Бесспорно, что революция - это объективный процесс,
и он начинается и развивается постепенно, независимо от воли
отдельных личностей, хотя они и играют определенную роль
в истории. Причины революции и Гражданской войны сформировались
задолго до 1917 года и до появления большевиков. Еще
до начала Первой мировой войны Россия находилась в состоянии
назревающего революционного кризиса. Октябрьская революция была
рядом параллельных и слившихся выступлений против старого режима со
стороны различных классов и слоев российского общества, отстаивающих
свои интересы, а в целом большинства населения против бесконечной войны
и тягот, которые несли анархию и экономический крах стране. Война
особенно наглядно показала слабость и деградацию правящих кругов,
царской власти. Роль непосредственного фактора поворота событий от
Февраля к Октябрю сыграла небывалая радикализация масс, когда все громче
зазвучали требования безотлагательного решения не только политических,
но и социальных проблем. Они стали вызовом, испытанием для всех партий,
претендовавших на руководство массами. Многие великие ожидания
Февральской революции не сбылись. А не сбывшиеся надежды масс -
грозный революционный потенциал. Раскол, разъединение "верхов"
революционной демократии имели пагубные последствия для революции. И
вина, и беда всех социалистических партий России осенью 1917-го, да
и в 1918 году в том, что они за межпартийными спорами и амбициями
не искали подлинного, а не словесного компромисса.
Неверно думать, что Октябрьская революция напрямую вывела нас к
сталинизму. Она не несет исторической ответственности за сталинизм.
Революция дала мощный толчок для социалистического развития
государства. А то, каким получится новое общество, каковы будут его
конкретные очертания, зависело от будущих поколений и их решений. Но
сама эта проблема в социалистической революции, как проявления ее
трагических последствий, существует и требует дальнейшего изучения. Вот
почему мы можем говорить об объективной закономерности совершения
революции, а вот о закономерности прихода к власти только большевиков, я
думаю, нет. Переосмысление истории революции, ее событий, хронологических
рамок, роли и оценки ее лидеров должно идти только в академической
тональности с учетом современного развития России.
Начальник отдела политических исследований БАГСУ, доцент кафедры
политологии, кандидат политических наук Рустем Латыпов.
- За динамично меняющимися декорациями предвыборной гонки и
волнующей интригой "Преемник-2008" легко не заметить скромную
дату 90-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
К сожалению, отрицание предыдущего периода собственной истории
давно утвердилось в качестве неотъемлемого свойства российской
цивилизации. С принятием народами России христианства и ислама была
целенаправленно уничтожена вся языческая традиция, в том числе
уникальные летописи и предания. Российская империя Петра Великого была
отрицанием Руси Московской. Радикальный большевизм 20-х годов
торжественно отрекся не только от ошибок, но и от всего богатого
культурного и исторического наследия царской России, говоря языком
поэта 20-х: "Напрасно им (т.е. памятнику Минину и Пожарскому- Р.Л.)
мы не свернули шею, подумаешь, они спасли Рассею. А может лучше б
было не спасать?". И вот в 90-е годы двадцатого столетия вновь
восторжествовала недобрая традиция, теперь уже в отношении Октября
1917-го.
Когда же мы сможем понять, что история и политика не знают
черно-белых тонов? Действительно, был красный террор, продразверстка,
но были и ликвидация безграмотности, план электрификации всей
страны, уничтожение позорного апартеида в виде "черты оседлости".
А беспрецедентная в истории социальная мобильность, позволившая
талантливым выходцам из низов добиться успеха без протекции и
"родовитости", а благодаря своим личным качествам? Листая исторические
книги по истории Октября, пытливый исследователь найдет в штате
ближайших помощников и родственников большевистских вождей
знакомые фамилии нынешних ярых критиков революции - Немцовых,
Сванидзе и т.д. Где бы были их потомки вне контекста Октябрьской
революции? Вопрос столь же неопределенный, как и жизнь на Марсе,
но вряд ли в числе высшей творческой и политической элиты страны.
В вопросе бережного отношения к своему прошлому мы не должны идти
своим самобытным путем, а прилежно учиться как у Востока, так и у Запада.
Католические монахи Ватикана бережно пронесли через ночь средневековья
бесценные рукописи античности. Солдаты Китайской Народной Республики -
государства с коммунистической идеологией и рыночной экономикой
бережно хранят покой древних китайских императоров и мавзолей Мао-Цзэдуна
на площади Тяньаньмэнь. Доброе отношение к своему прошлому -
наша многострадальная история нуждается в этом больше всего.
Ведущий научный сотрудник отдела политических исследований,
кандидат философских наук Ренарт Шарипов.
- День 7 ноября вот уже два года не является "красным" в
календаре, но память о нем все равно живет. Любой человек, рожденный в
СССР, по всей видимости, будет до конца дней своих помнить об этой дате.
Итак - революция 1917 года. Говоря на эту тему, не хотелось бы как-то
особо выделять всего лишь один день Октябрьского переворота,
ознаменовавшегося легендарным выстрелом "Авроры" и взятием Зимнего
дворца. Хотелось бы отметить, что революцию 1917 года необходимо
рассматривать как единый политический процесс, начало которого было
заложено еще в феврале, когда толпы голодающих рабочих в одночасье
перевернули ход истории на одной шестой части суши. Здесь - истоки всех
прочих событий той непростой, суровой и драматической эпохи.
Часто приходится слышать разговоры о том, что вот, дескать, революция
пошла неправильным путем, что, вот, мол, все должно было быть по-другому.
Однако все же следует признать, что день Октябрьского переворота
нельзя вырывать из контекста общих событий того года. Альтернативная
история существует только в фантастической литературе. И события шли
закономерным путем и были жестко обусловлены всем предыдущим
историческим развитием Российской империи.
Чем же все же является революция для современного россиянина? В
обществе до сих пор идут ожесточенные споры на эту тему. Кто-то с пеной у
рта отстаивает позицию, что все, что произошло тогда, - однозначно плохо,
трагедия, а кто-то - наоборот. Как бы там ни было, необходимо
все же признать, что революция 1917 года - эпохальное событие
российской истории. Во Франции до сих пор чтут память
Парижской коммуны, и кладбище Пер-Лашез является для французов
мемориальным местом. Видимо, в вопросе о второй русской революции
(еще раз подчеркиваю, что ее необходимо рассматривать как единый
закономерный процесс) необходимо соблюдать корректность и
политическую мудрость и хранить память о жертвах тех, уже
очень далеких от нас событий.
Автор: Марина Шумилова