Все новости
Детально
3 Сентября 2007, 17:14

Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России

Одним из вызовов современности, с которым пришлось столкнуться мусульманскому сообществу Башкортостана, является распространение радикальных и даже экстремистских интерпретаций ислама. Каковы причины распространения радикальных идеологий? На этот вопрос в интервью корреспонденту агентства "Башинформ" отвечает директор Центра этнологических исследова...

Одним из вызовов современности, с которым пришлось столкнуться мусульманскому сообществу Башкортостана, является распространение радикальных и даже экстремистских интерпретаций ислама.
Каковы причины распространения радикальных идеологий? На этот вопрос в интервью корреспонденту агентства "Башинформ" отвечает директор Центра этнологических исследований УНЦ РАН, член Совета по делам религий при Правительстве РБ, доктор исторических наук, профессор Айслу Юнусова.
- Айслу Билаловна, какие основные проблемы стоят сегодня перед мусульманской общиной (уммой) Башкортостана и Урало-Поволжья?
- У современных религиозных обществ России, в том числе Урало-Поволжского региона, очень много проблем. Это и слабо развитая система религиозного образования, и отсутствие грамотных кадров священнослужителей, иждивенческие настроения, неумение адаптироваться к рыночным отношениям и многое другое. Кроме того, негативное воздействие на жизнь общины оказывает внутреннее противоборство мусульманского духовенства и разобщенность мусульман. Но самое слабое звено в сегодняшнем российском исламе - это, безусловно, система передачи знаний. Мощный импульс в строительстве системы мусульманского образования, печати, культуры в целом, полученный в начале XX века, вскоре утратил перспективу дальнейшего развития, а в 20-30-е годы был и вовсе пресечен политикой воинствующего атеизма. К началу 90-х годов знания об исламе сохранились у российских "этнических" мусульман в виде фрагментарных представлений и бытовали по преимуществу на уровне семейных традиций.
- Как вы считаете, эти проблемы должно решить само мусульманское сообщество республики или же государство должно ему помочь?
- Речь идет не просто об оказании поддержки какой-либо религиозной конфессии в стране. Как известно, религия у нас отделена от государства. Речь идет о государственной безопасности. И государство должно понимать, что мусульманское сообщество России не в состоянии противостоять интервенции радикальных идеологий. Экономически и организационно слабый российский мусульманский социум становится объектом интервенции радикальных идеологий, международных террористических организаций, которые, в первую очередь, пытаются мобилизовать социально незрелую молодежь. Именно молодежь пытаются сегодня сделать опорой для реализации великодержавных планов строителей всемирного халифата. Это оказалось делом нехитрым, достаточно было наводнить страну, мусульмане которой десятилетиями испытывали острый недостаток в региозных знаниях, печатной продукцией соответствующего содержания и направленности. В России появилась масса литературы, изданной как в ее регинах, так и за пределами страны. Наряду с основными источниками по исламу (Коран, хадисы) и трудами признанных богословов к нам хлынул поток политической пропагандистской литературы, маскирующейся под ислам. К сожалению, всеобщая религиозная, а зачастую и правовая безграмотность не позволила многим верующим и неверующим отличить религиозное просвещение от политической пропаганды. В начале 1990-х годов в Башкортостане и практически во всех регионах Урало-Поволжья появились группировки, являющиеся проводниками радикальных идеологий.
- Насколько мне известно, вербовке подвергаются не только "этнические мусульмане", но и представители других национальностей?
- На первом этапе интервенции радикализма его идеологи ориентировались в основном на тюрко-мусульманскую молодежь, представителей так называемых "этнических мусульман", а в качестве инструментов влияния были созданы повсеместно турецкие лицеи и фонды. На следующем этапе радикализации, названном нами "русским этапом", объектом идеологической обработки стала российская молодежь безотносительно к этнической и религиозной принадлежности. Этот этап связан с экстремистской религиозно-политической партией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия исламского освобождения"), чья деятельность запрещена на территории России решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года.
- И какое же место в деятельности этой организации занимает собственно ислам?
- Да, никакого... Исламская риторика, цитирование Корана - все это используется лишь как идеологический антураж. Примечательно, что члены ячеек "Хизб ут-Тахрир" уделяют очень мало времени изучению религии, вовсе не изучают арабский язык, а умение читать Коран не является задачей обучения. Известно, на первом этапе вовлечения в партию молодых людей натаскивают в ячейках по вопросам политики, экономики, социологии, географии. Что касается религии, то ей отводится не более 15 процентов времени от всего учебного процесса.
Кроме того, распространение радикальных идеологий, пополнение новоявленными мусульманами рядов экстремистских движений, востребованность подобных идей молодежью свидетельствуют о глубоком социальном неблагополучии, религиозном и правовом невежестве. Судя по многочисленным материалам прессы и интернет-сайтов, задержанные члены "Хизб ут-Тахрир" наряду с поверхностными знаниями об исламе и халифатском его будущем, проявляли "зомбированность", они явно подвергались психологическому воздействию.
- В августе 2005 года Верховный суд Республики Башкортостан приговорил членов ячеек "Партии исламского освобождения" к лишению свободы сроком от четырех до девяти лет. Стоит ли нам ожидать новых громких процессов, связанных с "Хизб ут-Тахрир"?
- Несмотря ни на что, Башкортостан демонстрирует устойчивый иммунитет к распространению радикальных течений и идеологий. Идеи всемирного халифата, тем более его установления путем вооруженной борьбы, не получили здесь поддержки, а большинству верующих остались просто непонятными. Например, проведенные в Башкортостане исследования показывают, что 41 процент мусульман рассматривает джихад как борьбу со своими недостатками, еще 25 процентов склонны рассматривать его как борьбу со своими недостатками и недостатками в обществе, и только девять процентов понимают джихад как борьбу за веру, но при этом никто из опрошенных не рассматривает джихад как борьбу с оружием в руках.
- Недавно Федеральная регистрационная служба опубликовала список запрещенной печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, приравненных к экстремистским. Мне показалось, что у мусульман дела не настолько плохи, как может показаться из публикаций в СМИ. Из 14 наименований только одна книга имеет отношение к исламу - небезызвестная "Книга единобожия" Мухаммада абд-аль Ваххаба. Ее автор жил в Саудовской Аравии в конце XVIII века. Значит ли это, что экстремистские идеологии еще не пустили свои корни в России?
- Пока еще нет. Но если мы упустим время, то будем пожинать плоды своей беспечности. Сегодня молодежь подвергается влиянию радикальных и экстремистских идеологий и нуждается, прежде всего, в социальной, правовой и культурной поддержке и защите со стороны государства. И в этом вопросе государство не может руководствоваться принципом отделения церкви от государства. Напротив, интервенция радикальных идеологий в мусульманское пространство России, распространение среди мусульманской и немусульманской молодежи экстремистской литературы, аудио- и видеоматериалов, агитационно-пропагандистских листовок, журналов, - все это делает крайне необходимым возобновление деятельности государственных органов, занимающихся вопросами взаимодействия с религиозными организациями, и, в первую очередь, экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы с обязательным сертифицированием его членов. Институты гражданского общества также могут оказать содействие государству в решении указанных вопросов. В этом плане можно отметить, например, создание и деятельность рабочей группы по исламу при Общественном совете по развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе, в составе которого работают и представители нашей республики.
Автор: Булат Юлбарисов