Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Издательство "Китап" готовит юбилейный альбом, посвященный творчеству скульптора Сосланбека Тавасиева

В этом году в ноябре исполняется сорок лет со дня открытия в Уфе памятника Салавату Юлаеву.
В республиканском издательстве "Китап" готовят юбилейный альбом, посвященный истории создания памятника, вошедшего по праву в сокровищницу монументальных шедевров страны.
Издание увидит свет этой осенью в преддверии 450-летия добровольного...

В этом году в ноябре исполняется сорок лет со дня открытия в Уфе памятника Салавату Юлаеву.

В республиканском издательстве "Китап" готовят юбилейный альбом, посвященный истории создания памятника, вошедшего по праву в сокровищницу монументальных шедевров страны.

Издание увидит свет этой осенью в преддверии 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России и приоткроет неизвестные страницы жизни и творчества Сосланбека Тавасиева, создателя и творца самого популярного и любимого памятника республики.

1941 год. Война. Идет эвакуация семей художников из Москвы. Сосланбек Дафаевич пришел проводить свою жену и сына Ростика. И на вокзале за несколько минут до отхода поезда его назначают ответственным по доставке людей в пункт назначения в Стерлибашевский район Башкирии.

Так скульптор на самом пике драматических событий страны попадает в место, определившее во многом смысл его жизни и творчества.

С позиций сегодняшнего дня можно смело говорить об огромном влиянии автора и творца памятника Салавату Юлаеву на рост самосознания башкирского народа. Вот уже на протяжении нескольких десятков лет скульптура ассоциируется с Башкортостаном, стала визитной карточкой республики.

Именно тогда, по прибытии на Уфимский вокзал, среди сотен молодых юношей, собранных со всех сел и деревень и ожидавших отправки на фронт, скульптор услышал слова старика-башкира о том, что для победы над фашистской Германией нужен батыр Салават Юлаев. И по просьбам призывников старик рассказал легенду о непобедимом и бесстрашном народном герое. Каждый из слушателей представлял его по-своему. По-своему представил его и скульптор. Как молния, сверкнул перед ним образ вождя башкирского народа, защитника и воина.

Озарение впоследствии стало наваждением. В свободные минуты среди хлопот по обустройству и быту эвакуированных художников Сосланбек Дафаевич успевал заглянуть в библиотеку, архив, краеведческий музей. Ему не терпелось придать образу реальный характер и черты предводителя башкир пугачевского войска. Это должен быть памятник, посвященный победе, в этом художник не сомневался ни минуты.

Образ народного предводителя и защитника поведет в бой и поможет преодолеть все трудности и невзгоды войны. У башкирского народа будет свой национальный герой, вознесенный на пьедестал памятника! Это будет памятник Победы в образе Салавата Юлаева в самой высокой точке города, на коне, с высоко поднятой рукой, призывающей к наступлению. Для скульптора это был образ, ставший впоследствии символом республики и ее свободолюбивого народа.

Поражает, с какой быстротой продвигалась работа. В течение нескольких месяцев художник представил первые эскизы будущей скульптуры.

В семейном архиве, попечителем которого является невестка Сосланбека Дафаевича Татьяна Тавасиева, хранятся рисунки того времени. Видно, с каким упорством мастер шлифует портрет Салавата Юлаева, придавая ему черты воина-предводителя. В архиве есть документы, свидетельствующие о поддержке замысла художника местными властями. В частности, в документе от 20 декабря 1941 года, выданном Управлением по делам искусств при СНК БАССР, сказано об оказании повсеместной помощи орденоносцу-скульптору, художнику, который ведет работу по сбору необходимого исторического и бытового материала для памятника. И, наконец, несколько главных документов, знаменующих важные этапы работы мастера, когда творческий замысел приобретал материальные контуры: в 1943 году Совнарком Башкирской АССР принял постановление об одобрении памятника по эскизам скульптора Тавасиева. В 1946 году выходит распоряжение Совмина республики о включении памятника в титульный список капитального строительства 1947-1950 годов.

Это всего лишь малая толика материалов, бережно сохраняемая в семейном архиве и вошедшая отдельной главой в печатный альбом.

Большая часть интереснейших документов о том, как шла работа над скульптурой, как автор решительно отстаивал место его расположения — живописный обрыв над Белой, не вошли в издание. Кстати, скульптор Тавасиев является разработчиком зоны отдыха вокруг памятника, он мечтал о парке и цветниках, уютных беседках на берегу реки.

В этом году с вводом в строй Дома дружбы народов будет завершено и благоустройство парковой территории вокруг скульптуры. Ансамблю, задуманному скульптором еще в военные годы, будет придан завершенный вид.

Татьяна Тавасиева, обладатель авторских прав семейного архива художника, благодарна республике за внимание и память по отношению к создателю памятника Салавату Юлаеву.

Кроме издания юбилейного альбома, ей очень хочется открыть в Уфе музей творчества дважды лауреата Госпремий, прославленного сына двух народов, осетинского и башкирского, скульптора Сосланбека Тавасиева.

На даче художника в Абрамцеве хранятся многочисленные реликвии: личные вещи, фотографии, письма, инструменты, станки, заготовки, краеведческие предметы, собранные по деревням в годы войны, которые могут стать украшением любой экспозиции.

Автор: Людмила Васильева

Теги: культура
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть