Все новости
Детально
21 Февраля 2007, 12:07

Василий Засов - полный кавалер Георгиевского креста

Уроженец села Верхний Авзян Белорецкого района Александр Александров на судьбу не обижается. Она преподнесла ему столько запоминающихся событий, что многое даже из далекой юности вспоминается до сих пор. После окончания семилетки в родном поселке он два года работал в столярке местного леспромхоза, даже и не подозревая, как это позже...

Уроженец села Верхний Авзян Белорецкого района Александр Александров на судьбу не обижается. Она преподнесла ему столько запоминающихся событий, что многое даже из далекой юности вспоминается до сих пор. После окончания семилетки в родном поселке он два года работал в столярке местного леспромхоза, даже и не подозревая, как это позже отразится на его жизни. А в 1944 году Александра призвали в действующую армию. Правда, поучаствовать в боевых действиях он не сумел, но и то, что ему поручили, было важным. Служба его проходила на колесах: вместе с однополчанами Александров сопровождал железнодорожные эшелоны на фронт. В один из дней 1945 года Александра Савельевича вызвали в штаб части и вручили предписание. Согласно ему он уже на следующий день отбыл в Москву. Пока ехал до столицы, все терзался сомнениями - где теперь придется служить. Оказалось, в Кремле, в полку особого назначения.
- Он располагался в знаменитой казарме екатерининских времен, - вспоминает мой собеседник, - там, где потом по указанию Хрущева построили Кремлевский Дворец съездов. Красивое было здание: широкие коридоры с дубовым паркетным полом. Рядом с нами находились небольшие подразделения танкистов и артиллеристов, но они все больше учились в поле. Главная задача полка была в обеспечении охраны Кремля, где располагалось руководство страны, а многие члены Правительства и руководства партии в то время еще и жили там. Разных знаменитостей тогда довелось увидеть...
А через два года Александров вместе с товарищами получил новое назначение. На сей раз в пограничные войска. В Закарпатье, в тех местах по реке Тиса, что были только что включены после войны в состав территории СССР, предстояло построить хорошо защищенный участок границы.
- Мы были очень мобильным подразделением, - вспоминает Александр Савельевич, - если вдруг объявлялась тревога, то участвовали в поимке нарушителей рубежей и "лесных братьев", которых тогда в тех краях было много. Но большую часть времени возводили заставы, жилье для пограничников и их семей. Помогали местным жителям в обустройстве быта.
Вот тогда-то и пригодились ефрейтору Александрову навыки работы в столярке в родном Верхнем Авзяне. Ему доверили командование целым хозяйственным подразделением, в которое входили и лесопилка, и автогараж, и стройбригада. К тому времени он уже был на сверхсрочной службе.
Уволившись из армии, Александров вернулся в Верхний Авзян, а в конце 50-х годов прошлого века с семьей перебрался в Белорецк, где на протяжении нескольких десятков лет трудился в торговле. И все эти годы для души занимается, по его утверждению, очень интересным и увлекательным делом - краеведением.
Александр Савельевич собрал обширный материал по истории Авзяно-Петровских железоделательных заводов, о людях, которые их создавали, работали на этих предприятиях. В его архиве множество документов, которые свидетельствуют о структуре заводов, содержат данные об объемах производства, окрестных местах и, главное, о представителях различных сословий, вписавших свои имена в биографии местных сел. Во многом благодаря усилиям Александра Савельевича увидела свет книга, написанная им совместно с журналистом Леонидом Швецом к 250-летию Верхнего Авзяна.
А недавно краевед в семье одного из земляков обнаружил совсем маленькую фотографию, на которой был изображен бравый русский солдат. Но Александра Савельевича поразил не столько бравый вид воина, а награды на его груди. С помощью работников одного из фотопредприятий города маленькую дореволюционную карточку увеличили. И тогда стало ясно, что на ней изображен уникальный человек - полный Георгиевский кавалер. А поскольку было известно, что снят один из уроженцев Верхнего Авзяна, Савельев решил начать поиски. На его памяти не было земляков, удостоенных столь высокой награды. Через некоторое время краевед установил, что на снимке - Василий Николаевич Засов (Балаев). Он, как оказалось, был основателем первого ревкома на Авзяно-Петровских заводах. Но оказался в конфликте с Павлом Точисским, руководителем в 1917 -1918 годах белорецких социал-большевиков, и вышел из состава ревкома. Как известно, и члены ревкома, и Точисский закончили свои жизни трагически. Засов же с последними частями белого генерала Ханжина покинул Верхний Авзян, и с тех пор судьба его неизвестна.
- Наверное, потому, что он ушел с белыми, никто и не интересовался биографией Василия Николаевича, - говорит Александров. - А она меня увлекла. Смотрите, кроме четырех Георгиевских крестов у него на груди еще три неизвестные мне пока награды и золотые часы фирмы Буре с золотой цепью и брелоком. Такой подарок вручался самим императором при вручении четвертого Георгия.
В поиске сведений о героическом земляке Александр Савельевич сделал запросы в ряд федеральных служб, в крупнейшие музеи и архивы страны, ведет переписку с земляками в других местах России. Пока найти удалось не очень много, но уже и эти сведения дают надежду на успех.
- В конце января этого года Государственная Дума вышла с инициативой установления праздника - Дня героев. Его предполагается отмечать ежегодно 9 декабря, - рассказывает Александров. - В перечне тех, кого намечается чествовать в это день, есть и удостоенные званий полных кавалеров Георгиевского креста. Значит, есть уверенность, что список наших знаменитых земляков, уроженцев Белорецка и района, в котором 13 Героев Советского Союза, два Героя России и два Героя Социалистического Труда, может пополниться, - замечает краевед.
Напомним, орден св. Георгия Победоносца был учрежден в 1769 году императрицей Екатериной Второй. Это боевая награда для офицеров, причем первыми тремя степенями награждались только высшие военные чины - генералы и штабс-офицеры. Полными Георгиевскими кавалерами за всю историю были только военачальники Кутузов, Барклай-де-Толли, Дибич и Паскевич. В 1807 году "для поощрения храбрости и мужества" младших военных чинов, солдат и матросов был учрежден знак отличия этого военного ордена. По статусу 1855 года его стали именовать солдатским Георгиевским крестом. Кресты нижних степеней - третьей и четвертой - были серебряными, а второй и первой - золотыми. Именно они и укреплены на груди Засова, изображенного на дореволюционной фотографии.
- Я очень надеюсь, что с помощью моих земляков, выходцев из Верхнего Авзяна, мы сможем восстановить биографию Василия Николаевича, - говорит Александров. - Возможно, он не единственный из уроженцев здешних мест, кто удостоен столь высокой награды. Поэтому я приглашаю к поиску всех, кто неравнодушен к судьбе нашего родного края и его замечательных людей. Автор: Александр Урцев