Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Зульфира Акбашева: "Монополизм наносит ущерб экономике России"

Монополизм наносит ущерб экономике России. Однако по сравнению с 90-ми годами XX века нынешнее российское законодательство изрядно изменилось в сторону улучшения развития конкурентности. 2006 год был весьма богатым на законодательные изменения. Так, в минувшем году вступили в силу новые Федеральные законы "О защите...

Монополизм наносит ущерб экономике России. Однако по сравнению с 90-ми годами XX века нынешнее российское законодательство изрядно изменилось в сторону улучшения развития конкурентности. 2006 год был весьма богатым на законодательные изменения. Так, в минувшем году вступили в силу новые Федеральные законы "О защите конкуренции", "О рекламе", были скорректированы Водный, Земельный кодексы России и другие нормативно-правовые акты. Кроме того, с 2006 года на антимонопольную службу были возложены функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Все эти новшества позволили Управлению Федеральной антимонопольной службы по РБ значительно усовершенствовать и улучшить свою работу. Об итогах минувшего года сегодня на пресс-конференции в агентстве "Башинформ" рассказала руководитель УФАС по РБ Зульфира Акбашева. Так, в прошлом году антимонопольное ведомство возбудило и рассмотрело 477 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, об административных правонарушениях. Это на 70 процентов больше, нежели в 2005 году.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 214 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, включено 170 предприятий. Также рассмотрено 34 проекта нормативных правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, по 23 проектам подготовлены замечания и предложения, всего проведено 218 проверок, а также анализ состояния конкурентной среды на 24 товарных рынках, рассмотрено 593 обращения граждан. Управление участвовало более чем в 130 заседаниях судов различных инстанций.

Основным видом нарушений антимонопольного законодательства, по словам Зульфиры Акбашевой, являются нарушения со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. В минувшем году было рассмотрено 68 таких дел. По мнению руководителя антимонопольного управления, нарушения происходят из-за незнания законодательства и отсутствия пока должного разграничения полномочий между разными уровнями власти (зачастую вместо муниципалитетов решения принимают администрации городов и районов). Злоупотребление доминирующим положением также остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства — в прошлом году УФАС по РБ было возбуждено и рассмотрено 35 дел, связанных с навязыванием невыгодных условий договора, необоснованным отказом от заключения договора, нарушением ценообразования. Больше всего фактов злоупотребления доминирующим положением, то есть навязывания невыгодных условий договора. По возбужденным делам было принято решение о перечислении в бюджет свыше 2,5 миллиона рублей доходов, полученных из-за данного нарушения антимонопольного законодательства.

Также в минувшем году было возбуждено восемь дел по фактам недобросовестной конкуренции на товарных рынках (введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и другое).

Девять дел касались нарушений на рынке финансовых услуг, 132 — закона о рекламе.

161 дело было возбуждено об административных правонарушениях, из них 23 — за неисполнение предписаний антимонопольного органа, 33 — за нарушение порядка представления ходатайств, заявлений, сведений, информации в антимонопольный орган и т.д. Общая сумма наложенного штрафа составила более 5,5 миллиона рублей.

Зачастую не соответствуют российскому законодательству и проводимые конкурсы на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, Башкортостанским УФАС в 2006 году было проведено 17 плановых и внеплановых проверок, рассмотрено 30 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации, рассмотрено 38 дел, выдано 13 предписаний и предложений об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

В минувшем году Башкортостанское УФАС проводило мониторинг выделения земельных участков под жилищное строительство на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Было возбуждено 14 дел. В результате при выделении земельных участков под жилищное строительство доля участков, выделяемых с нарушениями, заметно сократилась, а сама процедура стала более прозрачной. Надо отметить, что в республике растет и количество земельных участков, выделяемых через аукционы.

В целом же для нормального развития конкуренции как бизнес-сообществу республики, так и органам власти необходимо более детально изучать законодательство и применять его на практике. В противном случае более юридически подкованные субъекты рынка (те же московские компании) могут вытеснить башкирский бизнес со своего же рынка, отметила Зульфира Акбашева.

фото Андрея Старостина.

Автор: Ольга Горюнова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть