Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15 ↑

EUR 68.47 ↓

3 декабря Суббота

Уфа   °

Глобализация, регионализация, инновация: три грани одной проблемы

Глобализация и регионализация - два взаимодополняющих процесса, характеризующих современное состояние мировой производственно-торговой системы. Перед Башкортостаном в этой связи стоит задача профилирования, считает доктор Курт Хорншильд.
Г-н Хорншильд - один из ведущих специалистов Германии в области инноваций, представляющий Институт эконо...

Глобализация и регионализация — два взаимодополняющих процесса, характеризующих современное состояние мировой производственно-торговой системы. Перед Башкортостаном в этой связи стоит задача профилирования, считает доктор Курт Хорншильд.

Г-н Хорншильд — один из ведущих специалистов Германии в области инноваций, представляющий Институт экономических исследований Германии. В эти дни он находится в Уфе — принимает участие в двухдневном семинаре-совещании, организованном Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ. Эти встречи — только часть большой работы в рамках масштабной программы "Разработка и реализация региональной инновационной стратегии как фактор повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан".

В Уфу он приехал поделиться опытом и вместе со специалистами различных министерств, ведомств и организаций найти ответы на интересующие республику вопросы. А вопросов множество. Главный же  — один: как поставить экономику на инновационные рельсы? В качестве наглядного примера наш немецкий гость привел свою страну, инвестиционно-инновационные проблемы которой он по роду деятельности изучил досконально.

Глобальные изменения в сфере инновационной политики происходят сейчас во всем мире. Причина, считают эксперты, в том, что мировая торговля развивается более динамично, чем производство в отдельных государствах. Объемы всемирного экспорта и импорта увеличиваются. Соответственно, растет конкуренция. Впрочем, о плюсах и минусах глобализации говорить излишне. Главное — понять, что каждое государство так или иначе включено в этот всемирный процесс и попытка изоляции более эффективной экономическую систему государства не сделает.

Что же означает в свете поставленных задач профилирование? По словам г-на Хорншильда, анализ состояния экономики Германии за последние полтора десятилетия показал, что при динамичном развитии одних отраслей в других наблюдается явная стагнация или значительный спад. Это естественный процесс, во многом обусловленный рыночной конъюнктурой. Доминируют такие области, как связь, производство офисного, компьютерного оборудования, автомобилестроение, электротехника и ряд других сфер. Текстильные, кожевенные предприятия и ряд других производственных профилей оказались в трудном положении. Потеря предприятий означает потерю рабочих мест, а это уже вопрос социальной стабильности. Что делать?

— Если Германия хочет сохранить свое положение на рынке, то, чтобы избежать потерь, рабочие места нужно создавать в новых отраслях, — говорит г-н Хорншильд, проводя аналогию между процессами, происходящими в Германии и в Башкортостане.

Под профилированием подразумевается концентрация усилий на конкретных, стратегически важных направлениях, и в Башкортостане, считает немецкий эксперт, есть все необходимое для успешного решения этой задачи. Вместе с тем профилирование экономики региона предполагает решение двух задач. Во-первых, развитие собственного потенциала (особую значимость в связи с этим приобретает уровень квалификации населения). А во-вторых, активное привлечение инвесторов. Естественно, этот процесс должен дополняться и стимулироваться привлекательной налоговой системой, грамотным, регулирующим участием государства.

Стало быть, основа динамично развивающейся экономики — это инновации. Но инновации инновациям рознь. Одни технологии нацелены на максимизацию объемов производства при минимизации издержек. Это подавляющее большинство республиканских предприятий. Количество участников рынка, их производственный потенциал известны, с небольшими погрешностями можно спрогнозировать их будущее состояние и место на рынке. Инновации же другого рода предполагают открытие новых областей. Четких стандартов там нет. Рынок практически непредсказуем. Следовательно, очень велика доля предприятий, терпящих неудачу, — банкротов. Сфера рискованная, но без нее в наше "наукоемкое" время никуда. Германия в области новых технологий за последние годы сделала решительный шаг вперед. Пример эффективного взаимодействия интеллекта и кошелька подает американская система внедрения инноваций.

В ФРГ государственное регулирование инновационной сферы затруднено именно ее непредсказуемостью. Возникает странная ситуация: государство, которое пропагандирует поддержку новых технологий, фактически становится тормозом на их пути к рынку. Процесс сертификации крайне труден. Впрочем, это понятно: как государственный орган может выдать сертификат на нечто непонятное, на что-то такое, последствия внедрения чего пока неизвестны?

Это одна грань проблемы. И конечно не единственная. В вопросе создания эффективной инновационной инфраструктуры Германия оказывает нам содействие. Однако собственная система Германии тоже несовершенна, хотя там наука в гораздо большей степени ориентирована на экономику страны или, если хотите, в большей степени к ней приближена.

Фундаментальная наука от практики далека. Однако ее потенциал мог бы с успехом использоваться в производственном направлении. Это проблема государственного масштаба. Для ее решения можно было бы создать систему трансферта инноваций, то есть своего рода "посреднические" структуры, систему промышленных исследований, уже включенную в инновационный процесс и в большей степени приближенную к рынку. В Германии такие системы находятся под крылом государства. Стало быть, опять противоречие — уже в антимонопольной плоскости. Финансируемые государством организации не имеют права влиять на конкурентную борьбу.

Инновационная система, в которой фундаментальная наука тесно связана с системой трансферта инноваций, а та, в свою очередь, — с бизнесом, — это, увы, пока только некая умозрительная схема, воплотить которую на практике не удается. Слишком все непредсказуемо и сложно. Для широкого внедрения инноваций нужна развитая система венчурного финансирования. Готовность кредитных организаций вкладываться в рискованные проекты тоже под большим вопросом. Банки зарабатывают деньги, а не занимаются благотворительностью. У них должен быть стимул.

Стимулирование — это опять вопрос к государству. Конечно, бюджетных средств потребуется немало. Но что они — в сравнении со стратегическими преимуществами от внедрения передовых технологий?

Недавно делегация нашей республики вернулась из Германии, где с решением "инновационных" вопросов ознакомилась на практике. По мнению заместителя министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики республики Роберта Вагапова, нашей республике предстоит работать в трех направлениях. Во-первых, финансовое обеспечение процесса создания инновационной инфраструктуры. Во-вторых, создание этой самой инфраструктуры и обеспечение ее эффективной работы. В-третьих, решение кадрового вопроса, причем не эпизодическое, а системное.

К концу 2007 года нашим специалистам вместе с экспертами Евросоюза предстоит выработать стратегический документ по стимулированию в Башкортостане инновационной деятельности. Он будет носить рекомендательный характер, и в нем будет аккумулироваться как международный опыт, так и совместные наработки наших ученых, чиновников и производственников.

Автор: Эльвира Латыпова

Теги: инновации
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть