Глобализация и регионализация - два взаимодополняющих
процесса, характеризующих современное состояние мировой
производственно-торговой системы. Перед Башкортостаном в этой связи
стоит задача профилирования, считает доктор Курт Хорншильд.
Г-н Хорншильд - один из ведущих специалистов Германии в
области инноваций, представляющий Институт экономических
исследований Германии. В эти дни он находится в Уфе - принимает
участие в двухдневном семинаре-совещании, организованном
Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной
политики РБ. Эти встречи - только часть большой работы в рамках
масштабной программы "Разработка и реализация региональной
инновационной стратегии как фактор повышения инвестиционной
привлекательности Республики Башкортостан".
В Уфу он приехал поделиться опытом и вместе со специалистами
различных министерств, ведомств и организаций найти ответы на
интересующие республику вопросы. А вопросов множество. Главный же
- один: как поставить экономику на инновационные рельсы? В качестве
наглядного примера наш немецкий гость привел свою страну,
инвестиционно-инновационные проблемы которой он по роду
деятельности изучил досконально.
Глобальные изменения в сфере инновационной политики
происходят сейчас во всем мире. Причина, считают эксперты, в том, что
мировая торговля развивается более динамично, чем производство в
отдельных государствах. Объемы всемирного экспорта и импорта
увеличиваются. Соответственно, растет конкуренция. Впрочем, о
плюсах и минусах глобализации говорить излишне. Главное - понять,
что каждое государство так или иначе включено в этот всемирный
процесс и попытка изоляции более эффективной экономическую
систему государства не сделает.
Что же означает в свете поставленных задач профилирование? По
словам г-на Хорншильда, анализ состояния экономики Германии за
последние полтора десятилетия показал, что при динамичном развитии
одних отраслей в других наблюдается явная стагнация или
значительный спад. Это естественный процесс, во многом
обусловленный рыночной конъюнктурой. Доминируют такие
области, как связь, производство офисного, компьютерного
оборудования, автомобилестроение, электротехника и ряд
других сфер. Текстильные, кожевенные предприятия и ряд
других производственных профилей оказались в трудном положении.
Потеря предприятий означает потерю рабочих мест, а это уже
вопрос социальной стабильности. Что делать?
- Если Германия хочет сохранить свое положение на рынке, то,
чтобы избежать потерь, рабочие места нужно создавать в новых
отраслях, - говорит г-н Хорншильд, проводя аналогию между
процессами, происходящими в Германии и в Башкортостане.
Под профилированием подразумевается концентрация усилий на
конкретных, стратегически важных направлениях, и в Башкортостане,
считает немецкий эксперт, есть все необходимое для успешного решения
этой задачи. Вместе с тем профилирование экономики региона
предполагает решение двух задач. Во-первых, развитие собственного
потенциала (особую значимость в связи с этим приобретает уровень
квалификации населения). А во-вторых, активное привлечение
инвесторов. Естественно, этот процесс должен дополняться и
стимулироваться привлекательной налоговой системой, грамотным,
регулирующим участием государства.
Стало быть, основа динамично развивающейся экономики - это
инновации. Но инновации инновациям рознь. Одни технологии
нацелены на максимизацию объемов производства при минимизации
издержек. Это подавляющее большинство республиканских
предприятий. Количество участников рынка, их производственный
потенциал известны, с небольшими погрешностями можно
спрогнозировать их будущее состояние и место на рынке. Инновации же
другого рода предполагают открытие новых областей. Четких
стандартов там нет. Рынок практически непредсказуем. Следовательно,
очень велика доля предприятий, терпящих неудачу, - банкротов. Сфера
рискованная, но без нее в наше "наукоемкое" время никуда. Германия в
области новых технологий за последние годы сделала решительный шаг
вперед. Пример эффективного взаимодействия интеллекта и кошелька
подает американская система внедрения инноваций.
В ФРГ государственное регулирование инновационной сферы
затруднено именно ее непредсказуемостью. Возникает странная
ситуация: государство, которое пропагандирует поддержку новых
технологий, фактически становится тормозом на их пути к рынку.
Процесс сертификации крайне труден. Впрочем, это понятно: как
государственный орган может выдать сертификат на нечто непонятное,
на что-то такое, последствия внедрения чего пока неизвестны?
Это одна грань проблемы. И конечно не единственная. В вопросе
создания эффективной инновационной инфраструктуры Германия
оказывает нам содействие. Однако собственная система Германии тоже
несовершенна, хотя там наука в гораздо большей степени ориентирована
на экономику страны или, если хотите, в большей степени к ней
приближена.
Фундаментальная наука от практики далека. Однако ее потенциал
мог бы с успехом использоваться в производственном направлении. Это
проблема государственного масштаба. Для ее решения можно было бы
создать систему трансферта инноваций, то есть своего рода
"посреднические" структуры, систему промышленных исследований,
уже включенную в инновационный процесс и в большей степени
приближенную к рынку. В Германии такие системы находятся под
крылом государства. Стало быть, опять противоречие - уже в
антимонопольной плоскости. Финансируемые государством
организации не имеют права влиять на конкурентную борьбу.
Инновационная система, в которой фундаментальная наука тесно
связана с системой трансферта инноваций, а та, в свою очередь, - с
бизнесом, - это, увы, пока только некая умозрительная схема, воплотить
которую на практике не удается. Слишком все непредсказуемо и сложно.
Для широкого внедрения инноваций нужна развитая система
венчурного финансирования. Готовность кредитных организаций
вкладываться в рискованные проекты тоже под большим вопросом.
Банки зарабатывают деньги, а не занимаются благотворительностью. У
них должен быть стимул.
Стимулирование - это опять вопрос к государству. Конечно,
бюджетных средств потребуется немало. Но что они - в сравнении со
стратегическими преимуществами от внедрения передовых технологий?
Недавно делегация нашей республики вернулась из Германии, где
с решением "инновационных" вопросов ознакомилась
на практике. По мнению заместителя министра промышленности,
инвестиционной и инновационной политики республики Роберта
Вагапова, нашей республике предстоит работать в трех направлениях.
Во-первых, финансовое обеспечение процесса создания инновационной
инфраструктуры. Во-вторых, создание этой самой инфраструктуры и
обеспечение ее эффективной работы. В-третьих, решение кадрового
вопроса, причем не эпизодическое, а системное.
К концу 2007 года нашим специалистам вместе с экспертами
Евросоюза предстоит выработать стратегический документ по
стимулированию в Башкортостане инновационной деятельности. Он
будет носить рекомендательный характер, и в нем будет
аккумулироваться как международный опыт, так и совместные
наработки наших ученых, чиновников и производственников.
Автор: Эльвира Латыпова