Аудит - это форма контроля собственников за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия, анализ его финансового положения. Аудит не
подменяет государственного контроля достоверности финансовой отчетности.
Для предприятия аудиторы и консультанты могут определить наиболее
эффективные пути выхода из любой кризисной или просто проблемной ситуации.
Своевременное обращение к аудиторам или налоговым консультантам позволит
снизить налоговые риски, которые неизбежно возникают в процессе
финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия в условиях
непрерывно меняющегося законодательства.
Вера Мелентьева, директор по аудиту ООО "Аудит-безопасность", недавно
вошедшего в холдинг "Группа компаний "Эксперт-оценка" продолжает
комментировать ситуацию на рынке аудиторских услуг республики. Две первые
части бесед об аудите были опубликованы в рубрике "подробности" на сайте
агентства "Башинформ" 16 ноября и 31 октября.
- У нас все предприятия боятся налоговых проверок и совершенно
лояльны к проверкам аудиторским. Это правильно или идет от непонимания
того, что несет с собой аудит?
- Так сложилось у нас в стране: главной головной болью любого
бухгалтера является вопрос - правильно ли я считаю налоги? В основном
все наши предприятия интересует налоговая отчетность. Но вот ведь
какой парадокс: налоги на предприятиях чаще всего считают правильно,
и даже специально переплачивают, перестраховываясь. А на бухгалтерский
учет обращают гораздо меньше внимания. Кроме того, ломают его,
подстраивая под учет налоговый.
- Ответ прост. В последние годы мы живем при нестабильном бухгалтерском
и налоговом законодательстве. Все изменяется и совершенствуется.
Законодательство по бухгалтерскому учету в основном дополняется, то
есть Минфин РФ принимает новые Положения по бухгалтерскому учету и
Методические рекомендации, которые разъясняют порядок применения
этих Положений и носят характер нормативных документов. В настоящее
время для всеобщего обсуждения на сайте Минфина РФ представлен проект
Закона "Об официальном бухгалтерском учете". То есть развитие
законодательства по бухгалтерскому учету происходит плавно, без
резких скачков.
Кроме того, надо учитывать и историю развития бухгалтерского учета
в нашей стране. Ведь до начала 90-х годов прошлого века бухгалтер вел
учет по жестким правилам, то есть по инструкциям, где были четко
прописаны все бухгалтерские записи и не было места фантазиям.
О понятии "профессиональное суждение бухгалтера" никто и не
слышал. Развитие рыночных отношений в нашей стране внесло разнообразие в
финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Появилось огромное
количество предприятий различных форм собственности, стал набирать
обороты малый бизнес. Все это потребовало нового подхода к ведению
бухгалтерского учета на предприятиях. Кроме того, вместе со сменой
собственников при приватизации предприятий происходила и смена
внешних пользователей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность
должна была удовлетворять запросы потенциальных инвесторов, быть
прозрачной и понятной. Поэтому в 1994 году появился совершенно
замечательный и, в своем роде, уникальный документ (Приказ Минфина РФ),
который ввел для бухгалтера понятие "Учетная политика предприятия".
Привыкали к нему трудно, и где-то только к 2000 году практически
на всех предприятиях уже была разработана своя собственная учетная
политика. Вся прелесть учетной политики предприятия состоит в том,
что если бухгалтер в совершенстве владеет бухгалтерским законодательством,
то из предложенных Минфином разнообразных приемов, отраженных в бухгалтерском
учете отдельных финансово-хозяйственных операций, он выберет такой
вариант, который позволит представить финансовое положение его предприятия
в нужном свете.
По становлению налогового законодательства сложилась другая ситуация.
Оно в 90-х годах прошлого века только начало формироваться. Принятие
в 1995 году первой части Налогового Кодекса РФ - это огромный прорыв
в данной сфере. Налоговый Кодекс (далее по тексту - НК РФ) постоянно
меняется, дополняется, можно много говорить о его несовершенстве.
По моему мнению, главный документ страны, в соответствии с которым
рассчитываются практически все налоги, на сегодняшний день устанавливает
только общие принципы формирования налоговой базы. Если обратиться к
аналогичным документам других стран, то их объем в несколько раз
превосходит объем российского Налогового Кодекса. И в них приведены
правила расчета налогов в различных ситуациях. В НК РФ этого нет.
Поэтому наши налогоплательщики находятся в непростой ситуации.
Они хотят честно заплатить налоги, но не могут понять, а как их правильно
рассчитать? Кто может им помочь и подсказать? Налогоплательщики пишут
запросы в налоговую службу, в Минфин РФ. Им отвечают, но ответы на
один и тот же вопрос, заданный различным ведомствам, нередко диаметрально
противоположны. А ведь бухгалтер прекрасно понимает, что при проведении
налоговой проверки, если что-то будет не так, то его и его предприятие
накажут. Причем штрафы могут составить приличную сумму. А кроме
штрафов на сумму недоимки по налогам еще и пени начисляют. Поэтому у нас
предпочитают переплатить налоги. Но это является отвлечением оборотных
средств предприятия, за которое руководство "спасибо" не скажет. Вот в
такой непростой ситуации на сегодняшний день находятся российские бухгалтеры.
При проведении аудиторской проверки подтверждается достоверность
бухгалтерской отчетности. Если отчетность составлена неправильно или
на основании неправильных бухгалтерских записей, значит - она
недостоверна. Какое наказание грозит за это бухгалтеру? Да практически
никакого. Получение отрицательного аудиторского заключения - это
для главного бухгалтера не конец света. Конечно, такое аудиторское
заключение отражает работу главного бухгалтера, показывает его
профессиональную некомпетентность. Но российский бухгалтер привык
реагировать только на штрафные санкции. После получения от аудиторов
заключения о том, что отчетность предприятия недостоверна, главный
бухгалтер имеет возможность исправить ситуацию. Он делает исправительные
бухгалтерские записи, правда уже следующим годом, так как бухгалтерская
отчетность, представленная внешним пользователям, в соответствии
с законом "О бухгалтерском учете" не подлежит исправлению. Максимум,
что грозит главному бухгалтеру, - это административный штраф за
искажение показателей статей баланса, в соответствии с Административным
кодексом РФ.
Я работаю в аудите с 1995 года, то есть 11 лет, и за все это время
видела не более десятка постановлений о наложении административного
взыскания по этому основанию. Есть еще одна мера взыскания, это
статья 193 Трудового Кодекса. Но работодатели ее практически не
используют и обращаются к ней только в том случае, когда хотят поменять
главного бухгалтера. Вот и все.
- То есть проблема как раз в составлении отчетности: бухгалтеры
без аудитора зачастую не могут с задачей справиться. Это ведь не просто
баланс подвести, а какую-то стратегию выстроить или выявить...
- Нет, в составлении отчетности проблемы нет. Бухгалтерская отчетность -
это как подведение итогов в работе главного бухгалтера. Она составляется
по определенным правилам, которые закреплены в нормативных документах,
и в чем-то похожа на курсовую или дипломную работу.
Другое дело, что можно разглядеть за, казалось бы, гладкой
отчетностью. Любой без исключения аудитор должен в течение 10-15
минут провести экспресс-анализ отчетности. Моментально выявить
нестыковки в различных формах отчетности и понять, что хотели выставить
на передний план, а что оставить чуть позади. То есть, на основе
анализа отчетности сделать выводы о финансовом положении предприятия.
Затем, при необходимости, аудитор должен дать рекомендации руководству
и собственникам предприятия. Не случайно большинство аудиторов имеют
два высших образования. Второе, как правило, экономическое.
- Разные мнения с налоговой инспекцией - разве это возможно?
- А почему нет? Как я уже сказала выше, по многим ситуациям бывают
разные мнения. Ответы из Минфина и из налоговой службы нередко
не совпадают. И даже диаметрально противоположны.
- Значит, их можно трактовать как угодно?
- Вот именно. Бывает так - в Налоговом Кодексе одно, в разъяснениях
другое. Поэтому аудитор должен предупредить своего клиента, что на
сегодняшний день по интересующему его вопросу существуют разные мнения.
То есть, мнение Минфина и мнение налоговой службы сильно отличаются.
В такой ситуации необходимо обратиться к анализу сложившейся судебной
практики. Но это тоже может не дать желаемого результата в виде
однозначного ответа. В нашей стране право не прецедентное.
И суды разных инстанций и разных округов тоже иногда принимают различные
решения.
Тогда мы обращаемся к практике Высшего Арбитражного Суда,
Конституционного Суда РФ. К сожалению, и здесь возможны неоднозначные
моменты. Поэтому необходимо оценить для клиента налоговые риски по
решению интересующего его вопроса. Эта работа называется - налоговый
консалтинг. Эту услугу также оказывают аудиторские фирмы. К сожалению,
она не очень востребована. Очень медленно наши предприятия понимают,
что на сегодняшний день им не обойтись без внешнего консультанта. И
обычно к аудитору обращаются с опозданием. И тогда уже приходится
корректировать последствия, вместо того, чтобы вовремя устранить их причину.
- Как все сложно. Как же собственнику или инвестору, пожелавшему
вкладываться в развитие предприятия, во всей этой кухне разобраться?
- Для начала пригласить аудитора, который проверит достоверность
бухгалтерской отчетности, что-то подскажет бухгалтеру и все разъяснит
руководителю. Затем заключить договор на консультационные услуги, и,
по мере необходимости, обращаться за консультацией. Причем желательно,
чтобы рабочий союз предприятия и аудитора длился не один год.
- Значит, аудиторы могут полностью перестроить мышление бухгалтера и
руководителя, принести дополнительную выгоду?
- Конечно, мы же делаем объективную, независимую экспертизу,
направленную на улучшение экономической ситуации предприятия. Приведу
простой пример. Не очень охотно идут бухгалтеры предприятия на построение
двух систем учета - бухгалтерского и налогового. Обвинять в этом
бухгалтера не стоит, так как для этого есть объективные причины.
Например, увеличение нагрузки на бухгалтерскую службу, общее увеличение
потока информации, которую необходимо обработать, увеличение трудозатрат.
Но те предприятия, руководители которых поняли эту проблему и помогли
своей бухгалтерии настроить эти системы, то есть выделили дополнительные
штатные единицы для ведения налогового учета, выделили дополнительные
средства для приобретения новых компьютеров, не жалеют денег на повышение
квалификации и т.д., эти предприятия уже получили положительный результат,
почувствовали выгоду. Так как построение системы налогового учета позволяет
разделить налог на две части, первую - которую надо заплатить сейчас,
и вторую - отложенную, которую надо будет заплатить через определенное
время. На тех предприятиях, которые являются клиентами нашей фирмы
ООО "Аудит-безопасность", мы проводим такую работу. Мы объясняем, что
формирование отложенной части налога на прибыль высвобождает оборотные
деньги, предприятие может ими пользоваться и нарабатывать дальнейший капитал.
И, в основном, мы находим понимание у руководства предприятий, наши предложения
принимаются.
Передовые, болеющие душой за предприятие руководители сейчас
сознательно идут на увеличение трудозатрат по построению систем учета.
На таких предприятиях понимают ценность работы аудитора и консультанта,
и работать с ними одно удовольствие, так как видишь результат своего
труда и ту пользу, которую из этого извлекает предприятие. Так что
мы - за взаимовыгодное сотрудничество.
(На правах рекламы)
Автор: Ольга Горюнова