21 ноября налоговые органы Республики Башкортостан будут
отмечать 15-летие со дня образования. Дата, конечно, не круглая,
у налоговиков есть что подытожить и о чем задуматься. Сегодня
о достижениях, проблемах и перспективах налоговой службы
в беседе с обозревателем агентства "Башинформ" рассказывает
исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной
налоговой службы по Республике Башкортостан Рамзил Низаметдинов.
- Рамзил Равилович, как известно, налоговые органы 21 ноября
будут отмечать 15-летний юбилей. С какими показателями подошли
работники налоговых органов республики к этой дате?
- К своему юбилею налоговые органы республики подошли с
хорошими показателями. Нами обеспечено увеличение поступлений
в бюджетную систему Российской Федерации. Среди 14 субъектов
Приволжского федерального округа Управление ФНС Роcсии по
Республике Башкортостан занимает третье место по объему
налоговых поступлений.
По итогам девяти месяцев текущего года обеспечено выполнение
индикативных показателей по поступлениям в бюджеты всех уровней
и социальные внебюджетные фонды. Управлением и налоговыми
органами республики проделана значительная работа по повышению
эффективности налогового администрирования. Снижены задолженность
и недоимка по налогам и сборам. Выросла эффективность контрольной
работы. Так, доначисления по результатам выездных проверок
выросли по сравнению с девятью месяцами 2005 года в 1,4 раза.
Результативность по данным проверкам составила 92 процента, что
выше показателей аналогичного периода 2005 года.
Достигнута положительная динамика по всем направлениям
деятельности налоговых органов нашей республики.
- 15 лет для создания эффективного налогового законодательства -
срок небольшой в сравнении с историей налоговых ведомств других
государств. Однако многие аналитики и политики сейчас говорят
о том, что налоговое законодательство России изменилось
в лучшую сторону. Какие, на ваш взгляд, наиболее
масштабные изменения в налогообложении произошли за эти 15
лет и, в частности, в последние годы?
- Налоговая реформа в России, начавшаяся в 90-х годах,
продолжается и сегодня, несмотря на то, что к настоящему
времени практически все главы Налогового кодекса уже приняты.
За последние годы в налоговом законодательстве произошли
большие изменения, способствующие более справедливому
налогообложению. В 2004-2006 годах продолжался курс на дальнейшее
снижение налогового бремени: с 2004 года снижена основная ставка
НДС, ЕСН, произошли кардинальные изменения в налогообложении
прибыли. С 2004 года отменен налог с продаж, с 2006 года - налог
с имущества, переходящего в порядке наследования. По другим
налогам также принимаются решения по их упрощению и снижению.
Продолжает совершенствоваться налогообложение малого
бизнеса, введены специальные налоговые режимы.
Проведение эффективной налоговой политики - одно из
важнейших условий экономического роста России, развития
предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики,
привлечения в страну инвестиций. Поэтому трудно переоценить
значение осуществляемой в настоящее время налоговой реформы
в России.
- Тем не менее не все проблемы еще решены и не все возможности
для пополнения доходной части российского и республиканского
бюджетов использованы. Где вы видите хороший потенциал?
- Одним из направлений работы налоговых органов республики
в пополнении доходной части бюджетов всех уровней является
борьба с теневой экономикой.
Определенная доля заработков в республике выплачивается
в "конвертах". А ведь, к примеру, налог на доходы физических
лиц, выплачиваемый с заработной платы, является основным
источником формирования консолидированного бюджета республики.
Поэтому нами будет продолжена работа по легализации "теневой"
заработной платы. Эта деятельность налоговых органов уже
сейчас приносит положительные результаты. Особое внимание
будет уделяться фирмам-однодневкам, создаваемым для сокрытия
незаконных денежных средств. Многие вопросы, связанные с
доходами бюджета, требуют совместного решения с другими
министерствами и ведомствами, например, по земельному налогу.
Базой для его исчисления является кадастровая стоимость
земельных участков, однако в республике имеются случаи ее
несоответствия реальной оценке.
Еще одна серьезная проблема - уклонение физических лиц от
уплаты налога на имущество по причине отказа от государственной
регистрации права собственности на уже эксплуатируемые строения.
Улучшение ситуации здесь возможно при активном взаимодействии
с органами муниципальных образований.
- Каким, по вашему мнению, станет налоговое законодательство
через пять, десять лет?
- Думаю, в перспективе налоговая политика государства будет
направлена на развитие экономики, последовательное снижение
налоговой нагрузки на предприятия, качественное улучшение
налогового администрирования.
- В последнее время активно обсуждается введение таких
налогов, как прогрессивный налог на недвижимость, налог на
бездетность. Как вы относитесь к таким законодательным инициативам?
- Прежде хочу сказать, что фактически все западные страны
используют различные формы прогрессивного налогообложения как
средство перераспределения дохода от более состоятельных
граждан к более бедным. Такой принцип налогообложения
"по платежеспособности" является наиболее справедливым.
Поэтому к введению прогрессивного налога на недвижимость я
отношусь положительно. Ведь он призван заменить налог на
имущество и земельный налог. Для муниципальных бюджетов этот
налог - прямой источник дохода. Предполагается, что налоговая
база по налогу на недвижимость будет формироваться, исходя
из рыночной стоимости объектов, поэтому доходы местных бюджетов
резко увеличатся. В связи с этим важным вопросом будет являться
получение достоверной рыночной цены недвижимости.
Что касается налога на бездетность - по моему мнению, его
введение является неразумным.
- Какие задачи стоят перед налоговыми органами сейчас?
- Перед налоговой службой государство ставит все новые задачи,
определяет новые ориентиры деятельности в части дальнейшего улучшения
налогового администрирования, увеличения налоговых поступлений,
сокращения задолженности по налогам и платежам в бюджетную систему.
- За каждым успехом любого ведомства стоят люди. Кто они,
работники налоговых органов республики вчера и сегодня?
- Главное наше богатство - это, конечно, люди. Старая
фраза "Кадры решают все" бесспорна, и это каждодневным своим
трудом подтверждает многочисленный штат налоговых органов.
Сегодня в нашей системе работают 4,5 тысячи человек, 33 процента
наших работников - люди в возрасте до 30 лет; 82 процента - женщины,
несмотря на то, что в условиях становления новой России,
изменения приоритетов, работа налогового инспектора стала профессией
повышенного риска.
Основной костяк коллектива налоговых органов республики -
специалисты, которые трудятся все 15 лет существования налоговой
службы. Это настоящие патриоты своего дела.
- Спасибо за интервью и с праздником!
Автор: Ольга Горюнова