Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Добрый доктор Аудит

Аудит - это форма контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, анализ его финансового положения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой отчетности. Для предприятия аудиторы и консультанты могут определить наиболее эффективные пути выхода из любой кризисной или просто проблемной ситуации. Своевреме...

Аудит — это форма контроля собственников за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, анализ его финансового положения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой отчетности. Для предприятия аудиторы и консультанты могут определить наиболее эффективные пути выхода из любой кризисной или просто проблемной ситуации. Своевременное обращение к аудиторам или налоговым консультантам позволит снизить налоговые риски, которые неизбежно возникают в процессе финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия в условиях непрерывно меняющегося законодательства.

Нашим проводником по рынку аудиторских услуг согласилась выступить директор по аудиту ООО "Аудит-безопасность", недавно вошедшего в холдинг "Группа компаний "Эксперт-оценка", Вера Мелентьева.

— Сколько лет аудиту в России?

— За рубежом услуги аудиторов и консультантов широко востребованы, практика аудита насчитывает более 100 лет. В России Закон "Об аудиторской деятельности" появился только в 2001 году, хотя уже с середины 90-х годов прошлого века, особенно с развитием в стране частной собственности, на рынке возникла потребность в грамотной экспертизе состояния финансовых дел и инструментов управления предприятием. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с вышеназванным законом и Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством РФ.

— Ваша фирма — тоже не новичок на этом рынке?

— Фирме "Аудит-безопасность" 11 лет (основана в марте 1995 года), она прошла свой путь становления в условиях перестройки вместе с совершенствованием законодательства и подтвердила высокий уровень профессиональной деятельности своих сотрудников.

ООО "Аудит-безопасность" является членом Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и других аккредитованных профессиональных объединений. Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт РА", ООО "Аудит-безопасность" в течение ряда лет занимает места в числе 100 крупнейших аудиторских компаний России и в числе крупнейших аудиторских компаний Уральского региона. При этом ООО "Аудит-безопасность" является одной из десяти крупнейших региональных компаний России и одной из лидирующих среди аудиторских фирм Республики Башкортостан. По итогам проверки качества аудиторских отчетов и аудиторских заключений, проведенной Министерством имущественных отношений РБ, ООО "Аудит-безопасность" включена в перечень фирм, получивших наивысшие оценки качества (более 90 баллов).

— Какие особенности отличают вас от других подобных фирм? Ведь говорить о специализации у аудиторов, как будто, не принято...

— Следует говорить скорее о классификации аудиторских фирм, чем об их специализации. Есть универсальные аудиторские фирмы, которые могут проводить обязательный аудит по нескольким направлениям: общий аудит, страховой, банковский, аудит инвестиционных фондов. Есть и специализированные аудиторские фирмы, которые работают по одному направлению, например, проводят только банковский аудит.

ООО "Аудит-безопасность" работает в области общего аудита предприятий различных форм собственности. Отличительной чертой нашей фирмы является стиль работы. В нем же состоит и преимущество нашей компании. Наши специалисты, выявляя ошибки и недочеты в финансовом (управленческом, налоговом и т.п.) учете предприятия при проведении аудита, подробно их разбирают, объясняя клиентам, в чем состоит ошибка и каким образом следует внести исправления. Кроме того, наши специалисты при проведении управленческого консалтинга могут помочь руководству предприятия найти и принять правильное управленческое решение в различных ситуациях.

Мы считаем, что будущее — за многофункциональными компаниями, которые могут предоставить предприятиям весь спектр услуг как в области аудита, так и в области услуг, сопутствующих аудиту. А именно — оценки, налогового консультирования, юридических услуг. Как показывает международная и передовая российская практика, времена небольших компаний проходят. Объединение бизнеса крупных аудиторских и оценочных фирм дает синергетический эффект. Предприятиям проще и выгоднее довериться одному грамотному консультанту, строить и развивать свой бизнес с надежным, проверенным партнером, чем собирать услуги по принципу "с миру по нитке".

Сама жизнь подсказывает пути дальнейшего развития бизнеса, в том числе и в области аудита. В июне 2006 года у нас произошла серьезная реорганизация. ООО "Аудит-безопасность" вошло в холдинг "Группа компаний "Эксперт-оценка". Таким образом, образовавшийся в результате объединения бизнеса холдинг теперь предоставляет клиентам универсальный комплекс аудиторских, оценочных и консалтинговых услуг.

— Но ведь аудиторские фирмы отличаются друг от друга не только фамилиями своих специалистов?

— Значимость аудиторской компании, безусловно, определяется спектром оказываемых услуг, временем работы на рынке аудита, численностью и квалификацией персонала компании и, как следствие, качеством оказываемых услуг, а также перечнем клиентов компании. Ниша, которую на рынке аудиторских услуг занимают аудиторские фирмы, определяется в основном составом клиентов фирмы и численностью персонала фирмы.

Направление деятельности основных клиентов аудиторской фирмы нередко определяет ее специализацию. Кто-то специализируется в области нефтяной и газовой промышленности, кто-то — в области машиностроения, строительства, торговли. С течением времени, с расширением круга обслуживаемых предприятий специализация аудиторской фирмы становится менее выраженной. По нашему мнению, в современных условиях было бы весьма опрометчиво ориентироваться только на нескольких крупных клиентов. Портфель заказов аудиторской фирмы должен быть уравновешен. Среди клиентов должны присутствовать предприятия как крупного, так и среднего и малого бизнеса. Хотя, согласитесь, как-то неловко называть представителем малого бизнеса предприятие с оборотами в 50 миллионов рублей и валютой баланса более 20 миллионов рублей. А ведь именно эти показатели являются пороговым критерием при определении, попадает ли предприятие под проведение обязательного аудита в соответствии с законодательством.

По нашей компании могу сказать, что начинали мы в 1995 году, как, наверное, и все аудиторские фирмы, с работы с предприятиями разных отраслей народного хозяйства. Постепенно выстроилась специализация по нефтепереработке и нефтехимии, затем произошло движение в сферу металлургии и машиностроения, параллельно с этими направлениями мы активно работаем со строительными компаниями нашей республики, с предприятиями, оказывающими услуги связи, с представителями гостиничного и туристического бизнеса. В последние годы аудит стал более востребованным в сфере предприятий жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

Конечно, в основном аудиторские фирмы ориентируются на крупных клиентов. Когда специалисты аудиторской фирмы работают с предприятием не один год, то они довольно глубоко знают специфику его работы. Исходя из этого опыта, мы можем грамотно и быстро оказывать клиенту консалтинговые услуги. От скорости ответа на поставленные вопросы при услугах консалтинга, особенно налогового, нередко зависит финансовая деятельность предприятия. Поэтому к консультантам очень долго присматриваются, прежде чем выбрать. Все прекрасно понимают, что наибольший успех приносит долговременное сотрудничество. Слаженная работа консультантов и предприятия всегда настроена на успех. Поэтому предприятия не столь часто меняют аудиторов, так как этот процесс весьма болезненный для обеих сторон.

— Сейчас Москва усердно движется на региональный рынок. Как вы относитесь к конкурентам из столицы?

— Как правило, смена аудитора происходит при смене собственника. Если предприятие покупается и входит в крупный холдинг, то на него "заходят" внутрикорпоративные аудиторы. Так произошло и с некоторыми крупными предприятиями нашей республики, в числе которых были и наши клиенты, с которыми мы сотрудничали по нескольку лет. Новый собственник сам решает, с какой аудиторской фирмой он будет работать, и здесь практически никто не интересуется мнением самого предприятия о новых аудиторах.

Несмотря на смену собственников в последние годы мы наблюдаем интересный процесс. Поработав какое-то время со столичными аудиторскими компаниями, предприятия снова останавливают свой выбор на местных аудиторах. Объясняется это очень просто — соотношение качество услуг/стоимость услуг у региональных аудиторских компаний нередко оказывается выше, чем у столичных. И, как уже говорилось, скорость реагирования на проблемы предприятия тоже существенно различается. Мы, то есть региональные компании, больше болеем душой за успех предприятий нашей республики, так как мы здесь живем и работаем. Кроме того, состав штатных сотрудников региональных аудиторских компаний более стабилен.

— Как же тогда появляются договоры? Кто должен проявлять инициативу о проверке: аудитор или предприятие?

— Инициатива вообще-то должна исходить от собственников предприятия, ведь именно они являются самыми заинтересованными внешними и внутренними пользователями финансовой отчетности, и они должны быть уверены в ее достоверности. В статье 7 Закона "Об аудиторской деятельности" определен перечень критериев, в соответствии с которыми предприятия обязаны проводить обязательный аудит. Такими критериями являются организационно-правовая форма собственности предприятия, виды деятельности, финансовые показатели, а именно показатель объема выручки и сумма активов баланса предприятия.

Собственники, чьи предприятия соответствуют установленным законом критериям, обычно сами проявляют инициативу по поиску аудиторских компаний для проведения обязательного аудита. Но все-таки нельзя говорить о том, что только руководители предприятий ищут аудиторов, я бы сказала, что этот процесс поиска является двусторонним. Мы, то есть аудиторские организации, должны помочь заинтересованным пользователям отчетности нас найти. Поэтому, как и в любой сфере бизнеса, аудиторские организации дают рекламу своих услуг. Кстати сказать, в нашей области реклама не столь эффективна, как скажем, в торговле. Это объясняется спецификой рынка аудиторских и консалтинговых услуг. Предприятия очень аккуратно выбирают себе аудиторов и консультантов, опираясь на свой личный, возможно, не всегда удачный опыт. Очень часто пользуются рекомендациями руководителей других предприятий, которые уже работали с определенными аудиторами и консультантами. Это уже специфика российского менталитета. И в нашей практике есть примеры, когда после нескольких лет работы предприятия по каким-либо причинам меняли аудиторов, но, как правило, все эти истории заканчиваются одинаково — к нам возвращаются. Возвращаются, как правило, на следующий год. Мы продолжаем работать с ними, так как прекрасно понимаем, что на рынке аудиторских услуг, как в любой другой сфере бизнеса, существует конкуренция. Все познается в сравнении, и если к нам возвращаются наши старые клиенты, значит, они поработали с другими, сравнили и поняли, что мы были лучше.

Конкуренция — это хорошая вещь. Значит, клиенту есть из кого выбирать. В конкурентной борьбе плохо лишь одно: то, что некоторые аудиторские фирмы очень сильно демпингуют цены. Но грамотные руководители предприятий понимают, что "хорошо — дешево не бывает". Если аудиторская фирма предлагает цену на аудит в несколько раз ниже, чем другие, то прежде чем принять ее "заманчивое" предложение, неплохо бы подумать, а за счет каких источников она поддерживает уровень качества своих услуг?

— Каковы критерии для проведения обязательного аудита?

— Как уже говорилось выше, критериев несколько. По организационно-правовой форме — обязательный аудит должны проводить открытые акционерные общества независимо от результатов их деятельности. По виду деятельности — обязательный аудит должны проводить кредитные, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления от физических и юридических лиц.

По финансовым показателям — обязательный аудит должны проводить предприятия и индивидуальные предприниматели, если объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или если сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ.

Другими словами, на сегодняшний день под обязательный аудит попадают предприятия с выручкой (без НДС) более 50 миллионов рублей, или с суммой активов баланса более 20 миллионов рублей.

Обязательный аудит государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий проводится в том случае, если они соответствуют вышеназванным критериям. (На правах рекламы)

Автор: Ольга Горюнова

Теги: финансы
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть