Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Для учителя Тамерлана музыка - его ученики

Есть профессии, которые не дают людям стареть ни душой, ни телом. Учительскую работу, пусть одну из изнурительнейших, можно ставить в один ряд с ними.
Тамерлану Салигаскарову - 37 лет. Для мужчины - время расцвета и жизненных, и творческих сил. Правда, ему далеко и этих тридцати семи не дашь.
Недавно стало известно...

Есть профессии, которые не дают людям стареть ни душой, ни телом. Учительскую работу, пусть одну из изнурительнейших, можно ставить в один ряд с ними.

Тамерлану Салигаскарову — 37 лет. Для мужчины  — время расцвета и жизненных, и творческих сил. Правда, ему далеко и этих тридцати семи не дашь.

Недавно стало известно, что Тамерлан Венерович стал победителем конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта "Образование" и скоро получит президентский грант в размере 100 тысяч рублей. Мастер-педагог преподает историю и обществознание в 41-й школе города Уфы. Сам окончил 39-ю школу, затем Башкирский государственный педагогический университет. Уже студентом он раньше своих сокурсников начал совмещать учебу с работой, и не с какой-нибудь другой, а с учительской. Сегодня педагогический стаж Тамерлана Салигаскарова насчитывает 18 лет. Побольше бы таких молодых специалистов российской школе! Накануне августовского совещания Тамерлан Венерович ответил на вопросы обозревателя агентства "Башинформ".

— Вы стояли перед выбором профессии?

— Я человек творческий. Думал заняться музыкой (Тамерлан в свое время выступал на эстраде, сегодня также занимается организацией концертов — Г.Ш.). Но дети меня очаровали больше. Это особая энергетика. Первое, что я вижу, заходя в класс, — детские глаза. Они меня поражают. Далеко не каждый мужчина пойдет в школу. Причина одна — низкая зарплата. Хотелось бы, конечно, чтобы среди учителей было больше молодых специалистов, особенно представителей мужского пола. Я рад, что сейчас и Россия, и наша республика заинтересованы в повышении заработной платы учителям. Мы формируем будущее поколение. Каков учитель, таков будет человек, которого он воспитывает и кому дает знания. И педагогам нужно создавать соответствующие условия.

— Как вы относитесь к школьной реформе?

— Я за эксперимент. Люблю новизну, стараюсь постоянно самосовершенствоваться, использовать новые формы и методы в работе. Это вызывает интерес учеников. Главное для учителя — это поддерживать диалог с учеником, проявлять уважение к личности ребенка и вызвать интерес к предмету. Для достижения третьей составляющей нужны инновации. Я использую блочную систему в процессе обучения: практикую групповую форму работы, исследовательские методы, я их называю проблемно-поисковые. Это также и схемы и таблицы, опорные конспекты, видеофрагменты, которые пользуются большим успехом у учеников. У меня в классе большая фонотека. Кабинет хорошо оборудован. Мы с учениками ездим по городам России, посещали достопримечательности республики, в частности, места, связанные с именем легендарного Салавата Юлаева.

— Сложно сегодня преподавать историю?

— Когда я сам в школе учился, нас заставляли мыслить так, как это делал определенный круг людей. Сейчас мы даем ученикам высказать свою точку зрения. Каждый имеет на это право. Современные школьники больше интересуются политикой. Я на своих уроках практикую часы политинформации, провожу обзор печати. Вместе с детьми сам совершенствуюсь.  — Как восприняли вашу победу в коллективе?  — Во-первых, для меня было неожиданностью, что наш педсовет выдвинул меня на конкурс. Было очень приятно. Поддержали эту инициативу родители, ученики, управление образования. Многие, конечно, радовались. Но были и те, в чьих глазах, я не видел искренности. Отрадно, что нас государство не забывает.

— Вы ведь еще ведете классное руководство?

— Да, в рамках нацпроекта каждый месяц мы, классные руководители, получаем по тысяче рублей. Это ощутимая поддержка, и она нужна. Классный руководитель несет большую ответственность перед детьми и их родителями. Нам приходится решать конфликты между детьми и семейные конфликты — проблему отцов и детей. Нужно и профессионально проводить родительские собрания. К нам обращаются за советами мамы и папы. Родители сейчас требовательны к классным руководителям. Классный руководитель и любой учитель должен быть и психологом, и педагогом, и физиологом. Я думаю, в педвузах нужно на эти три аспекта обращать особое внимание.

— Какая ваша любимая тема на уроке?

— Мне нравятся все темы, связанные с 20-веком. Это ближе нам по времени. И это богатый на события век. На прошлое столетие приходятся все крупные войны, три революции. Это и великие личности. Особенно мне нравится рассказывать про Петра Столыпина. На обществознании — это Конфуций.

Известного завоевателя Тамерлана учитель не причисляет к числу своих любимых исторических персон. Он даже считает, что это очень редкое имя, означающее в переводе "железо" и ассоциирующеся с грозным предводителем, не совсем подходит ему. Учитель Салигаскаров очень общительный, мягкий, эмоциональный, открытый человек, серьезный, и в меру требовательный. Имя Тимур, наверное, больше уравновешивает в себе эти черты характера педагога. И поэтому ученики обращаются к своему учителю не иначе как "Тимур Венерович".

А на вопрос "Много ваших выпускников выбирают учительскую профессию?", как и ожидала, услышала:

— К сожалению, нет. Я провожу время от времени опрос среди своих учеников и нахожу отрицательные ответы. "Непрестижно, малооплачиваемо", — так они характеризуют одну из важнейших профессий на земле. И это руководство страны наконец-то поняло. Свидетельство тому — образование

стало приоритетным направлением для государства.

Тамерлан Венерович кроме того, что увлекается музыкой, собирает курьезные ответы учеников на уроках и собственные афоризмы, спонтанно родившиеся на занятиях. Из них он составляет брошюру и дарит ученикам на последнем звонке. К ним мне захотелось добавить добрую русскую пословицу, ставшую не совсем актуальной сегодня, основательно ее переиначив: "Не имей сто друзей, а имей сто рублей". Этот вариант в наших реалиях, и особенно для такой профессии, как учитель, вполне имеет право на жизнь.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Гульназ Шарафлисламова

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть